Священное Писание

О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
Юрий Максимов

 

Biblia на древ­не­гре­че­ском озна­ча­ет «кни­ги». Биб­лия состо­ит из 77 книг: 50 книг Вет­хо­го Заве­та и 27 книг Ново­го Заве­та. Несмот­ря на то, что ее запи­сы­ва­ли на про­тя­же­нии несколь­ких тыся­че­ле­тий десят­ки свя­тых людей на раз­ных язы­ках, она име­ет пол­ную ком­по­зи­ци­он­ную завер­шен­ность и внут­рен­нее логи­че­ское единство.Оно начи­на­ет­ся с кни­ги Бытия, где опи­сы­ва­ет­ся нача­ло наше­го мира – его сотво­ре­ние Богом и созда­ние пер­вых людей – Ада­ма и Евы, их гре­хо­па­де­ние, рас­про­стра­не­ние чело­ве­че­ско­го рода и все боль­шее уко­ре­не­ние гре­ха и заблуж­де­ний сре­ди людей. Опи­сы­ва­ет­ся, как нашел­ся один пра­вед­ник – Авра­ам, кото­рый пове­рил Богу, и Бог заклю­чил с ним завет, то есть дого­вор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обе­ща­ния: одно – что потом­ки Авра­ама полу­чат зем­лю Хана­ан­скую и вто­рое, име­ю­щее зна­че­ние для все­го чело­ве­че­ства: «и бла­го­сло­вят­ся в тебе все пле­ме­на зем­ные» (Быт. 12: 3).Так Бог созда­ет от пат­ри­ар­ха Авра­ама осо­бый народ и, когда тот ока­зы­ва­ет­ся в пле­ну у егип­тян, через про­ро­ка Мои­сея осво­бож­да­ет потом­ков Авра­ама, дает им зем­лю Хана­ан­скую, чем испол­ня­ет пер­вое обе­ща­ние, и заклю­ча­ет завет уже со всем наро­дом (см.: Втор. 29: 2–15).В дру­гих вет­хо­за­вет­ных кни­гах при­во­дят­ся подроб­ные ука­за­ния, свя­зан­ные с соблю­де­ни­ем это­го заве­та, дают­ся сове­ты о том, как стро­ить свою жизнь, что­бы не нару­шать волю Божию, а так­же рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как избран­ный Богом народ соблю­дал либо нару­шал этот завет.При этом Бог при­зы­вал в наро­де про­ро­ков, через кото­рых воз­ве­щал Свою волю и давал новые обе­то­ва­ния, в том чис­ле о том, что «вот насту­па­ют дни, гово­рит Гос­подь, когда Я заклю­чу с домом Изра­и­ля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет веч­ным и откры­тым для всех наро­дов (см.: Ис. 55: 3, 5).И когда родил­ся от Девы истин­ный Бог и истин­ный Чело­век Иисус Хри­стос, то в про­щаль­ную ночь, перед тем как идти на стра­да­ния и смерть, Он, сидя с уче­ни­ка­ми, «взяв чашу и бла­го­да­рив, подал им и ска­зал: пей­те из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Ново­го Заве­та, за мно­гих изли­ва­е­мая во остав­ле­ние гре­хов» (Мф. 26: 27–28). А после Сво­е­го вос­кре­се­ния, как мы пом­ним, Он послал апо­сто­лов на про­по­ведь всем наро­дам, и тем самым испол­ни­лось вто­рое обе­ща­ние Бога Авра­аму, а так­же про­ро­че­ство Иса­ии. А затем Гос­подь Иисус вос­шел на небо и сел одес­ную Отца Сво­е­го, и так испол­ни­лось сло­во про­ро­ка Дави­да: «Ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мое­му: сиди одес­ную Меня» (Пс. 109: 1).О жиз­ни, смер­ти и вос­кре­се­нии Хри­ста повест­ву­ют ново­за­вет­ные кни­ги Еван­ге­лия, а кни­га Дея­ний апо­столь­ских рас­ска­зы­ва­ет о появ­ле­нии Церк­ви Божи­ей, то есть сооб­ще­ства вер­ных, хри­сти­ан, ново­го наро­да, искуп­лен­но­го кро­вью Господа.Наконец послед­няя кни­га Биб­лии – Апо­ка­лип­сис – повест­ву­ет о кон­це наше­го мира, гря­ду­щем пора­же­нии сил зла, все­об­щем вос­кре­се­нии и страш­ном суде Божи­ем, за кото­рым сле­ду­ет спра­вед­ли­вое воз­да­я­ние для каж­до­го и испол­не­ние обе­ща­ний ново­го заве­та для после­до­вав­ших за Хри­стом: «А тем, кото­рые при­ня­ли Его, веру­ю­щим во имя Его, дал власть быть чада­ми Божи­и­ми» (Ин. 1: 12).Один и тот же Бог вдох­но­вил Вет­хий и Новый Заве­ты, то и дру­гое Писа­ние есть в рав­ной сте­пе­ни сло­во Божие. Как гово­рил свя­той Ири­ней Лион­ский, «и закон Мои­сея, и бла­го­дать Ново­го Заве­та, оба сооб­раз­ные с вре­ме­на­ми, даро­ва­ны для поль­зы чело­ве­че­ско­го рода Одним и Тем же Богом», и, по сви­де­тель­ству свя­то­го Афа­на­сия Вели­ко­го, «вет­хим дока­зы­ва­ет­ся новое, а новое сви­де­тель­ству­ет о ветхом».

