Как вести себя на литургии

Литур­гия есть не обыч­ное бого­слу­же­ние, а таин­ство, то есть такое свя­щен­но­дей­ствие, в кото­ром веру­ю­щим пода­ет­ся освя­ща­ю­щая их бла­го­дать Свя­то­го Духа.

На этом осо­бом бого­слу­же­нии воз­но­сят­ся молит­вы и пес­но­пе­ния Богу, а так­же при­но­сит­ся таин­ствен­ная Бес­кров­ная Жерт­ва за спа­се­ние людей. Под видом хле­ба и вина, пре­по­да­ет­ся пра­во­слав­ным истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Вот поче­му литур­гия име­ет пре­иму­ще­ство перед дру­ги­ми службами.

На Боже­ствен­ной литур­гии, или Евха­ри­стии, вспо­ми­на­ет­ся вся зем­ная жизнь Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Услов­но, литур­гия раз­де­ля­ет­ся на три части: про­ско­ми­дия, литур­гия огла­шен­ных и литур­гия верных.

Про­ско­ми­дия
Про­ско­ми­дия совер­ша­ет­ся обыч­но во вре­мя чте­ния 3‑го и 6‑го часов или перед ними.

На про­ско­ми­дии поми­на­ют­ся живые и почив­шие чле­ны Церк­ви. Люди, кото­рые зака­зы­ва­ют про­ско­ми­дию, пере­да­ют в алтарь запис­ки с име­на­ми и просфо­ры, при­об­ре­тен­ные в цер­ков­ной лав­ке. Свя­щен­ник вытя­ги­ва­ет частич­ки из просфор и поми­на­ет о здра­вии или за упо­кой пода­ва­е­мых. На про­ско­ми­дию мож­но пода­вать толь­ко име­на кре­щен­ных при­ча­ща­ю­щих­ся людей.

Вели­кая отра­да быва­ет душам усоп­ших от поми­но­ве­ния их на проскомидии.

По окон­ча­нии про­ско­ми­дии свя­щен­ник кадит весь храм. В это вре­мя чтец закан­чи­ва­ет читать часы. Начи­на­ет­ся литур­гия оглашенных.

Литур­гия огла­шен­ных
Огла­шен­ны­ми назы­ва­ют­ся люди, кото­рые не при­ня­ли таин­ство кре­ще­ния, то есть не кре­щен­ные или нахо­дят­ся под свя­щен­ни­че­ским запре­том, епитимией.

Далее раз­бе­рем как вести себя на литур­гии оглашенных.

1. Литур­гия огла­шен­ных начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство, все­гда, ныне и прис­но и во веки веков». Хор поет: «Аминь». Осе­ня­ем себя крест­ным знамением.

2. Начи­на­ет­ся вели­кая екте­ния. Екте­ния – это осо­бые про­ше­ния, про­из­но­си­мые свя­щен­но­слу­жи­те­лем, на кото­рые хор отве­ча­ет пени­ем: «Гос­по­ди, поми­луй». На каж­дом про­из­но­си­мом про­ше­нии екте­нии необ­хо­ди­мо креститься.

3. По окон­ча­нии екте­нии, хор начи­на­ет петь так назы­ва­е­мые изоб­ра­зи­тель­ные анти­фо­ны. Их все­го три, в честь Свя­той Тро­и­цы. Они поют­ся под­ряд и раз­де­ля­ют­ся меж­ду собой малы­ми ектениями.

4. После вто­ро­го изоб­ра­зи­тель­но анти­фо­на хор поет песнь Гос­по­ду Иису­су Хри­сту: «Еди­но­род­ный Сыне…», в кото­рой мы слы­шим о вопло­ще­нии Бога в чело­ве­ка для того, что­бы изба­вить людей от греха.

5. Малая екте­ния – кре­стим­ся на каж­дом прошении.

6. И поет­ся тре­тий анти­фон, кото­рый начи­на­ет­ся сло­ва­ми рас­пя­то­го с Гос­по­дом на кре­сте раз­бой­ни­ка: «Во Цар­ствии Тво­ем помя­ни нас, Гос­по­ди…». Нуж­но вни­ма­тель­но слу­шать это пес­но­пе­ние. В нем зало­жен глу­бо­кий смысл. Ведь мы пом­ним, что Иисус Хри­стос ска­зал это­му раз­бой­ни­ку: «Истин­но гово­рю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Тре­тий анти­фон – это некие запо­ве­ди, пови­ну­ясь кото­рым чело­век при­дет к Цар­ствию Небесному.

