Награды духовенства

Награ­ды Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви явля­ют­ся фор­мой поощ­ре­ния духо­вен­ства и мирян за поне­сен­ные тру­ды и заслу­ги перед Пра­во­сла­ви­ем — в пас­тыр­ском слу­же­нии, бого­слов­ской, науч­ной и адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти, воз­рож­де­нии духов­ной жиз­ни, вос­ста­нов­ле­нии хра­мов, мис­си­о­нер­ских, бла­го­тво­ри­тель­ных, соци­аль­ных и про­све­ти­тель­ских трудах. 

Поло­же­ние о награ­дах было утвер­жде­но на Архи­ерей­ском Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2004 года. 

Награ­ды суще­ству­ют двух видов: обще­цер­ков­ные и иерархические.

А. Внебогослужебные (общецерковные) награды 
Русской Православной Церкви

К ним отно­сят­ся орде­на, меда­ли и гра­мо­ты. Боль­шин­ство вне­бо­го­слу­жеб­ных цер­ков­ных наград учре­жде­но в XX веке.

1. Ордена Русской Православной Церкви:

— орден свя­то­го Апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го с алмаз­ной звез­дой; учре­жден 28 декаб­ря 1988 года в озна­ме­но­ва­ние 1000-летия Кре­ще­ния Руси и явля­ет­ся выс­шей награ­дой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, кото­рым награж­да­ют­ся Пред­сто­я­те­ли Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей за выда­ю­щи­е­ся заслу­ги по укреп­ле­нию хри­сти­ан­ства; знак орде­на носит­ся на лен­те в верх­ней части гру­ди под алмаз­ной звез­дой орде­на, все осталь­ные орде­на носят­ся ниже. 


— орден свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, трех сте­пе­ней; учре­жден в 1957 года в озна­ме­но­ва­ние 40-летия вос­ста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви; орде­ном награж­да­ют­ся Пред­сто­я­те­ли и иерар­хи Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, архи­ереи и кли­ри­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за мно­го­лет­нее слу­же­ние в свя­щен­ном сане или за заслу­ги перед Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, а так­же цер­ков­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли за полез­ные тру­ды на бла­го Пра­во­сла­вия; этим орде­ном награж­да­ют­ся и раз­лич­ные цер­ков­ные орга­ни­за­ции — епар­хии, мона­сты­ри, Духов­ные учеб­ные заве­де­ния и др.; знак орде­на I сте­пе­ни носит­ся на лен­те (в этом слу­чае так­же вру­ча­ет­ся звез­да ордена); 

— орден «Сла­вы и Чести» со звез­дой орде­на; учре­жден 23 мар­та 2004 года; орде­ном награж­да­ют­ся гла­вы госу­дарств и пра­ви­тельств, руко­во­ди­те­ли меж­ду­на­род­ных и меж­пра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций, Пред­сто­я­те­ли Церк­вей и гла­вы кон­фес­сий, выда­ю­щи­е­ся госу­дар­ствен­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли за зна­чи­тель­ный вклад в меж­цер­ков­ное и меж­ре­ли­ги­оз­ное сотруд­ни­че­ство, в дело укреп­ле­ния мира и друж­бы меж­ду наро­да­ми; знак орде­на носит­ся на ленте; 


— орден свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 23 мар­та 2004 года к 75-летию со дня рож­де­ния Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II; орде­ном награж­да­ют­ся Пред­сто­я­те­ли Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, а так­же духов­ные и свет­ские лица за дости­же­ния во вза­и­мо­дей­ствии цер­ков­ной и свет­ской вла­сти, направ­лен­ном на под­дер­жа­ние согла­сия и граж­дан­ско­го мира в обще­стве; знак орде­на I сте­пе­ни носит­ся на лен­те (в этом слу­чае так­же вру­ча­ет­ся звез­да ордена); 

— орден свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Дани­и­ла Мос­ков­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 28 декаб­ря 1988 года; орде­ном награж­да­ют­ся как духов­ные, так и свет­ские лица, мно­го потру­див­ши­е­ся для воз­рож­де­ния духов­ной жиз­ни России; 

— орден пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 26 декаб­ря 1978 года (новый дизайн утвер­жден 5 октяб­ря 1999 г.); орде­ном награж­да­ют­ся иерар­хи и кли­ри­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, а так­же пред­ста­ви­те­ли ино­слав­ных Церк­вей за цер­ков­ные и миро­твор­че­ские заслу­ги, госу­дар­ствен­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли за пло­до­твор­ные тру­ды по укреп­ле­нию мира и друж­бы меж­ду народами; 


— орден пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 25 мар­та 2004 года в озна­ме­но­ва­ние 100-летия кано­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го; орде­ном награж­да­ют­ся иерар­хи, кли­ри­ки, мона­ше­ству­ю­щие, миряне за осо­бый вклад в дело воз­рож­де­ния мона­сты­рей, хра­мов, пас­тыр­скую и цер­ков­но-обще­ствен­ную деятельность; 

— орден свя­ти­те­ля Инно­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Коло­мен­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 28 декаб­ря 1996 года в озна­ме­но­ва­ние 200-летия со дня рож­де­ния свя­ти­те­ля Инно­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Коло­мен­ско­го, — про­слав­лен­но­го мис­си­о­не­ра, про­све­ти­те­ля наро­дов Сиби­ри и Аме­ри­ки; орде­ном I сте­пе­ни награж­да­ют­ся Пред­сто­я­те­ли и иерар­хи Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей за мис­си­о­нер­ское и про­све­ти­тель­ское слу­же­ние, вид­ные госу­дар­ствен­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли за ока­за­ние помо­щи в мис­си­о­нер­ском слу­же­нии; орде­ном II и III сте­пе­ни — иерар­хи, кли­ри­ки и миряне за мис­си­о­нер­ское и про­све­ти­тель­ское слу­же­ние, в том чис­ле за успеш­ную рабо­ту и про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность в мис­си­о­нер­ских отде­лах, Духов­ных учеб­ных заве­де­ни­ях, сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях, за дея­тель­ность по реа­би­ли­та­ции постра­дав­ших от тота­ли­тар­ных сект; 