Зна­че­ние Свя­щен­но­го Писания

По Сво­ей люб­ви к нам Бог воз­во­дит отно­ше­ния с чело­ве­ком на такую высо­ту, что не пове­ле­ва­ет, но пред­ла­га­ет заклю­чить дого­вор. И Биб­лия – это свя­щен­ная кни­га Заве­та, дого­во­ра, доб­ро­воль­но заклю­чен­но­го меж­ду Богом и людь­ми. Это сло­во Божие, кото­рое не содер­жит ниче­го, кро­ме исти­ны. Оно обра­ще­но к каж­до­му чело­ве­ку, и каж­дый чело­век из него может узнать не толь­ко прав­ду о мире, о про­шлом и буду­щем, но и прав­ду о каж­дом из нас, о том, како­ва воля Божия и как мы можем сле­до­вать ей в сво­ей жизни.

Если Бог, будучи бла­гим Созда­те­лем, поже­лал бы открыть Себя, то мы долж­ны были бы ожи­дать, что Свое сло­во Он поста­ра­ет­ся доне­сти до как мож­но боль­ше­го коли­че­ства людей. И дей­стви­тель­но, Биб­лия явля­ет­ся самой рас­про­стра­нен­ной в мире кни­гой, она пере­ве­де­на на самое боль­шее чис­ло язы­ков и изда­на самым боль­шим чис­лом экзем­пля­ров, чем любая дру­гая книга.

Таким обра­зом людям дает­ся воз­мож­ность узнать и Само­го Бога, и Его пла­ны, каса­ю­щи­е­ся наше­го спа­се­ния от гре­ха и смерти.

Исто­ри­че­скую досто­вер­ность Биб­лии, осо­бен­но Ново­го Заве­та, под­твер­жда­ют древ­ней­шие руко­пи­си, напи­сан­ные тогда, когда еще были живы оче­вид­цы зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста; в них мы нахо­дим тот же текст, что и упо­треб­ля­е­мый ныне в Пра­во­слав­ной Церкви.