7. Во вре­мя пения тре­тье­го анти­фо­на совер­ша­ет­ся малый вход. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли выхо­дят из алта­ря неся све­чу, кади­ло и Еван­ге­лие. Это дей­ствие сим­во­ли­зи­ру­ет шествие Гос­по­да с сон­мом ангелов.

8. После вхо­да поют­ся тро­па­ри и конда­ки, кото­рые отра­жа­ют свя­щен­ные собы­тия празд­ни­ка. На каж­дой пес­ни крестимся.

9. Далее поет­ся ангель­ская песнь «Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас». На каж­дом пении осе­ня­ем себя крест­ным знамением.

В это вре­мя, свя­щен­ник в тай­ной молит­ве про­сит Отца Небес­но­го, что­бы Он при­нял Три­свя­тую песнь и про­стил наши гре­хи воль­ные и невольные.

10. Далее сле­ду­ет чте­ние Апо­сто­ла. Это кни­га, в кото­рой собра­ны дея­ния и посла­ния свя­тых апо­сто­лов к тем или иным наро­дам. Во вре­мя чте­ния Апо­сто­ла, диа­кон кадит, на его каж­де­ние над­ле­жит отве­чать накло­не­ни­ем головы.

11. После чте­ния Апо­сто­ла хор поет «Алли­лу­иа» три­жды. Три раза кре­стим­ся с поклонами.

12. Свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: «Пре­муд­рость, про­сти, услы­шим свя­та­го Еван­ге­лия. Мир всем» — нуж­но накло­нить голо­ву при­ни­мая благословение.

13. Во вре­мя чте­ния Еван­ге­лия, как бы вни­мая Само­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, сле­ду­ет сто­ять с пре­кло­нен­ной головой.

14. По про­чте­нии Еван­ге­лия сле­ду­ет екте­ния: «Помо­ли­те­ся, огла­ше­нии Гос­по­де­ви… Вер­нии, о огла­шен­ных помо­лим­ся, да Гос­подь поми­лу­ет их… Огла­сит их сло­вом исти­ны… Откры­ет им Еван­ге­лие прав­ды…» — как видим, про­ше­ния свя­за­ны с огла­шен­ны­ми, людь­ми не нахо­дя­щи­ми­ся еще в лоне церк­ви, то есть не кре­щен­ны­ми, или нахо­дя­щи­ми­ся под запре­том, епитимией.

15. На вто­рой екте­нии свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: «Ели­цы, огла­ше­нии, изы­ди­те, огла­ше­нии изы­ди­те, да никто от огла­шен­ных ели­цы вер­нии, паки и паки, миром Гос­по­ду помо­лим­ся». Из этих слов понят­но, что огла­шен­ным нуж­но вый­ти из хра­ма до кон­ца литур­гии. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что нерас­ка­ян­ный в гре­хах чело­век или не при­над­ле­жа­щий к вер­ным церк­ви (кре­щен­ным), не может при­сут­ство­вать на Евха­ри­стии. Евха­ри­стия – самое вели­чай­шее таин­ство церк­ви, когда вино и хлеб пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. В Таин­стве При­ча­стия все вер­ные чада соеди­ня­ют­ся со Христом.

Литур­гия вер­ных
Раз­бе­рем, как вести себя на литур­гии верных.

Вер­ные хри­сти­ане состав­ля­ют Цер­ковь Хри­сто­ву и толь­ко они могут сослу­жить свя­щен­ни­ку в таин­стве Евхаристии.

1. По окон­ча­нии екте­ний поет­ся Херу­вим­ская песнь.

Если пере­ве­сти ее с цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка на рус­ский, озна­ча­ет сле­ду­ю­щее: «Мы, таин­ствен­но изоб­ра­жая херу­ви­мов и вос­пе­вая три­свя­тую песнь Тро­и­це, даю­щей жизнь, оста­вим теперь забо­ту о всем житей­ском, что­бы нам про­сла­вить Царя всех, Кото­ро­го неви­ди­мо носят и про­слав­ля­ют ангель­ские силы».

Эта молит­ва напо­ми­на­ет нам, как ангель­ские силы на небе слу­жат у пре­сто­ла Божия и осно­ва­на на виде­ни­ях про­ро­ков Иса­ии, Иезекииля.

Делая вывод над выше­ска­зан­ным, как же себя вести на Херу­вим­ской пес­ни? Ответ прост! Так, как вели бы себя, если бы нахо­ди­лись перед Пре­сто­лом Бога.

Еще, во вре­мя пения Херу­вим­ской пес­ни реко­мен­ду­ют читать мыс­лен­но пса­лом 50: «Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Тво­ей…». Его мож­но най­ти в молитвослове.

