Повседневные облачения

Оде­я­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей сви­де­тель­ству­ют их сан и зва­ние, выде­ляя таким обра­зом, носи­те­лей это­го сана из сре­ды мир­ских людей. Это соот­вет­ству­ет поня­тию о Церк­ви как о цар­стве не от мира сего, а для свя­щен­но­слу­жи­те­лей явля­ет­ся посто­ян­ным напо­ми­на­ни­ем того, что они все­гда, в любой ситу­а­ции долж­ны быть достой­ны при­ня­то­го ими от Бога высо­чай­ше­го служения.

Суще­ству­ет два вида повсе­днев­ных оде­я­ний духо­вен­ства и мона­ше­ства: под­ряс­ник и ряса.

Под­ряс­ник – длин­ное, дохо­дя­щее до пят оде­я­ние с узки­ми рука­ва­ми и с наглу­хо застег­ну­тым воро­том. Он быва­ет двух видов.

1. Уши­тый в талии, раз­ре­зан­ный свер­ху дони­зу, с рас­ши­рен­ной ниж­ней частью. Левая ниж­няя пола запа­хи­ва­ет­ся внутрь под пра­вую полу, кото­рая, в свою оче­редь, засте­ги­ва­ет­ся с левой сто­ро­ны на шее с помо­щью спе­ци­аль­ных крюч­ков, а так­же в поясе.

Иерей во вне­бо­го­слу­жеб­ном облачении

 

2. Так назы­ва­е­мая одно­ряд­ка, чаще все­го уши­тая в талии, но встре­ча­ет­ся и пря­мая, раз­рез­ная по цен­тру либо от шеи до гру­ди, либо от шеи до низу. Одно­ряд­ка засте­ги­ва­ет­ся по цен­тру с помо­щью иду­щих от сере­ди­ны воро­та до ниж­не­го края ряда пуго­виц (тра­ди­ци­он­но ‑33 шту­ки). Под­ряс­ник – это ниж­нее оде­я­ние, цвет кото­ро­го сви­де­тель­ству­ет о том, к како­му духо­вен­ству – чер­но­му (мона­ше­ству­ю­щим) или бело­му (при­ход­ско­му свя­щен­ству) он при­над­ле­жит. У мона­ше­ству­ю­щих он может быть толь­ко чер­но­го цве­та, в то вре­мя как у бело­го духо­вен­ства кро­ме чер­но­го может быть и тем­но-синий, и корич­не­вый, и серый, и белый цвет оде­я­ния. Мате­ри­а­лом для изго­тов­ле­ния под­ряс­ни­ков долж­но слу­жить сук­но, шерсть, сатин, лен, чесу­ча, а так­же шелк.

 

Ряса (греч. «то росон» – рва­ная, вытер­тая, лишён­ная вор­са одеж­да) – верх­нее оде­я­ние мона­хов и свя­щен­но­слу­жи­те­лей всех сте­пе­ней с длин­ны­ми, ниже ладо­ней, широ­ки­ми рука­ва­ми пре­иму­ще­ствен­но чер­но­го цве­та (для мона­ше­ству­ю­щих); для бело­го же духо­вен­ства кро­ме чер­но­го воз­мо­жен тем­но-синий, серый, корич­не­вый, кре­мо­вый и белый цве­та. Как пра­ви­ло, ряса застё­ги­ва­ет­ся на воро­те и на поя­се. Рясы, как и под­ряс­ни­ки, име­ют два основ­ных покроя:

1. Покрой такой же, как и у под­ряс­ни­ков пер­во­го вида, лишь рукав более длин­ный и рас­ши­рен­ный кни­зу. Суще­ству­ют рясы тако­го покроя, сши­тые как деми­се­зон­ные и зим­ние паль­то, с отлож­ным ворот­ни­ком, ото­ро­чен­ным чер­ным бар­ха­том или мехом.

2. Ряса пря­мая, раз­рез­ная посе­ре­дине, засте­ги­ва­ю­ща­я­ся толь­ко на воро­те и на гру­ди с пря­мы­ми оди­на­ко­во широ­ки­ми от осно­ва­ния до кон­ца рука­ва­ми. Это ряса гре­че­ско­го образца.

Ряса

 

Мате­ри­а­лы для ряс те же, что и для под­ряс­ни­ков, при­том, и те, и дру­гие могут быть на под­клад­ке. Все бого­слу­же­ния, кро­ме Литур­гии, долж­ны совер­шать­ся свя­щен­ни­ком в под­ряс­ни­ке и рясе. Кро­ме это­го в раз­ные момен­ты раз­ных служб поверх них наде­ва­ют­ся дру­гие бого­слу­жеб­ные оде­я­ния (ризы),исполь­зо­ва­ние каж­дой из кото­рых опре­де­ля­ет­ся Уста­вом. При слу­же­нии Литур­гии и в дру­гих слу­ча­ях, когда свя­щен­ник дол­жен быть в пол­ном бого­слу­жеб­ном обла­че­нии, ряса сни­ма­ет­ся и поверх под­ряс­ни­ка наде­ва­ет­ся так назы­ва­е­мый под­риз­ник и дру­гие ризы.

Общее сим­во­ли­че­ское зна­че­ние под­ряс­ни­ка и рясы – это внут­рен­нее отре­че­ние от мир­ской забо­ты и суе­ты, мир и покой серд­ца, зна­ме­ние духов­но­го покоя. Под­ряс­ник и ряса – это образ той верх­ней одеж­ды, кото­рую носил Гос­подь Иисус Хри­стос во вре­мя зем­ной жиз­ни. Таким обра­зом, наде­вая их, пред­ста­ви­те­ли духо­вен­ства и мона­ше­ства под­ра­жа­ют Иису­су Хри­сту по запо­ве­ди, кото­рую он дал Сво­им ученикам.

