История

С пре­об­ра­зо­ва­ни­ем в 1781 г. села Подол в город Вос­кре­сен­ская цер­ковь ста­ла его глав­ным хра­мом. В кон­це XVIII сто­ле­тия по бла­го­сло­ве­нию архи­епи­ско­па Мос­ков­ско­го и Калуж­ско­го Пла­то­на (Лев­ши­на) цер­ковь обно­ви­ли. Воз­мож­но, одно­вре­мен­но с эти­ми рабо­та­ми был устро­ен вто­рой при­дел во имя Свя­той Троицы.

Во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 г. насто­я­те­лем хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, свя­щен­ни­ком Фео­фи­лак­том Ива­но­вым, от раз­граб­ле­ния непри­я­те­лем была спа­се­на цер­ков­ная утварь. Вос­кре­сен­ский храм был вновь освя­щен в 1813 г., после осво­бож­де­ния г. Подоль­ска от захват­чи­ков: Тро­иц­кий при­дел – 8 мар­та, цен­траль­ный пре­стол – 30 мар­та, а поз­же – и при­дел свя­ти­те­ля Николая.

В авгу­сте 1818 г. подоль­чане обра­ти­лись к архи­епи­ско­пу Мос­ков­ско­му и Коло­мен­ско­му Авгу­сти­ну (Вино­град­ско­му) с про­ше­ни­ем о доз­во­ле­нии воз­ве­сти в горо­де новый камен­ный храм во имя Свя­той Тро­и­цы с при­де­ла­ми Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Ста­рую город­скую Вос­кре­сен­скую цер­ковь пред­по­ла­га­лось оста­вить в каче­стве клад­би­щен­ской. Прось­ба жите­лей Подоль­ска была удовлетворена.

Со вре­ме­нем клад­би­щен­ская цер­ковь все более и более вет­ша­ла. В 1839 г. ее состо­я­ние харак­те­ри­зо­ва­лось как ава­рий­ное, а к 1847 г. поло­же­ние ухуд­ши­лось до такой сте­пе­ни, что епар­хи­аль­ное началь­ство запре­ти­ло бого­слу­же­ния в Николь­ском при­де­ле. В 1853–1854 гг. в Вос­кре­сен­ской церк­ви про­во­ди­лись рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты. 16 сен­тяб­ря 1854 г. в Подоль­ске состо­я­лось освя­ще­ние древ­не­го хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Вос­ста­нов­ле­ние само­сто­я­тель­но­сти это­го при­хо­да про­изо­шло лишь в 1860 г.

В 1903 г. в жиз­ни Вос­кре­сен­ской церк­ви про­изо­шло важ­ное собы­тие: по про­ек­ту мос­ков­ско­го архи­тек­то­ра Пет­ра Алек­се­е­ви­ча Вино­гра­до­ва за счет доб­ро­воль­ных дая­ний при­хо­жан был пере­стро­ен Николь­ский при­дел. Ранее он нахо­дил­ся внут­ри хра­ма, теперь же его при­стро­и­ли к зда­нию, соот­вет­ствен­но с суще­ству­ю­щим Тро­иц­ким приделом.

В 1910 г. насто­я­тель Вос­кре­сен­ской церк­ви обра­тил­ся в Мос­ков­скую духов­ную кон­си­сто­рию и Импе­ра­тор­скую архео­ло­ги­че­скую комис­сию с

про­ше­ни­ем раз­ре­шить рас­пи­сать при­де­лы и воз­об­но­вить фрес­ки самой церк­ви. По дан­ным ведо­мо­сти за 1916 г., храм был рас­пи­сан в 1911 г.

Вос­кре­сен­ский храм име­ет тра­ди­ци­он­ную трех­част­ную пла­ни­ро­воч­ную схе­му. Пер­во­на­чаль­но на одной оси были рас­по­ло­же­ны основ­ной объ­ем с полу­цир­куль­ной апси­дой, тра­пез­ная и коло­коль­ня. Впо­след­ствии тра­пез­ная часть церк­ви была рас­ши­ре­на за счет устрой­ства север­но­го, Николь­ско­го, и южно­го, Свя­то-Тро­иц­ко­го, при­де­лов. Восточ­ные сте­ны при­де­лов име­ют несколь­ко выпук­лые объ­е­мы, но не явля­ют­ся при­стро­ен­ны­ми апси­да­ми. Цен­траль­ная часть хра­ма и север­ный при­дел сло­же­ны из мест­но­го бело­го кам­ня, а южный при­дел и коло­коль­ня – из кир­пи­ча. Послед­няя до сво­е­го раз­ру­ше­ния в ХХ в., как и храм, была белокаменной.

В осно­ве ком­по­зи­ции зда­ния лежит бес­столп­ный двух­свет­ный пяти­гла­вый чет­ве­рик, пря­мо­уголь­ный в плане, пере­кры­тый сомкну­тым четы­рех­лот­ко­вым сводом.

Фаса­ды име­ют деко­ра­тив­ное убран­ство в виде атти­ков, по фор­ме напо­ми­на­ю­щих лож­ные зако­ма­ры. В них неко­гда име­лись живо­пис­ные изоб­ра­же­ния. Рису­нок и про­фи­ли кар­ни­зов трех основ­ных объ­е­мов памят­ни­ка зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Углы основ­но­го объ­е­ма и тра­пез­ной под­черк­ну­ты пря­мо­уголь­ны­ми в плане пиляст­ра­ми, рас­кре­по­ван­ны­ми по карнизам.

