Священническое благословение

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли (то есть люди, полу­чив­шие через таин­ство Свя­щен­ства бла­го­дать Свя­то­го Духа для свя­щен­но­го слу­же­ния Церк­ви Хри­сто­вой) — епи­ско­пы (архи­ереи) и свя­щен­ни­ки (иереи) осе­ня­ют нас крест­ным зна­ме­ни­ем. Такое осе­не­ние назы­ва­ет­ся благословением.

Когда свя­щен­ник или епи­скоп бла­го­слов­ля­ет нас рукой, то он скла­ды­ва­ет паль­цы так, что они изоб­ра­жа­ют бук­вы IC XC, то есть Иисус Хри­стос. Это зна­чит, что через свя­щен­ни­ка бла­го­слов­ля­ет нас Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Поэто­му бла­го­сло­ве­ние свя­щен­но­слу­жи­те­ля мы долж­ны при­ни­мать с благоговением.

Когда в хра­ме свя­щен­но­слу­жи­те­ли осе­ня­ют народ кре­стом или Еван­ге­ли­ем, обра­зом или чашей, то все кре­стят­ся и совер­ша­ют пояс­ной поклон, а когда осе­ня­ют све­ча­ми, бла­го­слов­ля­ют рукой или кадят, про­из­но­сят сло­ва обще­го бла­го­сло­ве­ния «Мир всем» и дру­гие, то необ­хо­ди­мо совер­шить пояс­ной поклон без крест­но­го зна­ме­ния; не сто­ит при этом скла­ды­вать свои руки, как это дела­ет­ся при лич­ном бла­го­сло­ве­нии, тем более под­но­сить их после к устам или груди.

Что­бы полу­чить лич­но бла­го­сло­ве­ние от свя­щен­ни­ка или епи­ско­па, нуж­но скла­ды­вать руки кре­стом: пра­вую на левую ладо­ня­ми вверх, про­из­но­ся сло­ва: «Бла­го­сло­ви­те, батюш­ка (или вла­ды­ка)». Полу­чив бла­го­сло­ве­ние, мы целу­ем руку, нас бла­го­слов­ля­ю­щую, — целу­ем как бы неви­ди­мую руку Само­го Хри­ста Спа­си­те­ля. Как гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, «не чело­век бла­го­слов­ля­ет, а Бог его рукою и язы­ком». Это ясно и из слов свя­щен­ни­ка — «Бог бла­го­сло­вит!» При­зы­вай же бла­го­сло­ве­ние Божие не толь­ко в делах важ­ных и пред­при­я­ти­ях опас­ных, но и во всех обык­но­вен­ных житей­ских заня­ти­ях тво­их: на пищу свою, что­бы вку­шать ее во здра­вие; на свой чест­ный труд и вооб­ще на бла­гие начи­на­ния твои, что­бы они были бла­го­успеш­ны; на путь твой, что­бы он был бла­го­по­лу­чен; на детей сво­их, что­бы они вырос­ли в вере и бла­го­че­стии; на все досто­я­ние свое, что­бы оно умно­жи­лось во бла­го тебе и ближ­ним твоим.

Без бла­го­сло­ве­ния Божия ника­кое дело не может иметь успе­ха. Поэто­му-то бла­го­че­сти­вые пред­ки наши ста­ра­лись начи­нать вся­кое дело после молит­вы и при­няв бла­го­сло­ве­ние от священника.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.