Боже­ствен­ное автор­ство Биб­лии под­твер­жда­ет­ся мно­же­ством чудес, в том чис­ле еже­год­ным схож­де­ни­ем чудес­но­го Бла­го­дат­но­го огня в Иеру­са­ли­ме – на том месте, где вос­крес Иисус Хри­стос, и имен­но в день, когда пра­во­слав­ные хри­сти­ане гото­вят­ся празд­но­вать Его вос­кре­се­ние. Кро­ме того, в Биб­лии содер­жат­ся мно­го­чис­лен­ные пред­ска­за­ния, кото­рые испол­ни­лись в точ­но­сти спу­стя мно­го веков после того, как были запи­са­ны. Нако­нец, Биб­лия до сих пор могу­ще­ствен­но дей­ству­ет на серд­ца людей, пре­об­ра­жая их и обра­щая на путь доб­ро­де­те­ли и пока­зы­вая, что Автор ее до сих пор забо­тит­ся о Сво­ем творении.

Посколь­ку Свя­щен­ное Писа­ние вну­ше­но Богом, то пра­во­слав­ные хри­сти­ане верят ему бес­пре­ко­слов­но, ибо вера сло­вам Биб­лии есть вера сло­вам Само­го Бога, Кото­ро­му пра­во­слав­ные хри­сти­ане дове­ря­ют как забот­ли­во­му и любя­ще­му Отцу.

Отно­ше­ние к Свя­щен­но­му Писанию

Чте­ние Свя­щен­но­го Писа­ния при­но­сит огром­ную поль­зу для вся­ко­го, кто жела­ет испра­вить свою жизнь. Оно про­све­ща­ет душу исти­ной и содер­жит отве­ты на все воз­ни­ка­ю­щие перед нами труд­но­сти. Нет ни одной про­бле­мы, кото­рая не мог­ла бы полу­чить раз­ре­ше­ния в сло­ве Бога, пото­му что имен­но в этой кни­ге изло­же­ны те самые духов­ные зако­но­мер­но­сти, о кото­рых мы упо­ми­на­ли выше.

Чело­ве­ка, кото­рый чита­ет Биб­лию и ста­ра­ет­ся жить в соот­вет­ствии с тем, что гово­рит в ней Бог, мож­но срав­нить с пут­ни­ком, иду­щим глу­бо­кой ночью по незна­ко­мой доро­ге с ярким фона­рем в руке. Свет фона­ря дела­ет для него путь лег­ким, поз­во­ляя нахо­дить нуж­ное направ­ле­ние, а так­же избе­гать ям и луж.

Того же, кто лишен чте­ния Биб­лии, мож­но срав­нить с пут­ни­ком, вынуж­ден­ным идти в непро­гляд­ной тьме без фона­ря. Он захо­дит не туда, куда бы хотел, часто спо­ты­ка­ет­ся и пада­ет в ямы, рас­ши­ба­ясь и пачкаясь.

Нако­нец, того, кто чита­ет Биб­лию, но не стре­мит­ся при­во­дить свою жизнь в соот­вет­ствие с теми духов­ны­ми зако­на­ми, кото­рые в ней изло­же­ны, мож­но упо­до­бить тако­му нера­зум­но­му пут­ни­ку, кото­рый, про­хо­дя ночью по незна­ко­мым местам, дер­жит фонарь в руке, но не вклю­ча­ет его.

Свя­той Иоанн Зла­то­уст гово­рил, что «подоб­но тому, как лишен­ные све­та не могут пря­мо идти, так и не видя­щие луча Боже­ствен­но­го Писа­ния вынуж­де­ны гре­шить, так как ходят в самой глу­бо­кой тьме».

Чте­ние Писа­ния не подоб­но чте­нию любой дру­гой лите­ра­ту­ры. Это духов­ный труд. Поэто­му перед тем как открыть Биб­лию, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет вспом­нить совет свя­то­го Ефре­ма Сири­на: «Когда начи­на­ешь читать или слу­шать Свя­щен­ное Писа­ние, помо­лись Богу так: “Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, отвер­зи уши и очи серд­ца мое­го, что­бы мне услы­шать Твои сло­ва и понять их и испол­нить волю Твою”. Все­гда так моли Бога, что­бы про­све­тил твой ум и открыл тебе силу Сво­их слов. Мно­гие, пона­де­яв­шись на свой разум, под­верг­лись заблуждению».

