Святая вода

Всю нашу жизнь рядом с нами вели­кая свя­ты­ня — свя­тая вода (по-гре­че­ски «аги­асма» — «свя­ты­ня»).

Освя­щен­ная вода есть образ бла­го­да­ти Божи­ей: она очи­ща­ет веру­ю­щих людей от духов­ных скверн, освя­ща­ет и укреп­ля­ет их к подви­гу спа­се­ния в Боге.

Мы впер­вые оку­на­ем­ся в нее в Кре­ще­нии, когда при при­ня­тии это­го таин­ства три­жды быва­ем погру­жа­е­мы в купель, напол­нен­ную свя­той водой. Свя­тая вода в таин­стве Кре­ще­ния омы­ва­ет гре­хов­ные нечи­сто­ты чело­ве­ка, обнов­ля­ет и воз­рож­да­ет его в новую жизнь во Христе.

Свя­тая вода обя­за­тель­но при­сут­ству­ет при освя­ще­нии хра­мов и всех пред­ме­тов, упо­треб­ля­ю­щих­ся в бого­слу­же­нии, при освя­ще­нии жилых домов, постро­ек, любо­го быто­во­го пред­ме­та. Нас окроп­ля­ют свя­той водой на крест­ных ходах, при молебнах.

В день Бого­яв­ле­ния каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин несет домой сосуд со свя­той водой, береж­но хра­нит ее как вели­чай­шую свя­ты­ню, с молит­вой при­ча­ща­ясь свя­той водой в болез­нях и вся­кой немощи.

«Освя­щен­ная вода, — как писал свя­ти­тель Димит­рий Хер­сон­ский, — име­ет силы к освя­ще­нию душ и телес всех, поль­зу­ю­щих­ся ею». Она, при­ем­ле­мая с верой и молит­вой, вра­чу­ет наши телес­ные болез­ни. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский после испо­ве­ди палом­ни­ков все­гда давал им вку­шать из чаши свя­той бого­яв­лен­ской воды.

Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский смер­тель­но боль­но­му послал бутыл­ку со свя­той водой — и неиз­ле­чи­мая болезнь к изум­ле­нию вра­чей отошла.

Ста­рец иерос­хи­мо­нах Сера­фим Выриц­кий все­гда сове­то­вал окроп­лять про­дук­ты и саму пищу иор­дан­ской (кре­щен­ской) водой, кото­рая, по его сло­вам, «сама все освя­ща­ет». Когда кто-нибудь силь­но болел, ста­рец Сера­фим бла­го­слов­лял при­ни­мать по сто­ло­вой лож­ке освя­щен­ной воды через каж­дый час. Ста­рец гово­рил, что силь­нее лекарств, чем свя­тая вода и освя­щен­ное мас­ло, — нет.

Чин водо­освя­ще­ния, кото­рый совер­ша­ет­ся в празд­ник Бого­яв­ле­ния, назы­ва­ет­ся вели­ким по осо­бен­ной тор­же­ствен­но­сти обря­да, про­ник­ну­то­го вос­по­ми­на­ни­ем Кре­ще­ния Гос­под­ня, в кото­ром Цер­ковь видит не толь­ко таин­ствен­ное омо­ве­ние гре­хов, но и дей­стви­тель­ное освя­ще­ние само­го есте­ства воды через погру­же­ние в нее Бога по плоти.

Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся два­жды — в самый день Бого­яв­ле­ния, а так­же нака­нуне, в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник). Неко­то­рые веру­ю­щие оши­боч­но пола­га­ют, что вода, освя­щен­ная в эти дни, раз­лич­на. Но на самом деле в сочель­ник и в самый день празд­ни­ка Кре­ще­ния при освя­ще­нии воды упо­треб­ля­ет­ся один чин.

Еще свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил, что свя­тая бого­яв­лен­ская вода в про­дол­же­ние мно­гих лет оста­ет­ся нетлен­ной, быва­ет све­жа, чиста и при­ят­на, как буд­то бы сию толь­ко мину­ту была почерп­ну­та из живо­го источ­ни­ка. Вот чудо бла­го­да­ти Божи­ей, кото­рое и сей­час видит каждый!

По веро­ва­нию Церк­ви, аги­асма — не про­стая вода духов­ной зна­чи­мо­сти, но новое бытие, духов­но-телес­ное бытие, вза­и­мо­свя­зан­ность Неба и зем­ли, бла­го­да­ти и веще­ства, и при­том весь­ма тесное.

Вот поче­му вели­кая аги­асма по кано­нам цер­ков­ным рас­смат­ри­ва­ет­ся как сво­е­го рода низ­шая сте­пень Свя­то­го При­ча­ще­ния: в тех слу­ча­ях, когда по соде­лан­ным гре­хам на чле­на Церк­ви накла­ды­ва­ет­ся епи­ти­мия и запрет при­сту­пать к Свя­тым Телу и Кро­ви Хри­сто­вым, дела­ет­ся обыч­ная кано­нам ого­вор­ка: «Точию аги­асму да пиет».

Кре­щен­ская вода — это свя­ты­ня, кото­рая долж­на быть в каж­дом доме пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на. Ее береж­но хра­нят в свя­том углу воз­ле икон.

Кро­ме кре­щен­ской воды пра­во­слав­ные хри­сти­ане часто исполь­зу­ют воду, освя­щен­ную на молеб­нах (малое водо­освя­ще­ние), совер­ша­е­мых в тече­ние все­го года. Обя­за­тель­но малое водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся Цер­ко­вью в день Про­ис­хож­де­ния (изне­се­ния) Чест­ных древ Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня и в день Пре­по­ло­ве­ния, когда вспо­ми­на­ют­ся пол­ные глу­бо­чай­шей тай­ны сло­ва Спа­си­те­ля, ска­зан­ные Им сама­рян­ской жен­щине: «Кто будет пить воду, кото­рую Я дам ему, тот не будет жаж­дать вовек; но вода, кото­рую Я дам ему, сде­ла­ет­ся в нем источ­ни­ком воды, теку­щей в жизнь веч­ную» (Еван­ге­лие от Иоан­на, гла­ва 4, стих 14).

Свя­тую кре­щен­скую воду при­ня­то упо­треб­лять нато­щак вме­сте с просфо­рой после утрен­не­го молит­вен­но­го пра­ви­ла с осо­бым бла­го­го­ве­ни­ем как свя­ты­ню. «Когда чело­век упо­треб­ля­ет просфо­ру и свя­тую воду, — гово­рил затвор­ник Геор­гий Задон­ский, — тогда не при­бли­жа­ет­ся к нему нечи­стый дух, душа и тело освя­ща­ют­ся, мыс­ли оза­ря­ют­ся на уго­жде­ние Богу, и чело­век быва­ет скло­нен к посту, молит­ве и ко вся­кой добродетели».

Молит­ва на при­ня­тие просфо­ры и свя­той воды

Гос­по­ди Боже мой, да будет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя вода в про­све­ще­ние ума мое­го, в укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела мое­го, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по бес­пре­дель­но­му мило­сер­дию Тво­е­му молит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Мате­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.