Богослужебные облачения

Эти оде­я­ния, име­ю­щие общее наиме­но­ва­ние «ризы», исполь­зу­ют­ся свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми в ходе совер­ше­ния бого­слу­же­ний. Делят­ся они на три кате­го­рии: диа­ко­ис­кие, иерей­ские и архи­ерей­ские (оде­я­ния цер­ков­но­слу­жи­те­лей, не при­над­ле­жа­щих к чис­лу духо­вен­ства, в эти кате­го­рии не попа­да­ют). Инте­рес­ной осо­бен­но­стью явля­ет­ся тот факт, что каж­дая после­ду­ю­щая сте­пень свя­щен­ства име­ет все бого­слу­жеб­ные оде­я­ния преды­ду­щей и плюс к это­му те оде­я­ния, кото­рые явля­ют­ся при­над­леж­но­стью их сте­пе­ни. То есть свя­щен­ник име­ет все диа­кон­ские оде­я­ния и сверх того при­су­щие его сану; епи­скоп име­ет все свя­щен­ни­че­ские оде­я­ния (кро­ме фело­ни, кото­рая заме­ня­ет­ся сак­ко­сом) и сверх того – при­сво­ен­ные его архи­ерей­ско­му сану.

Диа­кон в бого­слу­жеб­ном облачении



Иерей в бого­слу­жеб­ном облачении

 

Неко­то­рые из этих одежд явля­ют­ся сим­во­ла­ми бла­го­дат­ных даро­ва­ний и без них свя­щен­но­слу­жи­тель совер­шать бого­слу­же­ние не может. Бого­слу­жеб­ны­ми обла­че­ни­я­ми явля­ют­ся:

1. Для диа­ко­на – под­ряс­ник, пору­чи, сти­харь, орарь;

2. Для свя­щен­ни­ка – под­ряс­ник, ряса (во вре­мя Литур­гии вме­сто рясынаде­ва­ет­ся под­риз­ник), пору­чи, епи­тра­хиль, пояс, фелонь, наперс­ный крест;

3. Для архи­ерея – под­ряс­ник, ряса (на Литур­гии вме­сто рясы – под­риз­ник),пору­чи, епи­тра­хиль, пояс, пали­ца, сак­кос (вме­сто сак­ко­са может быть фелонь),омо­фор, пана­гия, крест, митра.

Цер­ков­но­слу­жи­те­ли при­слу­жи­ва­ют в сти­ха­ре.

Неко­то­рые бого­слу­же­ния свя­щен­ник может совер­шать без фело­ни, а архи­ерей без сак­ко­са. В каче­стве награ­ды свя­щен­ни­кам дает­ся пра­во ноше­ния ску­фии, ками­лав­ки или мит­ры, а так­же набед­рен­ни­ка, пали­цы, кре­ста с украшениями.

 

Стиха́рь – бого­слу­жеб­ное обла­че­ние свя­щен­но– и цер­ков­но­слу­жи­те­лей. Раз­ли­ча­ют­ся сти­ха­ри цер­ков­но­слу­жи­те­ля, диа­ко­на, свя­щен­ни­ка и архи­ерея. Отли­чие бого­слу­жеб­ных одежд низ­ше­го чина свя­щен­но­слу­жи­те­лей – диа­ко­нов – состав­ля­ет то, что они слу­жат в под­ряс­ни­ке, поверх кото­ро­го наде­ва­ет­ся сти­харь. Сти­харь диа­ко­на (и цер­ков­но­слу­жи­те­ля – алтар­ни­ка, поно­ма­ря) – это длин­ная одеж­да, состо­я­щая как бы из двух поло­вин, с широ­ки­ми рука­ва­ми, с раз­ре­за­ми от под­мы­шек до низа, скреп­лен­ная пуго­ви­ца­ми. Сти­харь сим­во­ли­зи­ру­ет одеж­ду спа­се­ния. Свя­щен­ни­че­ский и архи­ерей­ский сти­харь пред­став­ля­ют из себя обла­че­ние, име­ну­е­мое подризник.