— орден свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ни Оль­ги, трех сте­пе­ней; учре­жден 28 декаб­ря 1988 года в озна­ме­но­ва­ние 1000-летия Кре­ще­ния Руси; орде­ном награж­да­ют­ся жен­щи­ны за заслу­ги на раз­лич­ных попри­щах цер­ков­но­го, госу­дар­ствен­но­го и обще­ствен­но­го слу­же­ния, а так­же за тру­ды на поль­зу ближ­них; этим орде­ном награж­да­ют­ся насто­я­тель­ни­цы мона­сты­рей и цер­ков­ные работ­ни­цы на ниве духов­но­го просвещения; 

— орден свя­ти­те­ля Мака­рия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 17 июня 2001 года в озна­ме­но­ва­ние 2000-летия Рож­де­ства Хри­сто­ва; орде­ном награж­да­ют­ся цер­ков­ные и свет­ские лица за зна­чи­тель­ный лич­ный науч­ный и орга­ни­за­ци­он­ный вклад в раз­ви­тие цер­ков­ной нау­ки и духов­но­го просвещения; 

— орден свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Димит­рия Дон­ско­го, трех сте­пе­ней; учре­жден 1 октяб­ря 2004 года; орде­ном награж­да­ют­ся свя­щен­но­слу­жи­те­ли, вое­на­чаль­ни­ки, вете­ра­ны Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и иные лица, про­явив­шие муже­ство при защи­те Оте­че­ства, а так­же внес­шие вклад в раз­ви­тие вза­и­мо­дей­ствия меж­ду Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью и арми­ей, ока­зы­ва­ю­щие духов­но-нрав­ствен­ную под­держ­ку военнослужащим; 


— орден пре­по­доб­но­го Андрея Руб­ле­ва, трех сте­пе­ней; учре­жден 17 фев­ра­ля 2001 года в озна­ме­но­ва­ние 2000-летия Рож­де­ства Хри­сто­ва; орде­ном награж­да­ют­ся иерар­хи Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и дру­гих Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, выс­шие госу­дар­ствен­ные и долж­ност­ные лица, свя­щен­но­слу­жи­те­ли и миряне, спо­соб­ству­ю­щие или спо­соб­ство­вав­шие бла­го­укра­ше­нию пра­во­слав­ных хра­мов, в том чис­ле за тру­ды в обла­сти ико­но­пи­си, цер­ков­но­го зод­че­ства, пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность в обла­сти ико­но­пи­си и цер­ков­но-архео­ло­ги­че­ских дис­ци­плин, изда­ние книг по цер­ков­но­му искус­ству, бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность, направ­лен­ную на бла­го­укра­ше­ние хра­мов, часо­вен, иных цер­ков­ных поме­ще­ний, дея-тель­ность, направ­лен­ную на воз­вра­ще­ние Церк­ви похи­щен­ных икон и пред­ме­тов цер­ков­но­го искусства.

2. Медали Русской Православной Церкви:

— медаль свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Дани­и­ла Мос­ков­ско­го; учре­жде­на 28 декаб­ря 1988 года в озна­ме­но­ва­ние 1000-летия Кре­ще­ния Руси; меда­лью награж­да­ют­ся как духов­ные, так и свет­ские лица, внес­шие вклад в духов­ное воз­рож­де­ние общества; 


— медаль пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, двух сте­пе­ней; учре­жде­на 26 декаб­ря 1978 года (новый дизайн утвер­жден 5 октяб­ря 1999 г.); меда­лью награж­да­ют­ся свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­ли Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, пред­ста­ви­те­ли ино­слав­ных Церк­вей и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний, пред­ста­ви­те­ли обще­ствен­но­сти за цер­ков­ные и миро­твор­че­ские заслу­ги; госу­дар­ствен­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли за тру­ды по укреп­ле­нию мира и друж­бы меж­ду народами; 

— медаль пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, двух сте­пе­ней; учре­жде­на 25 мар­та 2004 года в озна­ме­но­ва­ние 100-летия кано­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го; меда­лью свя­то­го пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го награж­да­ют­ся мона­ше­ству­ю­щие, миряне, рев­ни­те­ли Пра­во­сла­вия за осо­бый вклад в дело воз­рож­де­ния мона­сты­рей, хра­мов, пас­тыр­скую и цер­ков­но-обще­ствен­ную деятельность; 

— медаль свя­ти­те­ля Инно­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Коло­мен­ско­го; учре­жде­на 28 декаб­ря 1996 года в озна­ме­но­ва­ние 200-летия со дня рож­де­ния свя­ти­те­ля Инно­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Коло­мен­ско­го; меда­лью награж­да­ют­ся кли­ри­ки и миряне за мис­си­о­нер­ские и про­све­ти­тель­ские труды; 


— медаль свя­ти­те­ля Мака­рия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, двух сте­пе­ней; учре­жде­на 17 июля 2001 года в озна­ме­но­ва­ние 2000-летия Рож­де­ства Хри­сто­ва; меда­лью награж­да­ют­ся цер­ков­ные и свет­ские дея­те­ли за лич­ный науч­ный и орга­ни­за­ци­он­ный вклад в раз­ви­тие цер­ков­ной нау­ки и духов­но­го просвещения; 

— медаль пре­по­доб­но­го Андрея Руб­ле­ва, двух сте­пе­ней; учре­жде­на 17 фев­ра­ля 2001 года в озна­ме­но­ва­ние 2000-летия Рож­де­ства Хри­сто­ва; меда­лью награж­да­ют­ся госу­дар­ствен­ные и долж­ност­ные лица, свя­щен­но­слу­жи­те­ли и миряне, при­ни­ма­ю­щие уча­стие в бла­го­укра­ше­нии пра­во­слав­ных хра­мов, в том чис­ле за дол­го­вре­мен­ную и успеш­ную рабо­ту в обла­сти ико­но­пи­си, цер­ков­но­го зод­че­ства, пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти в обла­сти ико­но­пи­си и цер­ков­но-архео­ло­ги­че­ских дис­ци­плин, изда­ние книг по цер­ков­но­му искус­ству и бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность, направ­лен­ную на бла­го­укра­ше­ние храмов.