Гра­не­ный глу­хой цен­траль­ный бара­бан хра­ма, деко­ри­ро­ван­ный неглу­бо­ки­ми ниша­ми с изоб­ра­же­ни­я­ми Херу­ви­мов, завер­ша­ет­ся золо­че­ной гла­вой луко­вич­ной фор­мы. В XIX в. на месте Херу­ви­мов были напи­са­ны апо­сто­лы. Крест цен­траль­ной гла­вы – четы­рех­ко­неч­ный, про­рез­ной, с полу­ме­ся­цем и деко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми. Вер­ти­ка­ли углов основ­но­го объ­е­ма хра­ма под­черк­ну­ты деко­ра­тив­ны­ми бара­ба­на­ми, увен­чан­ны­ми золо­че­ны­ми гла­ва­ми луко­вич­ной фор­мы с ярко выра­жен­ны­ми гра­не­ны­ми юбка­ми с под­зо­ром. Кре­сты четы­рех угло­вых гла­вок – вось­ми­ко­неч­ные, глухие.

Внут­ри церк­ви уста­нов­ле­ны совре­мен­ные ико­но­ста­сы и кио­ты. Золо­че­ная резь­ба раз­ме­ще­на на свет­ло-беже­вом фоне, что вме­сте с таким же цве­том стен при­да­ет инте­рье­ру осо­бую лег­кость и изыс­кан­ность. Все ико­ны были напи­са­ны масте­ра­ми совре­мен­ной палех­ской шко­лы. Фрес­ки пол­но­стью утра­че­ны в XX сто­ле­тии. В хра­ме нахо­дит­ся осо­бо чти­мая ико­на Божи­ей Мате­ри «Иеру­са­лим­ская».

4 апре­ля 1922 г. в Вос­кре­сен­ской церк­ви было про­ве­де­но изъ­я­тие цен­но­стей: из хра­ма забра­ли более трех пудов сереб­ра. В 1923 и 1925 гг. была заре­ги­стри­ро­ва­на общи­на Вос­кре­сен­ской церк­ви. В кон­це 1928–1929 гг. в Подоль­ске шла актив­ная анти­ре­ли­ги­оз­ная кам­па­ния. Мощ­ная аги­та­ция раз­вер­ну­лась на стра­ни­цах город­ской газе­ты «Подоль­ский рабо­чий». В пери­од с янва­ря по апрель 1929 г. появ­ля­ет­ся мно­же­ство ста­тей с при­зы­вом закрыть древ­нюю Вос­кре­сен­скую церковь.

24 июля 1929 г. Мос­со­вет вынес поста­нов­ле­ние о закры­тии хра­ма с его после­ду­ю­щей пере­да­чей под музей края. До нача­ла Вели­кой Отечественной

вой­ны в Вос­кре­сен­ском хра­ме рас­по­ла­гал­ся гараж гру­зо­вых машин. Веро­ят­но, имен­но в это вре­мя для удоб­ства про­хо­да тех­ни­ки был раз­ру­шен при­твор с коло­коль­ней, а в запад­ной стене про­бит огром­ный проем.

С город­ским клад­би­щем, на кото­ром похо­ро­не­ны мно­гие подоль­чане, в эпо­ху бого­бор­че­ства обо­шлись жесто­ко. Через какое-то вре­мя после его закры­тия над­гроб­ные пли­ты ста­ли сбра­сы­вать с отко­са в р. Пах­ру. Ныне на тер­ри­то­рии церк­ви уста­нов­лен поклон­ный дере­вян­ный крест, у под­но­жия кото­ро­го име­ет­ся таб­лич­ка с над­пи­сью: «На сем месте поко­ят­ся пере­за­хо­ро­нен­ные остан­ки подоль­чан, погре­бен­ных неко­гда на Вос­кре­сен­ском клад­би­ще при хра­ме Вос­кре­се­ния Христова».

С нача­ла Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и до 1956 г. в Вос­кре­сен­ской церк­ви раз­ме­ща­лись мастер­ская по ремон­ту тан­ков и гараж. Поз­же – меха­ни­че­ская мастер­ская по ремон­ту инва­лид­ных мото­ко­ля­сок. Веро­ят­но, мастер­ская про­су­ще­ство­ва­ла до 1970‑х гг. Затем в зда­нии хра­ма рас­по­ла­га­лись пункт по обме­ну газо­вых бал­ло­нов, гута­ли­но­вая фаб­ри­ка, авто­га­зо­за­пра­воч­ная стан­ция, гра­нит­ная мастерская.

В XX сто­ле­тии цер­ковь оброс­ла рядом чуже­род­ных при­стро­ек, кото­рые воз­во­ди­лись без вся­кой при­вяз­ки к архи­тек­ту­ре памят­ни­ка, нано­ся ему серьез­ный вред.

17 сен­тяб­ря 1994 г. было при­ня­то реше­ние о вос­ста­нов­ле­ние при­хо­да и хра­ма. Общи­на при­ня­лась за рестав­ра­цию зда­ния и завер­ши­ла ее в 1999 г. Освя­ще­ние церк­ви состо­я­лось 31 октяб­ря того же года. Бого­слу­же­ние воз­гла­вил мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Коло­мен­ский Ювеналий.

Осо­бое место в новей­шей исто­рии хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва зани­ма­ет визит Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II (Риди­ге­ра). Это зна­ме­на­тель­ное собы­тие состо­я­лось во вре­мя пер­во­свя­ти­тель­ско­го посе­ще­ния Подоль­ской зем­ли 9 сен­тяб­ря 2001 г. и было при­уро­че­но к 220-летию города.