Что­бы не под­верг­нуть­ся заблуж­де­нию и ошиб­кам при чте­нии Свя­щен­но­го Писа­ния, хоро­шо, кро­ме молит­вы, так­же сле­до­вать сове­ту бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, гово­рив­ше­го, что «в рас­суж­де­нии о свя­щен­ных писа­ни­ях нель­зя идти без пред­ше­ствен­ни­ка и путеводителя».

Кто же может стать таким путе­во­ди­те­лем? Если сло­ва Свя­щен­но­го Писа­ния состав­ля­ли люди, про­све­щен­ные Духом Свя­тым, то, есте­ствен­но, объ­яс­нить их пра­виль­но могут толь­ко люди, про­све­щен­ные Духом Свя­тым. А таким чело­ве­ком ста­но­вит­ся тот, кто, научив­шись от апо­сто­лов Хри­сто­вых, пошел по пути, откры­то­му Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом в Пра­во­слав­ной Церк­ви, окон­ча­тель­но отка­зал­ся от гре­ха и соеди­нил­ся с Богом, то есть стал свя­тым. Ины­ми сло­ва­ми, хоро­шим путе­во­ди­те­лем в изу­че­нии Биб­лии может быть лишь тот, кто сам про­шел весь путь, пред­ла­га­е­мый в ней Богом. Тако­го путе­во­ди­те­ля пра­во­слав­ные нахо­дят, обра­ща­ясь к Свя­щен­но­му Преданию.

Свя­щен­ное Пре­да­ние: еди­на истина

В любой хоро­шей семье есть семей­ные пре­да­ния, когда люди из поко­ле­ния в поко­ле­ние с любо­вью пере­да­ют рас­ска­зы о чем-то важ­ном из жиз­ни сво­е­го пред­ка, и бла­го­да­ря это­му память о нем сохра­ня­ет­ся даже у тех потом­ков, кото­рые нико­гда его лич­но не видели.

Цер­ковь тоже осо­бо­го рода боль­шая семья, пото­му что объ­еди­ня­ет тех, кто через Хри­ста был усы­нов­лен Богу и стал сыном или доче­рью Отца Небес­но­го. Неслу­чай­но поэто­му в Церк­ви люди обра­ща­ют­ся друг к дру­гу со сло­вом «брат» или «сест­ра», пото­му что во Хри­сте все пра­во­слав­ные хри­сти­ане ста­но­вят­ся духов­ны­ми бра­тья­ми и сестрами.

И в Церк­ви так­же суще­ству­ет пере­да­ва­е­мое из поко­ле­ния в поко­ле­ние Свя­щен­ное Пре­да­ние, вос­хо­дя­щее к апо­сто­лам. Свя­тые апо­сто­лы обща­лись с Самим вопло­щен­ным Богом и от Него узна­ли исти­ну непо­сред­ствен­но. Эту исти­ну они пере­да­ва­ли дру­гим людям, в кото­рых была любовь к истине. Что-то апо­сто­лы запи­са­ли, и это ста­ло Свя­щен­ным Писа­ни­ем, но что-то пере­да­ва­ли не запи­сы­вая, а уст­но либо самим при­ме­ром сво­ей жиз­ни – как раз это и сохра­ня­ет­ся в цер­ков­ном Свя­щен­ном Предании.

И об этом гово­рит в Биб­лии Дух Свя­той через апо­сто­ла Пав­ла: «Итак, бра­тия, стой­те и дер­жи­те пре­да­ния, кото­рым вы науче­ны или сло­вом или посла­ни­ем нашим» (2 Фес. 2: 15); «Хва­лю вас, бра­тия, что вы все мое помни­те и дер­жи­тесь пре­да­ния так, как я пере­дал вам. Ибо я от Само­го Гос­по­да при­нял то, что и вам пере­дал» (1 Кор. 11: 2, 23).