3. Патриарший знак Материнства, двух степеней


Пат­ри­ар­ший знак Мате­рин­ства, двух сте­пе­ней; учре­жден Ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II от 5 октяб­ря 2006 года «в целях укреп­ле­ния тра­ди­ци­он­ных семей­ных цен­но­стей, про­по­ве­ди в обще­стве ува­же­ния к подви­гу мате­рин­ства, а так­же содей­ствия защи­те мате­рин­ства и дет­ства»; им награж­да­ют­ся лица, «вос­пи­тав­шие в тра­ди­ци­ях пра­во­слав­ной веры пять и более детей; явив­шие обра­зец духов­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния детей (в том чис­ле детей-сирот и детей, остав­ших­ся без попе­че­ния роди­те­лей); явив­шие исклю­чи­тель­ный при­мер подви­га чадо­лю­бия, мате­рин­ства, слу­же­ния семье и укреп­ле­ния семей­ных цен­но­стей в рос­сий­ском обществе».

4. Патриаршие, а также архиерейские грамоты

Пат­ри­ар­шие, а так­же архи­ерей­ские гра­мо­ты, кото­ры­ми награж­да­ют­ся кли­ри­ки и миряне за усерд­ные тру­ды во сла­ву Свя­той Церк­ви; награж­де­ние Пат­ри­ар­ши­ми гра­мо­та­ми про­из­во­дит­ся Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси по пред­став­ле­нию епар­хи­аль­ным архи­ере­ем соот­вет­ству­ю­ще­го ходатайства. 

Реше­ние о награж­де­нии орде­на­ми, меда­ля­ми, Пат­ри­ар­шим зна­ком Мате­рин­ства и Пат­ри­ар­шей гра­мо­той при­ни­ма­ет Свя­тей-ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси на осно­ва­нии хода­тай­ства епар­хи­аль­ных архи­ере­ев и пред­се­да­те­лей Сино­даль­ных отде­лов. Пред­сто­я­тель Церк­ви про­из­во­дит награж­де­ние лич­но или бла­го­слов­ля­ет вру­чить награ­ды епар­хи­аль­ным архи­ере­ям, пред­се­да­те­лям Сино­даль­ных отде­лов или дру­гим лицам; награж­ден­ным орде­на­ми или меда­ля­ми выда­ют­ся так­же соот­вет­ству­ю­щие грамоты.? 

Архи­ереи Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и дру­гих Помест­ных Церк­вей награж­да­ют­ся толь­ко орде­на­ми I и II сте­пе­ней. Кли­ри­ки и миряне награж­да­ют­ся сна­ча­ла орде­ном III сте­пе­ни, а потом — II сте­пе­ни, если это преду­смот­ре­но ста­ту­том орде­на; за осо­бые заслу­ги перед Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью они могут быть награж­де­ны орде­ном I сте­пе­ни. Награж­де­ние орде­на­ми одно­го лица про­из­во­дит­ся не чаще одно­го раза в три года, меда­ля­ми — не чаще одно­го раза в два года. 

Кро­ме обще­цер­ков­ных, в насто­я­щее вре­мя суще­ству­ют и цер­ков­но-обще­ствен­ные награды: 
орден и медаль свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на, а так­же орден свя­то­го бла­го­вер­но­го царе­ви­ча Димитрия. 

Награж­де­ние эти­ми отли­чи­я­ми осу­ществ­ля­ет­ся с уча­сти­ем извест­ных лиц в соот­вет­ству­ю­щей обла­сти дея­тель­но­сти, а так­же соот­вет­ству­ю­щих обще­ствен­ных структур. 

Так, вопро­сы, свя­зан­ные с награж­де­ни­ем орде­ном и меда­лью свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на, реша­ют­ся через наград­ной коми­тет, кото­рый воз­глав­ля­ет­ся архи­ере­ем и в кото­рый вхо­дят цер­ков­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли: коми­тет рас­смат­ри­ва­ет спис­ки кан­ди­да­тур к награж­де­нию и направ­ля­ет их на утвер­жде­ние Свя­тей­ше­му Патриарху. 

Орден муче­ни­ка Три­фо­на трех сте­пе­ней и медаль свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на одной сте­пе­ни учре­жде­ны 22 фев­ра­ля 1995 года; ими награж­да­ют­ся свя­щен­но­слу­жи­те­ли, цер­ков­ные, госу­дар­ствен­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли, писа­те­ли, меди­ки, педа­го­ги, жур­на­ли­сты, работ­ни­ки пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов за дея­тель­ное уча­стие в борь­бе с нар­ко­ма­ни­ей, алко­го­лиз­мом и дру­ги­ми вред­ны­ми явле­ни­я­ми, раз­ру­ша­ю­щи­ми духов­ное здо­ро­вье чело­ве­ка и обще­ства; это­го орде­на могут быть удо­сто­е­ны так­же лица, про­явив­шие лич­ное муже­ство в борь­бе с про­из­во­ди­те­ля­ми и рас­про­стра­ни­те­ля­ми наркотиков. 

