Поклоны и Крестное знамение

Для крест­но­го зна­ме­ния мы скла­ды­ва­ем паль­цы пра­вой руки так: три пер­вых паль­ца (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний) сла­га­ем вме­сте кон­ца­ми ров­но, а два послед­них (безы­мян­ный и мизи­нец) при­ги­ба­ем к ладони.

Сло­жен­ные вме­сте три пер­вых паль­ца выра­жа­ют нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­то­го Духа как еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную Тро­и­цу, а два паль­ца, при­гну­тые к ладо­ни, озна­ча­ют, что Сын Божий по вопло­ще­нии Сво­ем, будучи Богом, стал чело­ве­ком, то есть озна­ча­ют Его две при­ро­ды — Боже­скую и человеческую.

 

Осе­нять себя крест­ным зна­ме­ни­ем надо не торо­пясь: воз­ло­жить его на лоб, на живот, на пра­вое пле­чо и затем на левое. И толь­ко опу­стив пра­вую руку, делать поклон, что­бы неволь­но не допу­стить кощун­ства, поло­мав поло­жен­ный на себя крест.

О тех же, кото­рые зна­ме­ну­ют себя всей пятер­ней, или кла­ня­ют­ся, не окон­чив еще кре­ста, или маха­ют рукой сво­ей по воз­ду­ху или по гру­ди сво­ей, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст ска­зал: «Тому неисто­во­му маха­нию бесы раду­ют­ся». Напро­тив, крест­ное зна­ме­ние, совер­ша­е­мое пра­виль­но и неспеш­но, с верою и бла­го­го­ве­ни­ем, устра­ша­ет бесов, ути­ша­ет гре­хов­ные стра­сти и при­вле­ка­ет Боже­ствен­ную благодать.

В хра­ме необ­хо­ди­мо соблю­дать сле­ду­ю­щие пра­ви­ла, каса­ю­щи­е­ся покло­нов и крест­но­го знамения.

Кре­стить­ся без покло­нов следует:

  1. В нача­ле шесто­псал­мия при сло­вах «Сла­ва в Выш­них Богу…» три раза и в сере­дине на «Алли­лу­иа» три раза.
  2. В нача­ле пения или чте­ния «Верую».
  3. На отпу­сте «Хри­стос, истин­ный Бог наш…».
  4. В нача­ле чте­ния Свя­щен­но­го Писа­ния: Еван­ге­лия, Апо­сто­ла и паремий.

Кре­стить­ся с пояс­ным покло­ном сле­ду­ет:

  1. При вхо­де в храм и при выхо­де из него — три раза.
  2. При каж­дом про­ше­нии екте­нии после пения «Гос­по­ди, поми­луй», «Подай, Гос­по­ди», «Тебе, Господи».
  3. При воз­гла­се свя­щен­но­слу­жи­те­ля, воз­да­ю­ще­го сла­ву Свя­той Троице.
  4. При воз­гла­сах «При­и­ми­те, яди­те…», «Пий­те от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При сло­вах «Чест­ней­шую Херувим…».
  6. При каж­дом воз­гла­ше­нии слов «покло­ним­ся», «покло­не­ние», «при­па­дем».
  7. Во вре­мя чте­ния или пения «Алли­лу­иа», «Свя­тый Боже» и «При­и­ди­те, покло­ним­ся» и при воз­гла­се «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже», перед отпу­стом — по три раза.
  8. Во вре­мя чте­ния кано­на на утре­ни при взы­ва­нии к Гос­по­ду, Божи­ей Мате­ри и святым.
  9. При окон­ча­нии пения или чте­ния каж­дой стихиры.
  10. На литии после каж­до­го из пер­вых двух про­ше­ний екте­нии — по три покло­на, после двух осталь­ных — по одному.

Кре­стить­ся с зем­ным покло­ном следует:

  1. В пост при вхо­де в храм и при выхо­де из него — три раза.
  2. В пост на утре­ни после каж­до­го при­пе­ва к пес­ни Бого­ро­ди­це «Вели­чит душа моя Гос­по­да» после слов «Тя величаем».
  3. На литур­гии в нача­ле пения «Достой­но и пра­вед­но есть…».
  4. По окон­ча­нии пения «Тебе поем…».
  5. После «Достой­но есть…» или задостойника.
  6. При воз­гла­се «Свя­тая святым».
  7. При воз­гла­се «И спо­до­би нас, Вла­ды­ко…» перед пени­ем «Отче наш».
  8. При выно­се Свя­тых Даров, при сло­вах «Со стра­хом Божи­им и верою при­сту­пи­те», и вто­рой раз — при сло­вах «Все­гда, ныне и присно…».
  9. В Вели­кий пост на вели­ком пове­че­рии при пении «Пре­свя­тая Вла­ды­чи­це…» — на каж­дом сти­хе; при пении «Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся…» и проч. на вели­ко­пост­ной вечерне совер­ша­ют­ся три поклона.
  10. В Вели­кий пост при чте­нии молит­вы «Гос­по­ди и Вла­ды­ко живо­та моего…».
  11. В Вели­кий пост при заклю­чи­тель­ном пении «Помя­ни нас, Гос­по­ди, егда при­и­де­ши во Цар­ствии Тво­ем» пола­га­ют­ся три зем­ных поклона.

Пояс­ной поклон без крест­но­го зна­ме­ния кладется:

  1. При сло­вах свя­щен­ни­ка «Мир всем», «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…», «Бла­го­дать Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста…», «И да будут мило­сти Вели­ка­го Бога…».
  2. При сло­вах диа­ко­на «И во веки веков» (после воз­гла­са свя­щен­ни­ка «Яко свят еси, Боже наш» перед пени­ем Трисвятого).

Не допус­ка­ют­ся зем­ные покло­ны:

  1. В дни вос­крес­ные, в дни от Рож­де­ства Хри­сто­ва до Кре­ще­ния, от Пас­хи до Пяти­де­сят­ни­цы, в празд­ник Преображения.
  2. При сло­вах «Гла­вы наша Гос­по­де­ви при­к­ло­ним» или «Гла­вы ваша Гос­по­де­ви при­к­ло­ни­те» все моля­щи­е­ся при­к­ло­ня­ют голо­вы (без крест­но­го зна­ме­ния), так как в это вре­мя свя­щен­ник тай­но (то есть про себя), а на литии велег­лас­но (гром­ко) чита­ет молит­ву, в кото­рой молит­ся о всех при­сут­ству­ю­щих, при­к­ло­нив­ших голо­вы. Молит­ва эта закан­чи­ва­ет­ся воз­гла­сом, в кото­ром воз­да­ет­ся сла­ва Свя­той Троице.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.