2. Вели­кий вход – это когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли выхо­дят из алта­ря неся Чашу с вином и дис­кос (спе­ци­аль­ная бого­слу­жеб­ная посу­да) с Агн­цем. Они ста­но­вят­ся на амвоне и поми­на­ют Пат­ри­ар­ха, епар­хи­аль­но­го епи­ско­па, всех бла­го­де­те­лей, пред­сто­я­щих в хра­ме и моля­щих­ся, всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Это дела­ет­ся для того, что­бы пока­зать, что Свя­тые дары будут при­не­се­ны в Жерт­ву Богу о спа­се­нии всех поминаемых.

Вели­кий вход сим­во­ли­зи­ру­ет шествие Гос­по­да Иису­са Хри­ста на воль­ные стра­да­ния для спа­се­ния мира.

3. Далее сле­ду­ет про­си­тель­ная екте­ния, в кото­рой свя­щен­ник молит­ся о пере­не­сен­ных на пре­стол Дарах, о даро­ва­нии спа­си­тель­ных благ всем про­ся­щим. (кре­стим­ся на каж­дом воз­гла­ша­е­мом прошении).

4. Диа­кон воз­гла­ша­ет: «Две­ри, две­ри, пре­муд­ро­стию вон­мем». Сло­ва «Две­ри, две­ри» в древ­но­сти отно­си­лись к при­врат­ни­кам, чобы они не впус­ка­ли в храм огла­шен­ных или языч­ни­ков при совер­ше­нии таин­ства Свя­той Евха­ри­стии. Сло­ва: Пре­муд­ро­стию вон­мем (будем вни­мать) при­зы­ва­ют вни­ма­ние веру­ю­щих к спа­си­тель­но­му уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, изло­жен­но­му в Сим­во­ле веры.

5. Хор поет Сим­вол веры. В нача­ле Сим­во­ла веры сле­ду­ет совер­шить крест­ное знамение.

Сим­вол веры был состав­лен по изво­ле­нию Свя­то­го Духа свя­ты­ми отца­ми 1 и 2 Все­лен­ских Собо­ров. Он явля­ет­ся неиз­мен­ным руко­вод­ством для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан в их духов­ной жизни.

Сим­вол веры – это крат­кое изло­же­ние нашей веры.

«Верую» раз­ре­ша­ет­ся петь вме­сте с хором.

6. Диа­кон или свя­щен­ник воз­гла­ша­ют: «Ста­нем доб­ре, ста­нем со стра­хом, вон­мем, свя­тое воз­но­ше­ние в мире при­но­си­ти». Эти­ми сло­ва­ми при­зы­ва­ют­ся веру­ю­щие к собран­но­сти духа и ума перед пред­сто­я­щим священнодействием.

Начи­на­ет­ся Евха­ри­сти­че­ский канон. Хор поет песнь «Милость мира…».

3. Поче­му нуж­но собра­но вести себя при дан­ном пес­но­пе­нии? Пото­му что, при пении слов «Тебе поем, Тебе бла­го­сло­вим, Тебе бла­го­да­рим…» совер­ша­ет­ся самая вели­кая тай­на – свя­щен­ник про­сит Бога нис­по­слать Свя­то­го Духа на моля­щих­ся и Дары. Соше­ствие Свя­то­го Духа на Дары пре­тво­ря­ет Их в Тело и Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Во вре­мя Свя­той Евха­ри­стии молить­ся над­ле­жит с осо­бым вни­ма­ни­ем. Важ­ность этой мину­ты так вели­ка, что с ней не может срав­нить­ся ни одна мину­та нашей жиз­ни. В этой свя­щен­ной мину­те заклю­ча­ют­ся все наше спа­се­ние и любовь Божия к роду чело­ве­че­ско­му, ибо Бог явил­ся во плоти.

4. Во вре­мя пения Достой­но есть (или дру­гой свя­щен­ной пес­ни в честь Бого­ро­ди­цы — задо­стой­ни­ка) свя­щен­ник молит­ся о живых и усоп­ших, поми­ная их по име­нам, в осо­бен­но­сти тех, за кото­рых совер­ша­ет­ся Боже­ствен­ная литур­гия. И при­сут­ству­ю­щие в хра­ме долж­ны в это вре­мя помя­нуть поимен­но сво­их близ­ких, живых и умерших.

5. После Достой­но есть или заме­ня­ю­ще­го его задо­стой­ни­ка — зем­ной поклон. При сло­вах: И всех, и вся — совер­ша­ет­ся пояс­ной поклон.

6. В нача­ле обще­на­род­но­го пения Молит­вы Гос­под­ней — Отче наш — сле­ду­ет изоб­ра­зить на себе крест­ное зна­ме­ние и поло­жить зем­ной поклон.