Сти­харь

 

Подри́зник – бого­слу­жеб­ное обла­че­ние свя­щен­ни­ка и архи­ерея – длин­ная до пят шел­ко­вая (реже из иных мате­ри­а­лов) одеж­да, в талию, с узки­ми рука­ва­ми, бело­го или жел­то­го цве­та. Архи­ерей­ский под­риз­ник име­ет так назы­ва­е­мые гам­ма­ты, или источ­ни­ки – лен­ты, стя­ги­ва­ю­щие рукав у запя­стья. Гам­ма­ты сим­во­ли­зи­ру­ют ток кро­ви из про­бо­ден­ных рук Спа­си­те­ля. Как уже гово­ри­лось, под­риз­ник заме­ня­ет архи­ерею либо свя­щен­ни­ку рясу при совер­ше­нии Литургии.

Под­риз­ник

 

По́ручи – часть бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния духо­вен­ства, пред­став­ля­ю­щие собой тра­пе­ци­е­вид­ные поло­сы плот­ной мате­рии с изоб­ра­же­ни­ем кре­ста на внеш­ней их сто­роне, обши­тые по кра­ям лен­той, име­ю­щей иной, чем сами пору­чи, отте­нок. Дру­гое назва­ние пору­чей – нару­кав­ни­ки, озна­ча­ет то, что фик­си­ру­ет­ся эта часть бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния на запястье, на рука­ве под­ряс­ни­ка. Поручь стя­ги­ва­ет­ся шну­ром, про­де­ва­е­мым в метал­ли­че­ские пет­ли на боко­вых его кра­ях, а шнур плот­но обма­ты­ва­ет­ся вокруг руки и проч­но на ней дер­жит­ся. Пору­чи сим­во­ли­зи­ру­ют собой Божью силу, кре­пость и муд­рость, дару­е­мую свя­щен­но­слу­жи­те­лям для совер­ше­ния Боже­ствен­ных Таинств.

 

Ора́рь – часть бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния диа­ко­на и ипо­ди­а­ко­на – длин­ная узкая лен­та, носи­мая ими на левом пле­че, при­чем один конец спус­ка­ет­ся на грудь, дру­гой – на спи­ну. Орарь явля­ет­ся при­над­леж­но­стью толь­ко диа­ко­нов и назва­ние свое полу­чил от гре­че­ско­го гла­го­ла «оро», что зна­чит смот­рю, сте­ре­гу, наблю­даю. Впро­чем, в латин­ском язы­ке суще­ству­ет гла­гол абсо­лют­но иден­тич­ный по напи­са­нию (лат. гла­гол «oro»), но име­ю­щий зна­че­ние «молить­ся». Дру­гое зна­че­ние сло­ва орарь – поло­тен­це, лен­ти­он (от лат. orarium).



Орарь

 

Архи­ди­а­кон и про­то­ди­а­кон име­ют двой­ной орарь, кото­рый пред­став­ля­ет собой два соеди­нен­ных ора­ря: один надет ана­ло­гич­но диа­кон­ско­му, а вто­рой спус­ка­ет­ся с лево­го пле­ча на пра­вое бед­ро, где и соеди­ня­ет­ся концами.

Орарь сим­во­ли­зи­ру­ет те бла­го­дат­ные даро­ва­ния, кото­рые диа­кон полу­ча­ет при хиро­то­нии. Ипо­ди­а­кон же наде­ва­ет орарь кре­сто­вид­но, в знак того, что он не име­ет бла­го­да­ти свя­щен­но­слу­жи­те­ля. По тол­ко­ва­нию свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста орарь сим­во­ли­зи­ру­ет собой неве­ще­ствен­ные ангель­ские кры­лья в соот­вет­ствии с тем обра­зом ангель­ско­го слу­же­ния в Церк­ви, кото­рый оли­це­тво­ря­ют диаконы.

 

