Просфора, антидор и артос

Просфо­ра сво­им про­ис­хож­де­ни­ем ухо­дит в древ­ние вре­ме­на. Про­об­ра­зом ее слу­жи­ли хле­бы пред­ло­же­ния в ски­нии Мои­сея. В пер­вые века хри­сти­ан­ства веру­ю­щие сами при­но­си­ли с собой хлеб, вино, елей (то есть олив­ко­вое мас­ло), воск для све­чей — все, что нуж­но для совер­ше­ния бого­слу­же­ния. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски просфо­ра), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­ма­ли диа­ко­ны; име­на при­нес­ших вно­си­ли в осо­бый спи­сок, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­ша­ли во вре­мя освя­ще­ния даров. Род­ные и близ­кие умер­ших дела­ли при­но­ше­ния от их име­ни, и име­на умер­ших так­же поми­на­лись в молит­ве. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хле­ба и вина для пре­ло­же­ние в Тело и Кровь Хри­сто­ву, из вос­ка изго­тов­ля­лись све­чи, а про­чие дары, над кото­ры­ми так­же про­из­но­си­лись молит­вы, раз­да­ва­лись веру­ю­щим. Впо­след­ствии просфо­рой ста­ли назы­вать толь­ко хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния литур­гии. Со вре­ме­нем ста­ли вме­сто обык­но­вен­но­го хле­ба спе­ци­аль­но выпе­кать просфо­ры в церк­ви, при­ни­мая в каче­стве пожерт­во­ва­ния кро­ме обыч­ных при­но­ше­ний и деньги.

Просфо­ра состо­ит из двух частей, кото­рые изго­тов­ля­ют­ся из теста отдель­но одна от дру­гой и затем соеди­ня­ют­ся вме­сте. На верх­ней части ста­вит­ся печать, изоб­ра­жа­ю­щая четы­рех­ко­неч­ный рав­но­сто­рон­ний крест с над­пи­ся­ми над пере­кла­ди­ной кре­ста и ХС (Иисус Хри­стос), под пере­кла­ди­ной НI КА (по-гре­че­ски побе­да). Просфо­ра, при­го­тов­лен­ная из муки от зерен бес­чис­лен­но­го мно­же­ства коло­сьев, озна­ча­ет и чело­ве­че­ское есте­ство, состо­я­щее из мно­же­ства эле­мен­тов при­ро­ды, и чело­ве­че­ство в целом, состо­я­щее из мно­же­ства людей. При этом ниж­няя часть просфо­ры соот­вет­ству­ет зем­но­му (плот­ско­му) соста­ву чело­ве­ка и чело­ве­че­ства; верх­няя часть с печа­тью соот­вет­ству­ет духов­но­му нача­лу в чело­ве­ке и чело­ве­че­стве, в кото­ром запе­чат­лен образ Божий и таин­ствен­но при­сут­ству­ет Дух Божий. Божие при­сут­ствие и духов­ное нача­ло про­ни­зы­ва­ют собою все есте­ство чело­ве­ка и чело­ве­че­ства, что при изго­тов­ле­нии просфор отоб­ра­жа­ет­ся добав­ле­ни­ем свя­той воды и дрож­жей в воду. Свя­тая вода зна­ме­ну­ет при этом бла­го­дать Божию, а дрож­жи — живо­тво­ря­щую силу Духа Свя­то­го, даю­щую жизнь вся­ко­му созда­нию. Это соот­вет­ству­ет сло­вам Спа­си­те­ля о духов­ной жиз­ни, стре­мя­щей­ся к Цар­ству Небес­но­му, кото­рую Он упо­доб­ля­ет заквас­ке, поло­жен­ной в муку, бла­го­да­ря чему посте­пен­но под­ни­ма­ет­ся все тесто.

Раз­де­ле­ние просфо­ры на две части види­мым обра­зом обо­зна­ча­ет это неви­ди­мое раз­де­ле­ние есте­ства чело­ве­ка на плоть (мука и вода) и душу (дрож­жи и свя­тая вода), нахо­дя­щи­е­ся в нераз­рыв­ном, но и нес­лит­ном един­стве, поче­му и изго­тов­ля­ют­ся верх­няя и ниж­няя части просфо­ры отдель­но одна от дру­гой, но затем соеди­ня­ют­ся так, что ста­но­вят­ся одним целым. Печать на верх­ней части просфо­ры обо­зна­ча­ет види­мым обра­зом неви­ди­мую печать обра­за Божия, про­ни­ка­ю­ще­го все есте­ство чело­ве­ка и явля­ю­ще­го­ся выс­шим нача­лом в нем. Такое устрой­ство просфо­ры соот­вет­ству­ет устрой­ству чело­ве­ка до гре­хо­па­де­ния и при­ро­де Гос­по­да Иису­са Хри­ста, вос­ста­но­вив­ше­го в Себе это нару­шен­ное гре­хо­па­де­ни­ем устройство.

Просфо­ру мож­но полу­чить за свеч­ным ящи­ком после литур­гии, подав до нача­ла бого­слу­же­ния запис­ку «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии». Име­на, ука­зан­ные в запис­ках, про­чи­ты­ва­ют­ся в алта­ре, и за каж­дое имя из просфо­ры выни­ма­ет­ся части­ца, поче­му просфо­ра такая назы­ва­ет­ся еще «выну­тая».