Орден свя­то­го бла­го­вер­но­го царе­ви­ча Димит­рия учре­жден 29 сен­тяб­ря 1997 года сов­мест­но с Рос­сий­ским дет­ским фон­дом и явля­ет­ся спе­ци­аль­ной награ­дой, пред­на­зна­чен­ной для награж­де­ния лиц, отли­чив­ших­ся в деле попе­че­ния и защи­ты детей-сирот, детей-инва­ли­дов, в борь­бе с дет­ской беспризорностью 
(им могут награж­дать­ся не толь­ко отдель­ные лица, но и орга­ни­за­ции: дет­ские дома, боль­ни­цы для детей, при­юты, вос­пи­та­тель­ные учре­жде­ния, семей­ные дет­ские дома); орден носит­ся на левой сто­роне гру­ди. Кан­ди­да­ту­ры к награж­де­нию пред­став­ля­ют­ся Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Руси Рос­сий­ским дет­ским фон­дом вме­сте с реше­ни­ем пре­зи­ди­у­ма Рос­сий­ско­го дет­ско­го фонда. 

При ноше­нии орде­на и меда­ли рас­по­ла­га­ют­ся по ран­гу в пере­чис­лен­ном выше поряд­ке, при этом I сте­пень каж­до­го орде­на выше по ран­гу II сте­пе­ни всех осталь­ных орде­нов, а II сте­пень — выше III степени. 

Пер­вые 4 орде­на (апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го, рав-ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, «Сла­вы и Чести» и свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го) явля­ют­ся выс­ши­ми и носят­ся на пра­вой сто­роне груди; 
все осталь­ные орде­на носят­ся на левой сто­роне гру­ди; орден­ские зна­ки рас­по­ла­га­ют­ся после­до­ва­тель­но, соглас­но их ран­гу, в один или два ряда, спра­ва налево; 
меда­ли рас­по­ла­га­ют­ся на левой сто­роне гру­ди, ниже орде­нов, после­до­ва­тель­но, соглас­но ран­гу, спра­ва налево; 
орде­на и меда­ли дру­гих Церк­вей рас­по­ла­га­ют­ся на гру­ди ниже соот­вет­ству­ю­щих наград Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. 

При награж­де­нии дву­мя и более орде­на­ми, име­ю­щи­ми лен­ту, наде­ва­ет­ся лен­та выс­ше­го по ран­гу ордена. 

При награж­де­нии одно­имен­ным орде­ном или меда­лью сле­ду­ю­щей сте­пе­ни на гру­ди носит­ся орден или медаль более высо­кой степени. 

При­ме­ча­ние. 
В насто­я­щее вре­мя обще­ствен­ные орга­ни­за­ции име­ют пра­во учре­ждать свои соб­ствен­ные награ­ды, в том чис­ле зна­ки, меда­ли и даже орде­на; неко­то­рые из них исполь­зу­ют при этом име­на свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. 
Так, Меж­ду­на­род­ная ака­де­мия наук эко­ло­гии, без­опас­но­сти чело­ве­ка и при­ро­ды учре­ди­ла орден свя­то­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го «за заслу­ги в духов­ном воз­рож­де­нии Рос­сии» (сре­ди награж­ден­ных этим орде­ном — муф­тий Санкт- Петер­бур­га, дру­гие непра­во­слав­ные деятели). 
Фонд Андрея Пер­во­зван­но­го учре­дил орден Андрея Пер­во­зван­но­го — «за заслу­ги в обла­сти вос­ста­нов­ле­ния, сохра­не­ния и обо­га­ще­ния духов­ных и куль­тур­ных цен­но­стей и вклад в раз­ви­тие диа­ло­га меж­ду циви­ли­за­ци­я­ми» (этим орде­ном так­же награж­да­ют­ся непра­во­слав­ные лица). 
Сле­ду­ет отме­тить некор­рект­ность подоб­ной прак­ти­ки по отно­ше­нию к Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. И дело не толь­ко в том, что в ней самой могут суще­ство­вать одно­имен­ные награ­ды, что при­во­дит к пута­ни­це (напри­мер, орден свя­то­го апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го явля­ет­ся выс­шей награ­дой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви). 
По сути дела, здесь име­ет место попыт­ка исполь­зо­вать авто­ри­тет Церк­ви, само­чин­ное при­сво­е­ние обще­ствен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми ее пре­ро­га­тив, ибо судить о том, дей­стви­тель­но ли кава­лер орде­на с име­нем свя­то­го име­ет заслу­ги в духов­ном воз­рож­де­нии Оте­че­ства, может толь­ко сама Цер­ковь, про­сла­вив­шая это­го святого.

Б. Иерархические (богослужебные) награды 
Русской Православной Церкви

Бого­слу­жеб­ные награ­ды, слу­жа­щие для поощ­ре­ния архи­ере­ев и кли­ри­ков, сви­де­тель­ствуя о достой­ном про­хож­де­нии ими цер­ков­но­го слу­же­ния, суще­ству­ют в Рос­сии с 1797 года, когда импе­ра­тор Павел I имен­ным ука­зом Свя­тей­ше­му Сино­ду ввел ряд наград для бело­го духовенства: 
«во-пер­вых, полу­че­ние кре­ста для ноше­ния на цепи на шее, во-вто­рых, упо­треб­ле­ние фио­ле­то­вой бар­хат­ной ками­лав­ки или ску­фии; и, нако­нец, тре­тие, для знат­ней­ших из них мит­ры, како­вую упо­треб­ля­ют архимандриты». 

После коро­на­ции свя­то­го импе­ра­то­ра Нико­лая II пра­ва ноше­ния сереб­ря­но­го вось­ми­ко­неч­но­го кре­ста были удо­сто­е­ны все пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки. Сей­час такой наперс­ный крест вру­ча­ет­ся епи­ско­пом каж­до­му постав­ля­е­мо­му в иереи во вре­мя хиротонии. 