Епитрахи́ль (греч. шея) – при­над­леж­ность бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния свя­щен­ни­ка и архи­ерея, пред­став­ля­ю­щая собой длин­ную лен­ту (орарь диа­ко­на, но как бы удво­ен­ный), охва­ты­ва­ю­щая шею и обо­и­ми кон­ца­ми спус­ка­ю­ща­я­ся на грудь. Спе­ре­ди сши­та или скреп­ле­на пуго­ви­ца­ми, наде­ва­ет­ся поверх под­риз­ни­ка или рясы. Обра­зо­ван­ная из ора­ря епи­тра­хильозна­ча­ла, что свя­щен­ник, при­об­ре­та­ет сугу­бую по срав­не­нию с диа­ко­ном бла­го­дать, даю­щую ему пра­во и обя­зан­ность быть совер­ши­те­лем Таинств Церк­ви. Епи­тра­хиль сим­во­ли­зи­ру­ет бла­го­дат­ные даро­ва­ния свя­щен­ни­ка, полу­ча­е­мые им в Таин­стве Свя­щен­ства. Имен­но поэто­му при обла­че­нии в епи­тра­хиль чита­ет­ся молит­ва: «Бла­го­сло­вен Бог, изли­ва­яй бла­го­дать Свою на свя­щен­ни­ки Своя, яко Миро на гла­ве, схо­дя­щее на бра­ду, бра­ду Ааро­ню, схо­дя­щее на оме­ты одеж­ды его» (см.: Пс. 132; 2).

Епи­тра­хиль и поручи

 

Без епи­тра­хи­ли свя­щен­ник и архи­ерей не име­ют пра­ва совер­шать бого­слу­же­ния. Лишь в крайне тяж­ких обсто­я­тель­ствах вме­сто нее может исполь­зо­вать­ся любой длин­ный кусок мате­рии или верев­ки, осо­бо благословленный.

 

Пояс – часть бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния свя­щен­ни­ка и архи­ерея, наде­ва­е­мая поверх под­риз­ни­ка и епи­тра­хи­ли, пред­став­ля­ет собой плот­ную, шири­ной 10–15 см, поло­су мате­рии с отдел­кой в виде полос ино­го оттен­ка по кра­ям. В сере­дине поя­са наши­ва­ет­ся крест, а по его кон­цам – длин­ные лен­ты, кото­ры­ми он фик­си­ру­ет­ся сза­ди, на пояс­ни­це. Пояс напо­ми­на­ет то поло­тен­це, кото­рым пре­по­я­сал­ся Спа­си­тель при омо­ве­нии ног уче­ни­кам Сво­им на Тай­ной Вече­ре. Сим­во­ли­че­ски пояс в рели­ги­оз­ном оби­хо­де все­гда озна­чал силу, кре­пость, власть, готов­ность к слу­же­нию, что ярко отра­же­но в молит­ве, чита­е­мой при его наде­ва­нии: «Бла­го­сло­вен Бог, пре­по­я­су­яй мя силою, и поло­жи непо­ро­чен путь мой, совер­ша­яй нозе мои, яко еле­ни, и на высо­ких постав­ля­яй мя» (см.: Пс. 17; 33,34). Такое же зна­че­ние сохра­ня­ет­ся у него и сейчас.

Пояс

 

Фело́нь – бого­слу­жеб­ное обла­че­ние свя­щен­ни­ка, пред­став­ля­ю­щее собой длин­ную до пят (со спи­ны) накид­ку, кото­рая спе­ре­ди дохо­дит толь­ко до поя­са. Име­ет про­резь для голо­вы и при­под­ня­тое жест­кое опле­чье, без рука­вов. На фело­ни есть четы­ре сим­во­ли­че­ских поло­сы, кото­рые озна­ча­ют Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие, слу­жи­те­ля­ми и бла­го­вест­ни­ка­ми кото­ро­го явля­ют­ся епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки. Так­же поло­сы озна­ча­ют Боже­ствен­ное охра­не­ние, бла­го­дать, силу и пре­муд­рость, дару­е­мые свя­щен­но­слу­жи­те­лю, совер­ша­ю­ще­му Таин­ства Церк­ви. На спине в верх­ней части фело­ни под пле­че­вой поло­сой так же, как и на сти­ха­ре наши­ва­ет­ся зна­ме­ние кре­ста, а вни­зу под кре­стом бли­же к подо­лу – вось­ми­ко­неч­ная звез­да. Звез­да и крест на фело­ни зна­ме­ну­ют соеди­не­ние в Пра­во­слав­ной Церк­ви бла­го­да­ти свя­щен­ства Вет­хо­го (звез­да) и Ново­го (крест) Заветов.

Фелонь

 

Суще­ству­ет еще корот­кая, или малая фелонь, закры­ва­ю­щая тело толь­ко до поя­са (при­чем спе­ре­ди мень­ше, чем сза­ди). Наде­ва­ет­ся при посвя­ще­нии в цер­ков­но­слу­жи­те­ли и не упо­треб­ля­ет­ся в дру­гих богослужениях.