В Свя­щен­ном Писа­нии апо­стол Иоанн пишет: «Мно­гое имею писать вам, но не хочу на бума­ге чер­ни­ла­ми; а наде­юсь прид­ти к вам и гово­рить уста­ми к устам, что­бы радость ваша была пол­на» (2 Ин. 12).

И вот у пра­во­слав­ных хри­сти­ан эта радость пол­на, пото­му что в цер­ков­ном Пре­да­нии мы слы­шим живой и веч­ный голос апо­сто­лов, «уста­ми к устам». Пра­во­слав­ная Цер­ковь сохра­ня­ет истин­ное пре­да­ние бла­жен­но­го уче­ния, кото­рое пря­мо, как сын от отца, при­ня­ла от свя­тых апостолов.

Для при­ме­ра мож­но при­ве­сти сло­ва древ­не­го пра­во­слав­но­го свя­то­го Ири­нея, епи­ско­па Лион­ско­го. Он писал уже в кон­це II века после Рож­де­ства Хри­сто­ва, но в юно­сти был уче­ни­ком свя­то­го Поли­кар­па Смирн­ско­го, кото­рый лич­но знал апо­сто­ла Иоан­на и дру­гих уче­ни­ков и сви­де­те­лей жиз­ни Иису­са Хри­ста. Вот как об этом пишет свя­той Ири­ней: «Тогдаш­нее я пом­ню твер­же, чем недав­нее; ибо что мы узна­ли в дет­стве, то укреп­ля­ет­ся вме­сте с душой и уко­ре­ня­ет­ся в ней. Так, я мог бы опи­сать даже место, где сидел и раз­го­ва­ри­вал бла­жен­ный Поли­карп; могу изоб­ра­зить его поход­ку, образ его жиз­ни и внеш­ний вид, его бесе­ды к наро­ду, как он рас­ска­зы­вал о сво­ем обра­ще­нии с апо­сто­лом Иоан­ном и с про­чи­ми само­вид­ца­ми Гос­по­да, как он при­по­ми­нал сло­ва их и пере­ска­зы­вал, что слы­шал от них о Гос­по­де, Его чуде­сах и уче­нии. Так как он слы­шал все от само­вид­цев жиз­ни Сло­ва, то он рас­ска­зы­вал соглас­но с Писа­ни­ем. По Божи­ей мило­сти ко мне, я и тогда еще вни­ма­тель­но слу­шал Поли­кар­па и запи­сы­вал сло­ва его не на бума­ге, но в моем серд­це – и по мило­сти Божи­ей все­гда сохра­няю их в све­жей памяти».

Вот поче­му, читая кни­ги, напи­сан­ные свя­ты­ми отца­ми, мы видим в них изло­же­ние той же исти­ны, кото­рая была изло­же­на апо­сто­ла­ми в Новом Заве­те. Таким обра­зом, Свя­щен­ное Пре­да­ние помо­га­ет пра­виль­но пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние, отли­чая исти­ну от лжи.

Свя­щен­ное Пре­да­ние: еди­на жизнь

Даже семей­ное пре­да­ние вклю­ча­ет не толь­ко рас­ска­зы, но и опре­де­лен­ный образ дей­ствий, осно­ван­ный на жиз­нен­ных при­ме­рах. Дав­но извест­но, что дела учат луч­ше, чем сло­ва, и что любые сло­ва полу­ча­ют силу лишь если не рас­хо­дят­ся, а под­креп­ля­ют­ся жиз­нью того, кто гово­рит. Неред­ко мож­но видеть, что дети в сво­ей жиз­ни посту­па­ют так же, как на их гла­зах в этой ситу­а­ции посту­па­ли роди­те­ли. Итак, семей­ное пре­да­ние – это не толь­ко пере­да­ча опре­де­лен­ной инфор­ма­ции, но и пере­да­ча опре­де­лен­но­го обра­за жиз­ни и дей­ствий, кото­рые вос­при­ни­ма­ют­ся лишь при лич­ном обще­нии и сов­мест­ной жизни.