[ПРИМЕЧАНИЕ. Когда здесь и далее речь идет о сереб­ре и золо­те, име­ет­ся в виду не мате­ри­ал, из кото­ро­го изго­тов­ля­ют­ся кре­сты, а цвет кре­ста — сереб­ря­ный или золотой.] 

В насто­я­щее вре­мя иерар­хи­че­ски­ми награ­да­ми в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви являются: 
— повы­ше­ние в сане; 
— эле­мен­ты литур­ги­че­ско­го обла­че­ния, несу­щие духов­ное значение; 
— бого­слу­жеб­ные отли­чия (слу­же­ние Боже­ствен­ной литур­гии с отвер­сты­ми цар­ски­ми вра­та­ми до Херу­вим­ской пес­ни или до «Отче наш»). 

Иерар­хи­че­ские награ­ды вру­ча­ют­ся в стро­гой после­до­ва­тель­но­сти. Суще­ству­ют награ­ды для епи­ско­па­та, свя­щен­ства и диа­кон­ства. Воз­ло­же­ние наград для свя­щен­ства и диа­кон­ства про­из­во­дит­ся пра­вя­щим епар­хи­аль­ным архи­ере­ем либо по его бла­го­сло­ве­нию викар­ным архиереем. 

При воз­ло­же­нии иерар­хи­че­ских наград архи­ерей воз­гла­ша­ет «аксиос» (греч. αξιος — досто­ин). Награ­ды кли­ри­ков в фор­ме слу­жеб­ных отли­чий опре­де­ля­ют иерар­хи­че­ское место свя­щен­но­слу­жи­те­ля во вре­мя бого­слу­же­ния при собор­ном слу­же­нии (при нали­чии оди­на­ко­вых наград пре­иму­ще­ство при­над­ле­жит стар­ше­му по хиротонии). 

Награж­де­ние епи­ско­па­та про­из­во­дит­ся по ини­ци­а­ти­ве и реше­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси, после­до­ва­тель­ны­ми награ­да­ми явля­ют­ся воз­ве­де­ние в сан архи­епи­ско­па, мит­ро­по­ли­та, а так­же (до 2004 г.) даро­ва­ние пра­ва ноше­ния вто­рой пана­гии, пред­не­се­ния кре­ста и при­ми­ки­рия за богослужениями. 

Пана­гия (от греч. παναγια — Все­свя­тая), кото­рую, поми­мо наперс­но­го кре­ста с укра­ше­ни­я­ми, носит на гру­ди епи­скоп — неболь­шая круг­лая ико­на с изоб­ра­же­ни­ем Божи­ей Матери. 
Пра­вом ноше­ния вто­рой пана­гии обла­да­ют Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси, Бла­жен­ней­ший мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Укра­и­ны и Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший Мит­ро­по­лит Токий­ский и всея Япо­нии; архи­ереи, удо­сто­ен­ные этой награ­ды ранее, сохра­ня­ют пра­во ноше­ния вто­рой пана­гии толь­ко в пре­де­лах сво­их епар­хий (юрис­дик­ций). 
Пра­вом пред­не­се­ния кре­ста за бого­слу­же­ни­я­ми обла­да­ют Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси и Бла­жен­ней­ший мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Укра­и­ны (в пре­де­лах Украины). 
Пана­гию исполь­зу­ют Свя­тей­ший Пат­ри­арх за все­ми бого­слу­же­ни­я­ми, Бла­жен­ней­ший мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Укра­и­ны, Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шие мит­ро­по­ли­ты Токий­ский и всея Япо­нии, Мин­ский и Слуц­кий, Киши­нев­ский и всея Мол­да­вии — в пре­де­лах сво­их юрис­дик­ций; епар­хи­аль­ные архи­ереи — в пре­де­лах сво­их епархий.

Последовательными наградами для священства являются:

Набед­рен­ник — четы­рех­уголь­ный плат, под­ве­ши­ва­е­мый на лен­те за два угла к поясу. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом епар­хи­аль­но­го архи­ерея не ранее чем через три года после хиро­то­нии награждаемого. 
Набед­рен­ник наве­ши­ва­ет­ся через левое пле­чо и спус­ка­ет­ся с пра­во­го бока ниже поя­са на бедро. 

Ками­лав­ка (от греч. καμηλος — вер­блюд) — голов­ной убор из бар­ха­та в фор­ме рас­ши­рен­но­го квер­ху цилин­дра без полей. 
Ками­лав­ка чер­но­го цве­та явля­ет­ся посто­ян­ной при­над­леж­но­стью чер­но­го духо­вен­ства (кло­бук, повсе­днев­ный голов­ной убор мона­ха, пред­став­ля­ет собой ками­лав­ку, соеди­нен­ную с наки­ну­той на нее намет­кой — корот­ким покры­ва­лом чер­но­го цве­та, раз­де­ля­ю­щим­ся на спине на три конца). 
Ками­лав­ка фио­ле­то­во­го цве­та — награ­да иерея, кото­рая про­из­во­дит­ся ука­зом епар­хи­аль­но­го архи­ерея не ранее чем через три года после награж­де­ния набедренником. 
Ками­лав­ка носит­ся во вре­мя бого­слу­же­ния, а так­же во вре­мя офи­ци­аль­ных и тор­же­ствен­ных мероприятий. 

Золо­той наперс­ный крест. 


Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом епар­хи­аль­но­го архи­ерея не ранее чем через три года после награж­де­ния ками­лав­кой (для мона­ше­ству­ю­щих — набед­рен­ни­ком) и при сро­ке слу­же­ния в свя­щен­ном сане не менее пяти лет. 
Наперс­ный крест наде­ва­ет­ся за бого­слу­же­ни­ем поверх обла­че­ния, в повсе­днев­ной обста­нов­ке — поверх рясы. 