Фело­ни в древ­ней Церк­ви были бело­го цве­та. Симе­он, архи­епи­скоп Солун­ский, дает такое объ­яс­не­ние сим­во­ли­че­ско­го зна­че­ния фело­ни: «Белиз­на этой одеж­ды озна­ча­ет чисто­ту, свя­ты­ню и сия­ние Сла­вы Божи­ей, ибо Бог есть свет и оде­яй­ся све­том, яко ризою… Фелонь шьет­ся без рука­вов во изоб­ра­же­ние вре­ти­ща, в кото­рое одет был Спа­си­тель во вре­мя пору­га­ния. Эта свя­щен­ни­че­ская одеж­да покры­ва­ет все тело, от гла­вы до ног, во образ Божия Про­мыс­ла, кото­рый нас от нача­ла под­дер­жи­ва­ет и хра­нит. Во вре­мя свя­щен­но­дей­ствия фелонь под­ни­ма­ет­ся обе­и­ми рука­ми, и эти руки, как кры­лья, озна­ча­ют ангель­ское досто­ин­ство, а дей­ствия, ими совер­ша­е­мые, дей­ствен­ную силу, кото­рой совер­ша­ет Таин­ство иерей. Свя­щен­ная фелонь озна­ча­ет выс­шую и свы­ше пода­ва­е­мую силу и про­све­ще­ние Свя­то­го Духа. Эта одеж­да озна­ча­ет и свет­лость пер­вей­ших Гор­них чинов, и силу Божию, все содер­жа­щую, про­мыс­ли­тель­ную, все­де­тель­ную, бла­го­твор­ную, кото­рою Сло­во сни­зо­шло даже до нас и чрез вопло­ще­ние, рас­пя­тие и вос­ста­ние соеди­ни­ло все гор­нее с дольним».

В древ­ней Церк­ви при­над­ле­жав­шие пат­ри­ар­хам и мит­ро­по­ли­там фело­нисплошь были покры­ты изоб­ра­же­ни­я­ми кре­стов и назы­ва­лись пото­му поли­ста­ври­я­ми (греч. мно­го­кре­стие). Мате­ри­а­лом для поши­ва фело­нейявля­ет­ся золо­тая и сереб­ря­ная пар­ча, а так­же мате­рии дру­гих основ­ных цве­тов, исполь­зу­е­мых в богослужении.

 

Набе́дренник явля­ет­ся частью бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния неко­то­рых свя­щен­ни­ков и пред­став­ля­ет собой пря­мо­уголь­ник, кото­рый носит­ся на длин­ной лен­те у бед­ра. Пра­во ноше­ния набед­рен­ни­ка дает­ся свя­щен­ни­кам в каче­стве награ­ды. Набед­рен­ник рас­смат­ри­ва­ет­ся как сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние духов­но­го ору­жия – сло­ва Божье­го. Эта мысль выра­же­на и в сти­хах псал­ма, кото­рые свя­щен­ник дол­жен читать, оде­вая набед­рен­ник: «Пре­по­я­ши меч Твой по бед­ре Тво­ей, Сильне, кра­со­тою Тво­ею и доб­ро­тою Тво­ею, и наля­цы, и успе­вай, и цар­ствуй исти­ны ради, и кро­то­сти и прав­ды, и наста­вит Тя див­но дес­ни­ца Твоя, все­гда, ныне и прис­но, и во веки веков» (см.: Пс. 44; 4,5).

Набед­рен­ник

 

Набед­рен­ник отде­лан по кра­ям наши­той поло­сой из мате­рии, отлич­ной от той, из кото­рой он сшит сам. В цен­тре набед­рен­ни­ка все­гда есть крест, а его ниж­ний край обыч­но укра­ша­ет­ся бахромой.

 

Па́лица – часть бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния архи­ерея, архи­манд­ри­та или свя­щен­ни­ка (свя­щен­ни­кам дает­ся в каче­стве награ­ды), пред­став­ля­ю­щая собой матер­ча­тый ромб, при­ве­ши­ва­е­мый за один из ост­рых углов и носи­мый на лен­те у пра­во­го бедра.

