Как исповедоваться

К вели­ко­му сожа­ле­нию, очень малое коли­че­ство людей зна­ют, как пра­виль­но испо­ве­до­вать­ся в церк­ви. Еще боль­шее сожа­ле­ние вызы­ва­ет то, что преды­ду­щая фра­за отно­сит­ся не толь­ко к ред­ко ходя­щим в Храм Божий, но и к тем, кто посе­ща­ет его регу­ляр­но, даже на про­тя­же­нии мно­гих лет.

Пред­ста­вим себе такой слу­чай. Нам нуж­но испо­ве­дать­ся и при­ча­стить­ся. Что мы дела­ем? Садим­ся вече­ром, берем листок в руки, откры­ва­ем молит­во­слов в раз­де­ле “Испо­ведь” и пере­пи­сы­ва­ем отту­да гре­хи, но в луч­шем слу­чае мы сами вспо­ми­на­ем гре­хи, кото­рые совер­ши­ли, и запи­сы­ва­ем их на бума­гу. Потом утром, перед Литур­ги­ей, под­хо­дим к свя­щен­ни­ку на испо­ведь, откры­ва­ем листо­чек и быст­ро чита­ем напи­сан­ное там, а ещу хуже — даем свя­щен­ни­ку свой листо­чек, мол, сам про­чи­тай и раз­ре­ши наши гре­хи. Пра­виль­ной ли счи­та­ет­ся такая исповедь?

Конеч­но же, нет! Для того, что­бы понять, как пра­виль­но испо­ве­до­вать­ся, преж­де все­го нуж­но понять, что же такое пра­во­слав­ная испо­ведь вооб­ще, для чего она нуж­на чело­ве­ку и как пра­виль­ная испо­ведь помо­га­ет спасаться.

Итак, рас­смот­рим все по-поряд­ку. Что такое пра­во­слав­ная испо­ведь вообще?

Испо­ведь — это наш раз­го­вор с Богом, это откры­тие Ему (обра­ти­те вни­ма­ние: Ему — зна­чит, Богу), а не свя­щен­ни­ку наше­го гре­ха. В таин­стве испо­ве­ди свя­щен­но­слу­жи­тель явля­ет­ся как бы про­вод­ни­ком меж­ду чело­ве­ком и Гос­по­дом. Откры­тое испо­ве­да­ние гре­хов перед свя­щен­ни­ком толь­ко идет нам на поль­зу, оно сми­ря­ет нашу гор­дость, часто неже­ла­ю­щую иметь сви­де­те­лей наших недо­стат­ков и гре­хов. Ведь имен­но гор­дость вну­ша­ет чело­ве­ку, что доста­точ­но одно­го осо­зна­ния гре­ха, а пой­ти и испо­ве­дать­ся в церк­ви перед свя­щен­ни­ком — это лишнее.

Итак, первй вывод мож­но сде­лать такой: что­бы пра­виль­но испо­ве­дать­ся, при­хо­дить на испо­ведь нуж­но с чув­ством, что мы при­шли пого­во­рить с Богом, рас­крыть­ся перед Ним, а свя­щен­ник слу­жит в этой ситу­а­ции укро­ти­те­лем нашей гордости.

Вто­рое, на чем бы хоте­лось акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние, — это листо­чек, на кото­ром напи­са­ны гре­хи. В общем, ниче­го осо­бен­но­го, листо­чек, как листо­чек. Толь­ко смот­ря кто как им поль­зу­ет­ся. Если, к при­ме­ру, взять листок бума­ги, напи­сать на нем свои гре­хи, а потом быст­ро про­та­ра­то­рить их свя­щен­ни­ку или дать ему, что­бы он сам про­чи­тал, то эта испо­ведь будет толь­ко в осуж­де­ние нам, а не во спа­се­ние. Листо­чек с запи­сан­ны­ми гре­ха­ми нужен толь­ко для того, что­бы чело­век сам, рас­ска­зы­вая свои гре­хи, при этом сокру­ша­ясь о них, мог погля­деть и ниче­го не забыть.

Тре­тье, на чем хочет­ся оста­но­вить­ся, — это про­чте­ние самих гре­хов. На испо­ве­ди свя­щен­ник дол­жен точ­но услы­шать грех чело­ве­ка и под­ска­зать, как ему с этим гре­хом бороть­ся. То есть чело­век дол­жен не про­сто ска­зать: “Батюш­ка, я согре­шил гор­до­стью, зави­стью, нелю­бо­вью к ближ­не­му и т. д.”, а рас­ска­зы­вать, в чем имен­но он согре­шил, к при­ме­ру, гор­до­стью. Пред­по­ло­жим, это может быть гор­дость в пове­де­нии. То есть чело­век дол­жен ска­зать не про­сто сло­во “гор­дость”, а рас­ска­зать, в чем она проявляется.

Так­же эта схе­ма отно­сит­ся и к дру­гим гре­хам. К при­ме­ру, согре­шил зави­стью. Тогда нуж­но вспом­нить и рас­ска­зать, по какой при­чине зави­до­вал, что спо­двиг­ло тебя на зависть. Зна­чит, мы видим, что такая испо­ведь — это уже не про­сто пере­чис­ле­ние гре­хов (гор­дость, зависть и т. д.). Это уже чело­век про­во­дит над собой пол­ный ана­лиз сво­их мыс­лей, сво­ей дея­тель­но­сти, сво­ей жиз­ни, в том чис­ле и духов­ной. Имен­но тако­го пока­я­ния ждет от нас Отец Наш Небес­ный. Он ждет наше­го само­ана­ли­за и нашей рабо­ты над ошибками.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.