Сан про­то­и­е­рея, сан игу­ме­на (для мона­ше­ству­ю­щих). 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через 10 лет слу­же­ния в свя­щен­ном сане. 

Пали­ца («епи­го­на­тий» от греч. επγονατιον — нако­лен­ник) — плат ром­бо­вид­ной фор­мы, кото­рый под­ве­ши­ва­ет­ся на лен­те за ост­ро­уголь­ный конец. Пер­во­на­чаль­но явля­лась частью архи­ерей­ско­го облачения. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через пять лет после воз­ве­де­ния в сан про­то­и­е­рея (для мона­ше­ству­ю­щих — игумена). 
Пали­ца наве­ши­ва­ет­ся под фелонь через пле­чо, при­чем пали­ца носит­ся спра­ва, а набед­рен­ник — слева. 

Крест с украшениями. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через пять лет после награж­де­ния палицей; 
наде­ва­ет­ся за бого­слу­же­ни­ем поверх обла­че­ния, в повсе­днев­ной обста­нов­ке — поверх рясы. 

Мит­ра (для про­то­и­е­ре­ев), сан архи­манд­ри­та (для мона­ше­ству­ю­щих). 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не менее чем за 30 лет бес­по­роч­но­го слу­же­ния Церк­ви Божией. 
Мит­ра, напо­ми­на­ю­щая цар­скую коро­ну, была вос­при­ня­та иерар­хи­ей Визан­тий­ской Церк­ви из импе­ра­тор­ско­го оби­хо­да [это про­изо­шло уже после паде­ния Кон­стан­ти­но­по­ля — вме­сто несу­ще­ству­ю­ще­го теперь импе­ра­то­ра мит­ра-коро­на воз­ла­га­лась на гла­ву Патриарха]. 
Она упо­треб­ля­ет­ся толь­ко при бого­слу­же­нии архи­ере­я­ми, а так­же архи­манд­ри­та­ми, на кото­рых мит­ра воз­ла­га­ет­ся при воз­ве­де­нии в сан. 
Архи­манд­ри­чья мит­ра, в отли­чие от архи­ерей­ской, не име­ет вен­ча­ю­ще­го ее кре­ста (за исклю­че­ни­ем началь­ни­ка Рус­ской Духов­ной Мис­сии в Иеру­са­ли­ме, кото­рый, воз­ве­ден­ный в сан архи­манд­ри­та, при слу­же­нии в хра­мах Духов­ной Мис­сии носит мит­ру с крестом). 
Заслу­жен­ные про­то­и­е­реи, награж­ден­ные мит­рой, име­ну­ют­ся «мит­ро­фор­ны­ми». 

Слу­же­ние Боже­ствен­ной литур­гии с отвер­сты­ми цар­ски­ми вра­та­ми (что явля­ет­ся осо­бен­но­стью архи­ерей­ско­го служения). 
При этом сна­ча­ла предо­став­ля­ет­ся пра­во слу­же­ния с отвер­сты­ми цар­ски­ми вра­та­ми до Херу­вим­ской пес­ни (это награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через пять лет после награж­де­ния мит­рой), а затем — до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награж­де­ния пра­вом слу­же­ния Боже­ствен­ной литур­гии с отвер-сты­ми цар­ски­ми вра­та­ми до Херу­вим­ской песни). 

Пат­ри­ар­ший крест. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, за осо­бые цер­ков­ные заслу­ги, ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси. 
Пра­ви­ла ноше­ния: наде­ва­ет­ся за бого­слу­же­ни­ем поверх обла­че­ния, в повсе­днев­ной обста­нов­ке — поверх рясы. 

Сан про­то­пре­сви­те­ра. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, за осо­бые цер­ков­ные заслу­ги, по ини­ци­а­ти­ве и реше­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси.

Последовательными наградами для диаконства являются:

Двой­ной орарь. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через пять лет после хиро­то­нии награждаемого. 
Пра­ви­ла ноше­ния: на левом пле­че, поверх сти­ха­ря, перед­ний, более длин­ный конец спус­ка­ет­ся с лево­го пле­ча под пра­вую руку, затем им опо­я­сы­ва­ет­ся спи­на, и он спус­ка­ет­ся вниз через левое пле­чо. Двой­ной орарь явля­ет­ся награ­дой толь­ко в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на пра­во­слав­ном Восто­ке он упо­треб­ля­ет­ся повсеместно. 

Сан про­то­ди­а­ко­на. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через 20 лет слу­же­ния в сане диакона. 

Ками­лав­ка фио­ле­то­во­го цвета. 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не ранее чем через 10 лет после воз­ве­де­ния в сан про­то­ди­а­ко­на. Пра­ви­ла ноше­ния: во вре­мя бого­слу­же­ния (сни­ма­ет­ся в слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных Уста­вом), а так­же во вре­мя офи­ци­аль­ных и тор­же­ствен­ных мероприятий.? 

Сан архи­ди­а­ко­на (для мона­ше­ству­ю­щих). 
Награж­де­ние про­из­во­дит­ся ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси не менее чем за 30 лет бес­по­роч­но­го слу­же­ния Церк­ви Божией. 
Примечание. 
Сана архи­ди­а­ко­на ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха может быть удо­сто­ен стар­ший диа­кон Пат­ри­ар­ше­го кафед­раль­но­го собора. 

Реше­ние о награж­де­нии набед­рен­ни­ком, ками­лав­кой и наперс­ным кре­стом нахо­дит­ся в ком­пе­тен­ции епар­хи­аль­ных архи­ере­ев; по всем осталь­ным награ­дам епар­хи­аль­ные архи­ереи пода­ют хода­тай­ства о награж­де­нии достой­ных кли­ри­ков и насто­я­тель­ниц жен­ских мона­сты­рей Свя­тей­ше­му Патриарху. 