В кон­це литур­гии моля­щим­ся раз­да­ет­ся анти­дор — малень­кие части просфо­ры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был вынут Свя­той Агнец. Гре­че­ское сло­во анти­дор про­ис­хо­дит от слов анти — вме­сто и ди орон — дар, то есть точ­ный пере­вод это­го сло­ва — вместодарие.

«Анти­дор, — гово­рит свя­той Симе­он Солун­ский, — есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­ро­го сере­ди­на была выну­та и упо­треб­ле­на для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копи­ем и при­няв­ший Боже­ствен­ные сло­ва пре­по­да­ет­ся вме­сто Страш­ных Даров, то есть Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

Анти­дор долж­но при­ни­мать бла­го­го­вей­но, сло­жив ладо­ни кре­сто­об­раз­но, пра­вую на левую, и целуя пода­ю­щую этот дар руку свя­щен­ни­ка. По пра­ви­лам Церк­ви, анти­дор дол­жен быть вку­ша­ем в хра­ме, нато­щак и с бла­го­го­ве­ни­ем, пото­му что это хлеб свя­той, хлеб с жерт­вен­ни­ка Божия, часть от при­но­ше­ний к алта­рю Хри­сто­ву, от кото­ро­го он полу­ча­ет небес­ное освящение.

Сло­во арт­ос (по-гре­че­ски квас­ной хлеб) озна­ча­ет общий всем чле­нам Церк­ви освя­щен­ный хлеб, ина­че — просфо­ра всецелая.

Арт­ос в про­дол­же­ние всей Свет­лой сед­ми­цы зани­ма­ет в хра­ме самое вид­ное место вме­сте с обра­зом Вос­кре­се­ния Гос­под­ня и в заклю­че­нии пас­халь­ных тор­жеств раз­да­ет­ся верующим.

Упо­треб­ле­ние арт­оса начи­на­ет­ся с само­го нача­ла хри­сти­ан­ства. В соро­ко­вой день по Вос­кре­се­нии Гос­подь Иисус Хри­стос воз­нес­ся на небо. Уче­ни­ки и после­до­ва­те­ли Хри­сто­вы нахо­ди­ли уте­ше­ние в молит­вен­ных вос­по­ми­на­ни­ях о Гос­по­де — они при­по­ми­на­ли каж­дое Его сло­во, каж­дый шаг и каж­дое дей­ствие. Соби­ра­ясь на общую молит­ву, они вспо­ми­на­ли Тай­ную Вече­рю и при­ча­ща­лись Тела и Кро­ви Хри­сто­вых. Гото­вя обык­но­вен­ную тра­пе­зу, они пер­вое место за сто­лом остав­ля­ли неви­ди­мо при­сут­ству­ю­ще­му Гос­по­ду и пола­га­ли на это место хлеб. Под­ра­жая апо­сто­лам, пер­вые пас­ты­ри Церк­ви уста­но­ви­ли в празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва пола­гать в хра­ме хлеб как види­мое выра­же­ние того, что постра­дав­ший за нас Спа­си­тель сде­лал­ся для нас истин­ным хле­бом жизни.

На арт­осе изоб­ра­жа­ет­ся Вос­кре­се­ние Хри­сто­во либо крест, на кото­ром виден толь­ко тер­но­вый венец, но нет рас­пя­то­го Хри­ста, — как зна­ме­ние побе­ды Хри­сто­вой над смертью.

Освя­ща­ет­ся арт­ос осо­бой молит­вой, окроп­ле­ни­ем свя­той водой и каж­де­ни­ем в пер­вый день Свя­той Пас­хи на литур­гии после заам­вон­ной молит­вы. На солее про­тив цар­ских врат на уго­то­ван­ном сто­ле пола­га­ют арт­ос. После каж­де­ния вокруг сто­ла с арт­осом свя­щен­ник чита­ет осо­бую молит­ву, после чего три­жды окроп­ля­ет арт­ос свя­той водой со сло­ва­ми «Бла­го­слов­ля­ет­ся и освя­ща­ет­ся арт­ос сей окроп­ле­ни­ем воды сея свя­щен­ныя во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа. Аминь».

Освя­щен­ный арт­ос ста­вят на солее пред обра­зом Спа­си­те­ля, где он лежит в тече­ние всей Свя­той сед­ми­цы. Во все дни Свет­лой сед­ми­цы по окон­ча­нии литур­гии с арт­осом тор­же­ствен­но совер­ша­ет­ся крест­ный ход вокруг хра­ма. В суб­бо­ту Свет­лой сед­ми­цы в кон­це литур­гии свя­щен­ник про­из­но­сит осо­бую молит­ву, во вре­мя чте­ния кото­рой арт­ос раз­дроб­ля­ет­ся, а при цело­ва­нии кре­ста раз­да­ет­ся наро­ду как святыня.

Части­цы арт­оса, полу­чен­ные в хра­ме, бла­го­го­вей­но хра­нят­ся веру­ю­щи­ми как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Арт­ос упо­треб­ля­ет­ся в осо­бых слу­ча­ях, напри­мер, в болез­ни, и все­гда со сло­ва­ми «Хри­стос воскресе!»

Просфо­ру и арт­ос хра­нят в свя­том углу воз­ле икон. Испор­тив­ши­е­ся просфо­ру и арт­ос сле­ду­ет сжечь само­му (или отне­сти для это­го в цер­ковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молит­ва на при­ня­тие просфо­ры и свя­той воды

Гос­по­ди Боже мой, да будет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя вода в про­све­ще­ние ума мое­го, в укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела мое­го, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по бес­пре­дель­но­му мило­сер­дию Тво­е­му молит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Мате­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.