Точ­но так же и Свя­щен­ное Пре­да­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви – это не толь­ко пере­да­ча слов и мыс­лей, но и пере­да­ча свя­то­го обра­за жиз­ни, угод­но­го Богу и соглас­но­го с исти­ной. Пер­вые свя­тые Пра­во­слав­ной Церк­ви, как, напри­мер, свя­той Поли­карп, были уче­ни­ка­ми самих апо­сто­лов и вос­при­ня­ли это от них, а после­ду­ю­щие свя­тые отцы, как, напри­мер, свя­той Ири­ней, были их учениками.

Вот поче­му, изу­чая опи­са­ние жиз­ни свя­тых отцов, мы видим в них те же подви­ги и выра­же­ние той же люб­ви к Богу и людям, какие вид­ны в жиз­ни апостолов.

Свя­щен­ное Пре­да­ние: един Дух

Вся­кий зна­ет, что когда обыч­ное чело­ве­че­ское пре­да­ние пере­ска­зы­ва­ет­ся в семье, то с тече­ни­ем вре­ме­ни неред­ко что-то забы­ва­ет­ся, а что-то, наобо­рот, при­ду­мы­ва­ет­ся новое, чего не было на самом деле. И если кто-то из стар­ше­го поко­ле­ния, услы­шав, как моло­дой член семьи непра­виль­но пере­ска­зы­ва­ет исто­рию из семей­но­го пре­да­ния, может его попра­вить, то когда уми­ра­ют послед­ние оче­вид­цы, такой воз­мож­но­сти уже не оста­ет­ся, и с тече­ни­ем вре­ме­ни семей­ное пре­да­ние, пере­да­ва­е­мое из уст в уста, посте­пен­но теря­ет какую-то часть истины.

Но Свя­щен­ное Пре­да­ние как раз и отли­ча­ет­ся от всех чело­ве­че­ских пре­да­ний имен­но тем, что нико­гда не теря­ет ни одной части исти­ны, полу­чен­ной вна­ча­ле, пото­му что в Пра­во­слав­ной Церк­ви все­гда суще­ству­ет Тот, Кто зна­ет, как все было и как есть на самом деле – Свя­той Дух.

Во вре­мя про­щаль­ной бесе­ды Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал Сво­им апо­сто­лам: «Я умо­лю Отца, и даст вам дру­го­го Уте­ши­те­ля, да пре­бу­дет с вами вовек, Духа исти­ны… Он с вами пре­бы­ва­ет и в вас будет… Уте­ши­тель, Дух Свя­той, Кото­ро­го пошлет Отец во имя Мое, научит вас все­му и напом­нит вам все, что Я гово­рил вам… Он будет сви­де­тель­ство­вать о Мне» (Ин. 14: 16–17, 26; 15: 26).

И Он испол­нил это обе­ща­ние, и Дух Свя­той сошел на апо­сто­лов, и с тех пор все 2000 лет пре­бы­вал в Пра­во­слав­ной Церк­ви и пре­бы­ва­ет в ней доныне. Древ­ние про­ро­ки, а позд­нее апо­сто­лы мог­ли изре­кать сло­ва исти­ны пото­му, что обща­лись с Богом и Дух Свя­той вра­зум­лял их. Одна­ко после апо­сто­лов это вовсе не пре­рва­лось и не исчез­ло, ибо апо­сто­лы как раз и тру­ди­лись ради того, что­бы при­об­щить к этой воз­мож­но­сти дру­гих людей. Поэто­му совсем не уди­ви­тель­но, что пре­ем­ни­ки апо­сто­лов – свя­тые отцы – так­же обща­лись с Богом и были вра­зум­ля­е­мы Тем же Самым Свя­тым Духом, что и апо­сто­лы. И поэто­му, как сви­де­тель­ству­ет свя­той Иоанн Дамас­кин, один «отец не про­ти­во­бор­ству­ет [дру­гим] отцам, пото­му что все они были общ­ни­ка­ми одно­го Свя­то­го Духа».