Пали­ца

 

Когда в награ­ду за усерд­ную служ­бу пра­во носить пали­цу полу­ча­ют про­то­и­е­реи, то они носят ее так­же с пра­вой сто­ро­ны, а набед­рен­ник в этом слу­чае пере­ме­ща­ет­ся на левую. Для архи­манд­ри­тов, как и для архи­ере­ев, пали­ца слу­жит необ­хо­ди­мой при­над­леж­но­стью их обла­че­ния. Сим­во­ли­че­ское зна­че­ние пали­цы ана­ло­гич­но тому, что име­ет набед­рен­ник, то есть оба эти пред­ме­та озна­ча­ют духов­ный меч сло­ва Божия (ром­бо­вид­ная фор­ма пали­цы озна­ча­ет Четвероевангелие).

От того какую служ­бу свя­щен­но­слу­жи­те­ли совер­ша­ют в дан­ный момент зави­сит какие и сколь­ко пред­ме­тов бого­слу­жеб­но­го оде­я­ния они будут исполь­зо­вать. Так малое свя­щен­ни­че­ское обла­че­ние, в кото­ром слу­жат­ся все вечер­ние, утрен­ние служ­бы и тре­бы, кро­ме Литур­гии состав­ля­ют:епи­тра­хиль, пору­чи и фелонь.

Пол­ное обла­че­ние исполь­зу­ет­ся при слу­же­нии Литур­гии и в дру­гих слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных Уста­вом. Его состав­ля­ют: под­риз­ник, поверх кото­ро­го наде­ва­ет­ся епи­тра­хиль, потом пору­чи, пояс, набед­рен­ник и пали­ца (у кого они есть), а так­же фелонь. Посколь­ку набед­рен­ник и пали­цаявля­ют­ся награ­да­ми духо­вен­ству и быва­ют дале­ко не у каж­до­го свя­щен­ни­ка, то они не вхо­дят в чис­ло обя­за­тель­ных пред­ме­тов облачения.

Епи­скоп в бого­слу­жеб­ном облачении

 

У архи­ере­ев круг исполь­зу­е­мых им обла­че­ний гораз­до шире. К выше­пе­ре­чис­лен­ным пред­ме­там при­бав­ля­ют­ся еще такие, как сак­кос, омо­фор, мит­ра (хотя она может являть­ся награ­дой очень заслу­жен­но­му свя­щен­ни­ку, но в этом слу­чае она не увен­чи­ва­ет­ся кре­стом), архи­ерей­ский жезл и ман­тия. В чис­ло пред­ме­тов пол­но­го архи­ерей­ско­го обла­че­ния не вхо­дят три из выше­на­зван­ных: мит­ра, архи­ерей­ский жезл и ман­тия. Таким обра­зом, пол­ное архи­ерей­ское бого­слу­жеб­ное обла­че­ние в соот­вет­ствии с семи Таин­ства­ми, кото­рые совер­ша­ет епи­скоп, содер­жит в себе семь основ­ных пред­ме­тов: под­риз­ник, епи­тра­хиль, пору­чи, пояс, пали­цу, омо­фор и саккос.



Сак­кос

 

Са́ккос (древ­не­евр. руби­ще, вре­ти­ще) – бого­слу­жеб­ное обла­че­ние архи­ерея: длин­ная до пят, про­стор­ная одеж­да с широ­ки­ми рука­ва­ми, сши­тая из доро­гой тка­ни. Сак­кос по внеш­не­му виду напо­ми­на­ет диа­кон­ский сти­харь с той раз­ни­цей, что он раз­ре­зан пол­но­стью: по ниж­ней сто­роне рука­вов и по бокам до пола. По линии раз­ре­за соеди­ня­ет­ся так назы­ва­е­мы­ми звон­ца­ми, кото­рые заме­ня­ют выпол­ня­ю­щие ана­ло­гич­ные функ­ции пуго­ви­цы диа­кон­ских сти­ха­рей, но в допол­не­ние к это­му изда­ют мело­ди­че­ские зву­ки в те момен­ты, когда архи­ерей дви­га­ет­ся. Поверх сак­ко­са наде­ва­ет­ся омо­фор и пана­гия с крестом.

