Символика богослужебных цветов

Обла­че­ния Пре­сто­ла, жерт­вен­ни­ка, бого­слу­жеб­ные оде­я­ния духо­вен­ства и даже ана­лой­ни­ки могут быть того или ино­го цве­та, в зави­си­мо­сти от празд­ну­е­мо­го Свя­той Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью дня памя­ти свя­то­го или свя­щен­но­го собы­тия. Раз­ра­бо­тан­ных дог­ма­ти­че­ских уста­нов­ле­ний в этой обла­сти не суще­ству­ет, но в Церк­ви есть непи­сан­ная тра­ди­ция, усва­и­ва­ю­щая раз­лич­ных цве­там, упо­треб­ля­е­мым в бого­слу­же­нии, опре­де­лен­ную сим­во­ли­ку. То же самое отно­сит­ся к настен­ным рос­пи­сям и вооб­ще к пра­во­слав­ным иконам.

Празд­ни­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви, кото­рым соот­не­се­ны опре­де­лен­ные цве­та (белый, крас­ный, оран­же­вый, жел­тый, зеле­ный, голу­бой, синий, фио­ле­то­вый, чер­ный) оде­я­ний, мож­но объ­еди­нить в шесть групп.

1. Груп­па празд­ни­ков и дней памя­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста (преж­де все­го вос­крес­ные дни), а так­же осо­бых пома­зан­ни­ков Божи­их – про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей. Цвет обла­че­ний – золо­той (жел­тый), явля­ю­щий­ся цве­том сла­вы, вели­чия и достоинства.

2. Груп­па празд­ни­ков и дней памя­ти Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Бес­плот­ных Сил, дев и дев­ствен­ни­ков. Цвет обла­че­ний – голу­бой и белый, цвет неба, таин­ствен­но-сим­во­ли­че­ски выра­жа­ю­щий уче­ние Церк­ви о Божи­ей Мате­ри, вме­стив­шей Хри­ста-Небо­жи­те­ля в Сво­ей Пре­чи­стой утробе.

3. Груп­па празд­ни­ков и дней памя­ти Кре­ста Гос­под­ня. Цвет обла­че­ний –фио­ле­то­вый или тем­но-крас­ный. В фио­ле­то­вом цве­те соеди­не­ны два цве­та –крас­ный (цвет кро­ви Хри­сто­вой и Вос­кре­се­ния) и синий (сим­во­ли­че­ски выра­жа­ю­щий ту мысль, что Кре­стом откры­ва­ет­ся доро­га в небо).

4. Груп­па празд­ни­ков и дней памя­ти муче­ни­ков. Цвет обла­че­ний – крас­ный,явля­ю­щий­ся сим­во­лом неиз­ре­чен­ной, пла­мен­ной люб­ви Божи­ей к чело­ве­ку. Но так как это и цвет кро­ви, то в крас­ных обла­че­ни­ях про­хо­дят служ­бы в честь мучеников.

5. Груп­па празд­ни­ков и дней памя­ти пре­по­доб­ных, подвиж­ни­ков, юро­ди­вых, а так­же День Свя­той Тро­и­цы, Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим и день Свя­то­го Духа. Цвет обла­че­ний – зеле­ный, соеди­ня­ю­щий в себе два цве­та: жел­тый и голу­бой. Он сви­де­тель­ству­ет о том, что мона­ше­ский подвиг ожи­во­тво­ря­ет чело­ве­ка соеди­не­ни­ем со Хри­стом (жел­тый цвет) и бла­го­да­тью Духа Свя­то­го (голу­бой цвет) и воз­во­дит его на небо.

6. В пери­од постов цвет обла­че­ний – тем­но-синий, фио­ле­то­вый, тем­но-зеле­ный, тем­но-крас­ный и чер­ный, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся во дни Вели­ко­го поста, явля­ясь сим­во­лом отре­че­ния от пыш­но­сти мир­ской суе­ты, цве­том пла­ча и пока­я­ния. В вос­крес­ные и празд­нич­ные дни Вели­ко­го поста упо­треб­ля­ют­ся обла­че­ния фио­ле­то­во­го цве­та.

Белый цвет, объ­еди­ня­ю­щий в себе все цве­та раду­ги, явля­ет­ся сим­во­лом Боже­ствен­но­го нетвар­но­го све­та. В белых обла­че­ни­ях совер­ша­ют бого­слу­же­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бого­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния; в них начи­на­ет­ся Пас­халь­ная утре­ня. Кро­ме того, они исполь­зу­ют­ся для совер­ше­ния кре­ще­ний и погребений.

Белый цвет при­нят для поми­но­ве­ния усоп­ших, пото­му что он очень ясно выра­жа­ет смысл и содер­жа­ние заупо­кой­ных молитв. В них испра­ши­ва­ет­ся для умер­ших упо­ко­е­ние со свя­ты­ми в селе­ни­ях пра­вед­ни­ков, обле­чен­ных в Цар­стве Небес­ном в белые ризы Боже­ствен­но­го света.

В ико­но­пи­си Боже­ствен­ный свет сим­во­ли­зи­ро­вал­ся не толь­ко белым, но и золо­тым цве­том, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим сия­ние веч­ной жиз­ни и чисто­ты в про­ти­во­по­лож­ность чер­но­му цве­ту ада, смер­ти и духов­ной тьмы. В свя­зи с такой сим­во­ли­кой чер­но­го цве­та, ико­но­пис­цы ста­ра­лись избе­гать его упо­треб­ле­ния и там, где изоб­ра­жа­е­мый пред­мет имел есте­ствен­но чер­ныйцвет, заме­ня­ли его на дру­гой тем­ный цвет спек­тра. По той же при­чине в древ­ней ико­но­пи­си избе­га­ли корич­не­во­го цве­та, явля­ю­ще­го­ся цве­том зем­ли и грязи.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.