Итак, Свя­щен­ное Пре­да­ние – это не толь­ко пере­да­ча опре­де­лен­ной инфор­ма­ции об истине и при­ме­ра жиз­ни по истине, но и пере­да­ча обще­ния с Духом Свя­тым, Кото­рый все­гда готов напом­нить об истине и вос­пол­нить все, что чело­ве­ку недостает.

Свя­щен­ное Пре­да­ние – это веч­ная, не ста­ре­ю­щая память Церк­ви. Свя­той Дух, все­гда дей­ству­ю­щий через вер­но слу­жа­щих Богу отцов и учи­те­лей Церк­ви, предо­хра­ня­ет ее от вся­ко­го заблуж­де­ния. Оно име­ет не мень­шую силу, чем Свя­щен­ное Писа­ние, пото­му что источ­ник того и дру­го­го есть один и тот же Свя­той Дух. Поэто­му, живя и учась в Пра­во­слав­ной Церк­ви, в кото­рой пре­ем­ствен­но про­дол­жа­ет­ся уст­ная апо­столь­ская про­по­ведь, чело­век может изу­чать исти­ну хри­сти­ан­ской веры и стать святым.

В чем выра­жа­ет­ся Свя­щен­ное Пре­да­ние види­мым образом

Итак, Свя­щен­ное Пре­да­ние – это полу­чен­ная от Бога исти­на, пере­да­ва­е­мая из уст в уста от апо­сто­лов через свя­тых отцов вплоть до наше­го вре­ме­ни, сохра­ня­ю­ща­я­ся живу­щим в Церк­ви Духом Святым.

В чем кон­крет­но мож­но узнать выра­же­ние это­го Пре­да­ния? Преж­де все­го, авто­ри­тет­ней­ши­ми выра­зи­те­ля­ми его для пра­во­слав­ных хри­сти­ан явля­ют­ся поста­нов­ле­ния Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров Церк­ви, а так­же писа­ния свя­тых отцов, их жития и бого­слу­жеб­ные песнопения.

Как точ­но опре­де­лить Свя­щен­ное Пре­да­ние в тех или иных кон­крет­ных слу­ча­ях? Обра­ща­ясь к упо­мя­ну­тым источ­ни­кам и дер­жа при этом в уме прин­цип, выра­жен­ный свя­тым Викен­ти­ем Лирин­ским: «То, во что вери­ли все, все­гда и всю­ду в Пра­во­слав­ной Церкви».

Отно­ше­ние к Свя­щен­но­му Преданию

Свя­той Ири­ней Лион­ский пишет: «В Цер­ковь, как в бога­тую сокро­вищ­ни­цу, апо­сто­лы в пол­но­те поло­жи­ли все, что при­над­ле­жит истине, так что каж­дый жела­ю­щий может при­ни­мать от нее питие жизни».

Пра­во­сла­вие не име­ет нужды искать исти­ну: оно ею обла­да­ет, ибо Цер­ковь уже содер­жит всю пол­но­ту исти­ны, пре­по­дан­ную нам Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и Духом Свя­тым через апо­сто­лов и уче­ни­ков их – свя­тых отцов.

Обра­ща­ясь к сви­де­тель­ству, кото­рое они яви­ли сло­вом и жиз­нью, мы пости­га­ем исти­ну и всту­па­ем на тот путь Хри­стов, по кото­ро­му свя­тые отцы про­шли вслед за апо­сто­ла­ми. А путь этот ведет к соеди­не­нию с Богом, к бес­смер­тию и бла­жен­ной жиз­ни, сво­бод­ной от всех стра­да­ний и вся­ко­го зла.