Сак­кос духов­но озна­ча­ет то же самое, что и фелонь. Этим обу­слав­ли­ва­ет­ся тот факт, что при его наде­ва­нии нет осо­бой молит­вы, лишь диа­кон чита­ет во вре­мя обла­че­ния епи­ско­па: «Архи­ерее Твои, Гос­по­ди, обле­кут­ся в прав­ду». Са́ккосы, как пра­ви­ло, шьют из доро­гой пар­чи и укра­ша­ют изоб­ра­же­ни­я­ми крестов.

Перед­няя поло­ви­на сак­ко­са сим­во­ли­зи­ру­ет свя­щен­ство Ново­го Заве­та, зад­няя – Вет­хо­го Заве­та. Их соеди­не­ние звон­ца­ми сим­во­ли­че­ски озна­ча­ет нераз­дель­ное, но и не сме­ши­ва­е­мое пре­ем­ство это­го свя­щен­ства во Хри­сте. Дру­гое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние это­го соеди­не­ния – дво­я­кий харак­тер слу­же­ния епи­ско­па как Богу, так и людям.

 

Омофо́р (греч. носи­мый на пле­чах) – при­над­леж­ность бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния архи­ерея. Омо­фор епи­ско­па у кон­цов сво­их име­ет две наши­тых попе­реч­ных поло­сы – знак сугу­бо­го отре­че­ния от все­го сует­но­го. Два основ­ных сим­во­ли­че­ских зна­че­ния, усва­и­ва­е­мые омо­фо­ру сле­ду­ю­щие: упо­доб­ле­ние епи­ско­па Хри­сту в попе­че­нии о спа­се­нии людей и осо­бая пол­но­та Боже­ствен­ной бла­го­да­ти и силы, дару­е­мая для это­го епископу.

Малый омо­фор

 

Суще­ству­ют два вида омо­фо­ра:

1. Вели­кий омо­фор пред­став­ля­ет собой длин­ную широ­кую лен­ту с изоб­ра­же­ни­я­ми кре­стов. Он оги­ба­ет шею епи­ско­па и спус­ка­ет­ся одним кон­цом на грудь, а дру­гим – на его спи­ну. Вели­кий омо­фор епи­скоп носит с момен­та нача­ла Литур­гии до чте­ния Апостола.

2. Малый омо­фор пред­став­ля­ет собой широ­кую лен­ту с изоб­ра­же­ни­я­ми кре­стов, кото­рая спус­ка­ет­ся обо­и­ми кон­ца­ми на грудь и сши­та или закреп­ле­на пуго­ви­ца­ми спереди.

Наде­ва­ет­ся поверх сак­ко­са. Сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жа­ет бла­го­дат­ные даро­ва­ния архи­ерея, поэто­му без омо­фо­ра архи­ерей не может свя­щен­но­дей­ство­вать. Архи­ерей совер­ша­ет все бого­слу­же­ния в вели­ком омо­фо­ре, кро­ме Литур­гии, кото­рая после про­чте­ния Апо­сто­ла совер­ша­ет­ся в малом омо­фо­ре. Но малый омо­фор не заме­ня­ет епитрахили.

Архи­ерей­ский жезл с сулком

 

Шьют омо­фо­ры из пар­чи, шел­ка и дру­гих тка­ней раз­ных цве­тов, при­ня­тых в Церкви.

 

Архи­ерей­ский жезл (посох) – это сим­вол духов­ной архи­пас­тыр­ской вла­сти епи­ско­па над цер­ков­ным наро­дом, дан­ной Хри­стом Сво­им уче­ни­кам, при­зван­ным про­по­ве­дать сло­во Божье. По тол­ко­ва­нию бла­жен­но­го Симео­на, архи­епи­ско­па Солун­ско­го, «жезл, кото­рый дер­жит архи­ерей, озна­ча­ет власть Духа, утвер­жде­ние и пасе­ние людей, силу путе­во­дить, не-поко­ря­ю­щих­ся нака­зы­вать и нахо­дя­щих­ся дале­че соби­рать к себе. Посе­му у жез­ла и нахо­дят­ся руко­ят­ки (рож­ки сверх жез­ла), как яко­ри. И над теми руко­я­ти­я­ми Крест Хри­стов озна­ча­ет побе­ду». Архи­ерей­ские жез­лы, осо­бен­но мит­ро­по­ли­чьи и пат­ри­ар­шии, при­ня­то укра­шать дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, наклад­ка­ми, инкру­ста­ци­я­ми. Осо­бен­но­стью рус­ских архи­ерей­ских жез­лов явля­ет­ся сулбк – два плат­ка, вло­жен­ных один в дру­гой и зафик­си­ро­ван­ные у руко­я­ти. На Руси его появ­ле­ние обу­слав­ли­ва­лось суро­вы­ми погод­ны­ми усло­ви­я­ми: ниж­ний пла­ток дол­жен был предо­хра­нять руку от при­кос­но­ве­ния к холод­но­му метал­лу жез­ла, а верх­ний – от моро­за на улице.