Мона­хи­ни, назна­чен­ные Свя­щен­ным Сино­дом насто­я­тель­ни­ца­ми мона­сты­рей, по долж­но­сти носят наперс­ный крест, кото­рый воз­ла­га­ет­ся епар­хи­аль­ным архи­ере­ем (при остав­ле­нии ими долж­но­сти они лиша­ют­ся пра­ва ноше­ния это­го креста). 

За мно­го­лет­нее усерд­ное слу­же­ние насто­я­тель­ни­цы мона­сты­рей ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси могут быть удо­сто­е­ны сана игумении. 

За осо­бые заслу­ги игу­ме­нии ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси могут быть удо­сто­е­ны пра­ва ноше­ния кре­ста с украшениями. 

Отли­чи­тель­ным голов­ным убо­ром Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси явля­ет­ся куколь — увен­чан­ный кре­стом купо­ло­об­раз­ный голов­ной убор из бело­го кре­па, фор­ма кото­ро­го вос­хо­дит к XVI веку. 

Пер­вен­ству­ю­щие иерар­хи Само­управ­ля­е­мых Церк­вей и Экзар­ха­тов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, а так­же все мит­ро­по­ли­ты носят белый кло­бук, кото­рый отли­ча­ет­ся толь­ко цве­том от обыч­но­го голов­но­го убо­ра ман­тий­ных монахов. 
На лице­вой части кло­бу­ка рас­по­ло­жен неболь­шой белый крест. 
Чер­ный кло­бук с таким же кре­стом явля­ет­ся при­над­леж­но­стью архи­епи­ско­пов, у епи­ско­пов — чер­ный кло­бук без креста. 

Суще­ству­ет еще один тра­ди­ци­он­ный голов­ной убор духо­вен­ства — ску­фия, пред­став­ля­ю­щая собой неболь­шую круг­лую бар­хат­ную шапоч­ку чер­но­го или фио­ле­то­во­го цве­та, состав­лен­ную из четы­рех частей, соеди­нен­ных свер­ху кре­сто­об­раз­но. Ску­фию носят вне храма. 

Нако­нец, сле­ду­ет так­же упо­мя­нуть о так назы­ва­е­мом «док­тор­ском» кре­сте, укра­шен­ном голу­бой эма­лью: его носят свя­щен­но­слу­жи­те­ли, удо­сто­ен­ные уче­ной сте­пе­ни док­то­ра богословия.

Жезл и посох

Архи­пас­тыр­ский жезл — внеш­ний отли­чи­тель­ный знак архи­ерей­ско­го сана. Явля­ясь сим­во­лом апо­столь­ско­го пре­ем­ства, он слу­жит зна­ком вла­сти над под­чи­нен­ны­ми и закон­но­го управ­ле­ния ими. 

Архи­пас­тыр­ский жезл име­ет так­же сулок (четы­рех­уголь­ный вдвое сло­жен­ный плат). 
Раз­но­вид­но­стью жез­ла, исполь­зу­е­мо­го вне бого­слу­же­ния, явля­ет­ся посох. 

Пат­ри­ар­ший жезл явля­ет­ся внеш­ним отли­чи­тель­ным зна­ком пат­ри­ар­ше­го сана. Толь­ко Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси исполь­зу­ет за бого­слу­же­ни­ем жезл без сул­ка и вхо­дит с ним в алтарь через цар­ские врата. 

При посе­ще­нии Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси епар­хий Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви епар­хи­аль­ный архи­ерей дан­ной епар­хии име­ет пра­во исполь­зо­вать посох в при­сут­ствии Свя­тей­ше­го Патриарха. 

Во всех дру­гих слу­ча­ях архи­ереи Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви не исполь­зу­ют посох в при­сут­ствии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси. 

При про­ве­де­нии обще­цер­ков­ных меро­при­я­тий, воз­глав­ля­е­мых Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом или с его уча­сти­ем, жезл за бого­слу­же­ни­ем и посох вне бого­слу­же­ния исполь­зу­ет толь­ко Свя­тей­ший Пат­ри­арх, а в его отсут­ствие (или если он не совер­ша­ет бого­слу­же­ния) — пер­вен­ству­ю­щий (совер­ша­ю­щий бого­слу­же­ние) архиерей. 

Викар­ные архи­ереи не исполь­зу­ют жезл при слу­жа­щем епар­хи­аль­ном архи­ерее и посох в при­сут­ствии епар­хи­аль­но­го архиерея. 

Насто­я­те­ли (намест­ни­ки) лавр и мона­сты­рей в сане архи­манд­ри­та (игу­ме­на) ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси за цер­ков­ные заслу­ги и во вни­ма­ние к мона­сты­рям, ими управ­ля­е­мым, могут быть удо­сто­е­ны пра­ва исполь­зо­ва­ния игу­мен­ско­го посо­ха за богослужением. 

Насто­я­тель (намест­ник), удо­сто­ен­ный пра­ва исполь­зо­ва­ния игу­мен­ско­го посо­ха за бого­слу­же­ни­ем, име­ет пра­во исполь­зо­вать посох и вне бого­слу­же­ния в пре­де­лах сво­ей обители. 
Во вре­мя архи­ерей­ско­го бого­слу­же­ния насто­я­тель (намест­ник) не име­ет пра­ва исполь­зо­вать игу­мен­ский посох. 

Насто­я­тель (намест­ник) может исполь­зо­вать игу­мен­ский посох при совер­ше­нии бого­слу­же­ния в при­сут­ствии моля­ще­го­ся в хра­ме, но не совер­ша­ю­ще­го бого­слу­же­ния архиерея. 
В при­сут­ствии архи­ерея насто­я­тель (намест­ник) не исполь­зу­ет посох вне богослужения. 
В слу­чае остав­ле­ния долж­но­сти насто­я­те­ля (намест­ни­ка) архи­манд­рит (игу­мен) не име­ет пра­ва исполь­зо­вать за бого­слу­же­ни­ем игу­мен­ский посох. 