Свя­тые отцы были не про­сто древни­ми интел­лек­ту­а­ла­ми, а носи­те­ля­ми духов­но­го опы­та, свя­то­сти, из кото­рой пита­лось их бого­слов­ство­ва­ние. Все свя­тые пре­бы­ва­ли в Боге и поэто­му име­ли одну веру, как Дар Божий, как свя­щен­ное сокро­ви­ще и вме­сте с тем нор­му, иде­ал, путь.

Доб­ро­воль­ное, бла­го­го­вей­ное и послуш­ное сле­до­ва­ние свя­тым отцам, про­све­щен­ным Духом Свя­тым, избав­ля­ет нас от раб­ства лжи и дает под­лин­ную духов­ную сво­бо­ду в истине, по сло­ву Гос­по­да: «Позна­е­те исти­ну, и исти­на сде­ла­ет вас сво­бод­ны­ми» (Ин. 8: 32).

К сожа­ле­нию, не все люди ока­зы­ва­ют­ся гото­вы так посту­пить. Ведь для это­го нуж­но сми­рить­ся, то есть пре­одо­леть свою гре­хов­ную гор­ды­ню и самолюбие.

Совре­мен­ная запад­ная куль­ту­ра, осно­ван­ная на само­лю­бии, неред­ко учит чело­ве­ка счи­тать себя мери­лом все­го, на все смот­реть свы­со­ка и мерить узки­ми рам­ка­ми сво­е­го рас­суд­ка, сво­их пред­став­ле­ний и вку­сов. Но такой под­ход слу­жит плохую служ­бу тем, кто его вос­при­ни­ма­ет, ведь с таким под­хо­дом невоз­мож­но стать луч­ше, совер­шен­нее, доб­рее и даже попро­сту умнее. Невоз­мож­но рас­ши­рить рам­ки сво­е­го рас­суд­ка, если не при­знать, что суще­ству­ет нечто боль­шее, луч­шее и совер­шен­ней­шее, чем мы сами. Необ­хо­ди­мо сми­рить свое «я» и при­знать, что для того, что­бы стать луч­ше, мы долж­ны не все истин­ное, свя­тое и совер­шен­ное оце­ни­вать по себе, а, наобо­рот, себя оце­ни­вать в соот­вет­ствии с ним, и не толь­ко оце­ни­вать, но и менять.

Так что вся­ко­му хри­сти­а­ни­ну над­ле­жит под­чи­нить свой ум Церк­ви, ста­вить себя не выше и не вро­вень, а ниже свя­тых отцов, верить им боль­ше, чем само­му себе, – такой чело­век нико­гда не собьет­ся с пути, веду­ще­му к веч­ной победе.

Поэто­му, когда пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин откры­ва­ет духов­ную кни­гу, он молит­ся Гос­по­ду, что­бы Он бла­го­сло­вил это чте­ние и дал ура­зу­меть то, что полез­но, и при самом чте­нии ста­ра­ет­ся быть рас­по­ло­жен­ным с откры­то­стью и доверием.

Вот что пишет свя­той Фео­фан Затвор­ник: «Вера искрен­няя – отри­ца­ние сво­е­го ума. Надо ум ого­лить и как чистую дос­ку пред­ста­вить вере, что­бы она начер­та­ла себя на нем как есть, без вся­кой при­ме­си сто­рон­них рече­ний и поло­же­ний. Когда в уме оста­ют­ся свои поло­же­ния, тогда, по напи­са­нии на нем поло­же­ний веры, ока­жет­ся в нем смесь поло­же­ний: созна­ние будет путать­ся, встре­чая про­ти­во­ре­чие меж­ду дей­стви­я­ми веры и мудр­ство­ва­ния ума. Тако­вы все со сво­и­ми муд­ро­ва­ни­я­ми всту­па­ю­щие в область веры… Они пута­ют­ся в вере, и ниче­го из них не выхо­дит, кро­ме вреда»

Ска­чать Биб­лию в Сино­даль­ном переводе

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.