7. При воз­гла­се свя­щен­ни­ка: “Свя­тая — свя­тым” зем­ной поклон пола­га­ет­ся ради воз­но­ше­ния Свя­то­го Агн­ца перед Его раз­дроб­ле­ни­ем. В это вре­мя над­ле­жит вспо­ми­нать Тай­ную вече­рю и послед­нюю бесе­ду Гос­по­да Иису­са Хри­ста с уче­ни­ка­ми, Его крест­ные стра­да­ния, смерть и погребение.

8. По откры­тии цар­ских врат и выне­се­нии Свя­тых Даров, озна­ча­ю­щем явле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста по Вос­кре­се­нии, при воз­гла­ше­нии: “Со стра­хом Божи­им и верою при­сту­пи­те!” — пола­га­ет­ся зем­ной поклон.

9. При­сту­пая к при­ня­тию Свя­тых Тайн Тела и Кро­ви Хри­сто­вых после того, как свя­щен­ник про­чи­та­ет молит­вы пред при­ча­ще­ни­ем, над­ле­жит поло­жить зем­ной поклон, сло­жить руки на гру­ди кре­сто­об­раз­но (ни в коем слу­чае не кре­стить­ся, дабы не толк­нуть неча­ян­но и не про­лить Свя­тую Чашу, — кре­сто­об­раз­но сло­жен­ные руки заме­ня­ют в это вре­мя крест­ное зна­ме­ние) и не спе­ша, бла­го­го­вей­но, со стра­хом Божи­им под­хо­дить к Свя­той Чаше, назвав свое имя, а по при­ня­тии Свя­тых Тайн поце­ло­вать ниж­нюю часть Чаши, как само пре­чи­стое реб­ро Хри­сто­во, и затем отой­ти в сто­ро­ну спо­кой­но, не тво­ря крест­но­го зна­ме­ния и покло­нов до при­ня­тия теп­ло­ты. Над­ле­жит осо­бен­но воз­бла­го­да­рить Гос­по­да за Его вели­кую милость, за бла­го­дат­ный дар Свя­то­го При­ча­ще­ния: Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Зем­ные покло­ны в этот день не совер­ша­ют­ся при­част­ни­ка­ми до вече­ра. Те, кто не при­ча­ща­ет­ся за Боже­ствен­ной литур­ги­ей, в свя­тые мину­ты при­ча­стия долж­ны сто­ять в хра­ме с бла­го­го­вей­ной молит­вой, не помыш­ляя о зем­ном, не выхо­дя в это вре­мя из хра­ма, дабы не оскор­бить Свя­ты­ни Гос­под­ней и не нару­шить бла­го­чи­ния церковного.

10.При сло­вах свя­щен­ни­ка: «Все­гда, ныне и прис­но и во веки веков», при послед­нем явле­нии Свя­тых Даров, изоб­ра­жа­ю­щем Воз­не­се­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста на Небо, пола­га­ет­ся зем­ной поклон с крест­ным зна­ме­ни­ем для тех, кто не спо­до­бил­ся Свя­тых Тайн, а для при­част­ни­ков — пояс­ной поклон с крест­ным зна­ме­ни­ем. Кто не успел еще к это­му вре­ме­ни при­нять теп­ло­ты, дол­жен обра­тить­ся лицом к Свя­той Чаше, выра­жая этим бла­го­го­ве­ние к вели­кой Святыне.

11.Святой анти­дор (с греч. — вме­сто дара) раз­да­ет­ся при­сут­ству­ю­щим после Боже­ствен­ной литур­гии для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния души и тела, дабы те, кто не при­об­ща­лись Свя­тых Таин, вку­си­ли освя­щен­но­го хле­ба. Цер­ков­ный Устав ука­зы­ва­ет, что анти­дор мож­но при­ни­мать лишь нато­щак — ниче­го не евшим и не пившим.

Анти­дор долж­но при­ни­мать бла­го­го­вей­но, сло­жив ладо­ни кре­сто­об­раз­но, пра­вую на левую, и целуя пода­ю­щую этот дар руку священника.

12.В кон­це литур­гии свя­щен­ник поми­на­ет име­на свя­тых, память кото­рых празд­ну­ет­ся в этот день и твор­ца литур­гии (напри­мер, Иоан­на Зла­то­уста, напи­сав­ше­го литур­гию назван­ною литур­ги­ей Иоан­на Златоуста).

Хор поет мно­го­ле­тие, где поми­на­ют­ся пат­ри­арх, епар­хи­аль­ный архи­ерей, при­хо­жане хра­ма и все пра­во­слав­ные христиане.

13.Все молив­ши­е­ся под­хо­дят ко Кре­сту, кото­рый дает цело­вать священник.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.