Архи­ерей­ская мантия

 

Архи­ерей­ская ман­тия, в отли­чии от ман­тии про­сто­го мона­ха, быва­ет фио­ле­то­во­го (у епи­ско­пов), голу­бо­го (у мит­ро­по­ли­тов) и зеле­но­го цве­та (у Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха). Кро­ме того, архи­ерей­ская ман­тия объ­ем­нее и длин­нее. На ее лице­вой сто­роне, у пле­чей и у подо­ла наши­ва­ют­ся «скри­жа­ли» – пря­мо­уголь­ни­ки с отдел­кой по кра­ям и кре­ста­ми или ико­на­ми внут­ри пле­че­вых пря­мо­уголь­ни­ков. В ниж­них могут сто­ять ини­ци­а­лы епи­ско­па. Скри­жа­ли на ман­тии озна­ча­ют, что епи­скоп, управ­ляя Цер­ко­вью, дол­жен руко­вод­ство­вать­ся запо­ве­дя­ми Божиими.

По всей ширине ман­тии про­хо­дят три широ­кие двух­цвет­ные поло­сы, назы­ва­е­мые источ­ни­ка­ми, или стру­я­ми. Они сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жа­ют само уче­ние, как бы «исте­ка­ю­щее» из Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов и про­по­ведь кото­рых явля­ет­ся обя­зан­но­стью епи­ско­пов, а так­же учи­тель­ную бла­го­дать епи­скоп­ства. Духов­но ман­тия повто­ря­ет неко­то­рые сим­во­ли­че­ские зна­че­ния фело­ни, сак­ко­са и омо­фо­ра, как бы «заме­няя» их, так как носит­ся тогда, когда этих бого­слу­жеб­ных обла­че­ний (кро­ме омо­фо­ра) на архи­ерее нет. Исполь­зу­ет­ся архи­ерей­ская ман­тия во вре­мя тор­же­ствен­ных про­цес­сий, при вхо­де в храм и на бого­слу­же­ни­ях, в момен­ты опре­де­ля­е­мые Уста­вом. Вооб­ще же при обла­че­нии в бого­слу­жеб­ные одеж­ды ман­тия сни­ма­ет­ся.

 

Ми́тра (греч. повяз­ка, носи­мая на голо­ве) – голов­ной убор, явля­ю­щий­ся частью архи­ерей­ско­го обла­че­ния. Вхо­дит так­же в чис­ло пред­ме­тов бого­слу­жеб­но­го обла­че­ния архи­манд­ри­тов и тех свя­щен­ни­ков, кото­рым пра­во ноше­ния мит­ры дает­ся в каче­стве награ­ды. Име­ет гру­ше­вид­ную фор­му. Обыч­но выпол­ня­ет­ся из бар­хат­ных полос на жест­ком кар­ка­се, укра­ше­на жем­чу­гом мел­ко­го и сред­не­го раз­ме­ра в виде рас­ти­тель­но­го орна­мен­та (как один из вари­ан­тов); вооб­ще же вари­ан­тов укра­ше­ния мит­рыочень мно­го. По бокам мит­ры поме­ща­ют­ся четы­ре малые ико­ны: Спа­си­те­ля, Божи­ей Мате­ри, Иоан­на Пред­те­чи и како­го либо свя­то­го или празд­ни­ка; верх­няя часть увен­чи­ва­ет­ся ико­ной Пре­свя­той Тро­и­цы или Сера­фи­ма. Вме­сто ико­ны на навер­шии архи­ерей­ской мит­ры водру­жа­ет­ся неболь­шой крест.

Мит­ра

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.