Насто­я­тель­ни­цы жен­ских мона­сты­рей в сане игу­ме­нии за цер­ков­ные заслу­ги и во вни­ма­ние к мона­сты­рям, ими управ­ля­е­мым, ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси могут быть удо­сто­е­ны пра­ва исполь­зо­ва­ния игу­мен­ско­го посоха. 
Они не исполь­зу­ют игу­мен­ский посох в при­сут­ствии архиерея. 
В слу­чае остав­ле­ния долж­но­сти насто­я­тель­ни­цы мона­сты­ря в сане игу­ме­нии не име­ют пра­ва упо­треб­лять игу­мен­ский посох. 

Име­ют­ся неко­то­рые раз­ли­чия меж­ду Рус­ской и ины­ми Помест­ны­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми — как в отно­ше­нии иерар­хи­че­ских сте­пе­ней, так и во внеш­них отли­чи­тель­ных признаках. 

На пра­во­слав­ном Восто­ке повсе­днев­ным голов­ным убо­ром мона­ше­ству­ю­ще­го и бело­го духо­вен­ства явля­ет­ся ками­лав­ка чер­но­го цве­та, отли­ча­ю­ща­я­ся по фор­ме от при­ня­той у нас в России. 
Во вре­мя бого­слу­же­ний или на офи­ци­аль­ных меро­при­я­ти­ях мона­хи на ками­лав­ку наде­ва­ют намет­ку; таким обра­зом, мона­ше­ский кло­бук на Восто­ке состав­ной, в то вре­мя как в Рос­сии он состав­ля­ет еди­ное целое. 

Пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­но­поль­ский, Алек­сан­дрий­ский, Антио­хий­ский, Иеру­са­лим­ский, а так­же Архи­епи­скоп Афин­ский носят чер­ный клобук. 

У Пер­во­и­е­рар­хов Церк­вей Серб­ской, Румын­ской, Бол­гар­ской, Поль­ской, Чеш­ской, Аме­ри­кан­ской и Япон­ской кло­бук бело­го цве­та, одна­ко нигде, кро­ме Рос­сии, кло­бук не име­ет бело­го креста. 

У всех архи­ере­ев, в том чис­ле и у Пат­ри­ар­хов, цвет ман­тии оди­на­ко­вый — тем­но-крас­ный, одна­ко у Пред­сто­я­те­лей Древ­них Восточ­ных Церк­вей ман­тия бога­то укра­ше­на изоб­ра­же­ни­я­ми того апо­сто­ла Хри­сто­ва, кото­рый почи­та­ет­ся осно­ва­те­лем дан­ной Помест­ной Церкви. 

На пра­во­слав­ном Восто­ке иеро­мо­на­хи и иереи не носят наперс­но­го кре­ста, это пра­во при­над­ле­жит лишь архи­манд­ри­там и про­то­и­е­ре­ям и явля­ет­ся награ­дой, рав­ной кре­сту с укра­ше­ни­я­ми в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Духов­ное лицо, име­ю­щее такой крест, име­ну­ет­ся став­ро­фор­ным, т. е. крестоносным. 

Набед­рен­ник как награ­да на Восто­ке отсутствует. 

Мит­ра — при­над­леж­ность исклю­чи­тель­но архи­ерей­ско­го облачения. 

Игу­мен — не сан, а долж­ность руко­во­ди­те­ля монастыря. 

Архи­ди­а­кон — так­же не сан, а долж­ность диа­ко­на, посто­ян­но сослу­жа­ще­го Пред­сто­я­те­лю Церкви. 

В Серб­ской Церк­ви суще­ству­ют саны про­то­син­ге­ла и про­то­на­мест­ни­ка. Лицо, нося­щее сан про­то­син­ге­ла, в иерар­хи­че­ском отно­ше­нии сто­ит выше игу­ме­на, но ниже архи­манд­ри­та. Обыч­но про­то­син­ге­ла­ми быва­ют сек­ре­та­ри епархий. 

Сан про­то­на­мест­ни­ка выше про­то­и­е­рей­ско­го — его име­ют свя­щен­ни­ки из бело­го духо­вен­ства, наде­лен­ные долж­ност­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, ана­ло­гич­ны­ми пол­но­мо­чи­ям бла­го­чин­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Рядо­вые серб­ские свя­щен­ни­ки, подоб­но гре­че­ским, не носят наперс­но­го кре­ста: он, как награ­да, дает­ся заслу­жен­ным про­то­и­е­ре­ям, кото­рые име­ну­ют­ся «став­ро­фор­ны­ми». 

В Румын­ской Церк­ви пра­во ноше­ния наперс­но­го кре­ста явля­ет­ся награ­дой для свя­щен­ни­ков, архи­ди­а­ко­нов и протодиаконов. 
Сан про­то­син­ге­ла, кото­рым может обла­дать толь­ко чер­ное духо­вен­ство, ана­ло­ги­чен сану рус­ско­го архимандрита. 
Игу­мен или архи­манд­рит в Румын­ской Церк­ви все­гда явля­ет­ся насто­я­те­лем монастыря. 

В Пра­во­слав­ной Церк­ви Фин­лян­дии выс­шая награ­да духо­вен­ства — крест с укра­ше­ни­я­ми, кото­рый дает­ся крайне ред­ко, обыч­но его име­ют насто­я­тель кафед­раль­но­го собо­ра Хель­син­ки и неко­то­рые наи­бо­лее заслу­жен­ные протоиереи. 
Мит­ра не явля­ет­ся награ­дой, ее носят толь­ко архи­ереи и архи­манд­рит — насто­я­тель един­ствен­но­го в Фин­лянд­ской Церк­ви Ново-Вала­ам­ско­го муж­ско­го монастыря.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.