 

В Рус­ской Церк­ви суще­ство­ва­ло два покроя ряс киев­ский и мос­ков­ский. Киев­ский покрой харак­те­рен тем, что ряса немно­го уши­ва­ет­ся в талии с боков, а спи­на дела­ет­ся пря­мой. Мос­ков­ский же покрой отли­ча­ет­ся тем, что ряса зна­чи­тель­но уши­ва­ет­ся в талии и плот­но при­ле­га­ет к телу с боков и со спины.

 

Мона­ше­ству­ю­щие кро­ме выше­ука­зан­ных оде­я­ний носят так назы­ва­е­мую ма́нтию (или па́лий), кото­рая пред­став­ля­ет собой длин­ную, до пола, накид­ку без рука­вов исклю­чи­тель­но чер­но­го цве­та, засте­ги­ва­ю­щу­ю­ся толь­ко на воро­те. Эта накид­ка сим­во­ли­зи­ру­ет собой сугу­бую отре­шен­ность мона­хов от мира.

 

В повсе­днев­ное оде­я­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей вхо­дят и голов­ные убо­ры, кото­рые быва­ют несколь­ких видов:

1. Ску­фья́ (греч. голов­ное покры­ва­ло) – голов­ной убор свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, пред­став­ля­ю­щий собой ост­ро­ко­неч­ную шапоч­ку, у свя­щен­но­слу­жи­те­лей – из бар­ха­та. Покры­ва­ет голо­ву до бро­вей, а ее склад­ки обра­зу­ют зна­ме­ние креста.

Ску­фья

 

2. Камила́вка – высо­кий твер­дый голов­ной убор мона­хов и бело­го свя­щен­ства, сде­лан­ный, как пра­ви­ло, из вер­блю­жьей шер­сти. Послед­ним фио­ле­то­вые ками­лав­ки или ску­фьи дают­ся как награ­да и знак отличия.

Ками­лав­ка

 

3. Кло́бук (тюрк, кол­пак, шап­ка) – явля­ет­ся как повсе­днев­ным, так и бого­слу­жеб­ным голов­ным убо­ром мона­ше­ству­ю­щих. Он соеди­ня­ет в целое твер­дую ками­лав­ку в фор­ме рас­ши­ря­ю­ще­го­ся квер­ху цилин­дра и намет­ку в виде при­креп­лен­но­го к вер­ху цилин­дра чер­но­го кре­па, нис­па­да­ю­ще­го тре­мя язы­ка­ми: два – по бокам спе­ре­ди; и один – на спи­ну. Архи­ерей­ский кло­бук по фор­ме подо­бен мона­ше­ско­му. Мит­ро­по­ли­ты носят кло­бук бело­го цве­та с наши­тым кре­стом, архи­епи­ско­пы – чер­но­го с наши­тым кре­стом, епи­ско­пы – без кре­ста. Пат­ри­ар­ший кло­бук – полу­сфе­ри­че­ской фор­мы, чер­но­го или бело­го цве­та, с кре­стом на навер­шии, с выши­ты­ми изоб­ра­же­ни­я­ми Сера­фи­мов или кре­стов, одна лен­та, более широ­кая, спус­ка­ет­ся на спи­ну и две на грудь. В Рус­ской Церк­ви суще­ству­ет обы­чай носить архи­епи­ско­пам на чер­ных, а мит­ро­по­ли­там на белых кло­бу­ках брил­ли­ан­то­вые кресты.

Пат­ри­ар­ший кло­бук (или кукуль)

 

4. Куколь или кукуль (лат. cucullus – капю­шон) – верх­нее обла­че­ние мона­ха вели­кой схи­мы, кото­рое име­ет фор­му ост­ро­ко­неч­но­го капю­шо­на с дву­мя длин­ны­ми, как и у кло­бу­ка, поло­са­ми мате­рии чер­но­го цве­та, закры­ва­ю­щи­ми спи­ну и грудь. При­над­леж­но­стью куко­ля явля­ют­ся изоб­ра­же­ния кре­стов (укра­шен пятью кре­ста­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми на челе, на гру­ди, на обо­их пле­чах и на спине), Сера­фи­мов и тек­ста Три­свя­то­го. Оде­ва­ет­ся он поверх мантии.

 

Кро­ме того свя­щен­ни­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви обя­за­тель­но име­ют крест, наде­тый на них поверх обла­че­ний, кото­рый быва­ет, в зави­си­мо­сти от поло­же­ния сво­е­го обла­да­те­ля в цер­ков­ной иерар­хии или его заслуг, несколь­ких разновидностей:

1. Крест наперс­ный (или иерей­ский), носи­мый свя­щен­ни­ком поверх рясы (во вне­бо­го­слу­жеб­ное вре­мя) или фело­ни (на служ­бе), явля­ет­ся отли­чи­тель­ным (и неотъ­ем­ле­мым) при­зна­ком его при­над­леж­но­сти ко вто­рой сте­пе­ни свя­щен­ства. Наперс­ный крест, носи­мый иере­ем, дела­ет­ся из сереб­ра, про­то­и­е­ре­ем – из золо­та. Этот крест вось­ми­ко­неч­ной фор­мы с рельеф­ным Рас­пя­ти­ем на лице­вой сто­роне и над­пи­сью в верх­ней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Гос­подь – Царь Сла­вы»). На кон­цах цен­траль­ной пере­кла­ди­ны кре­ста сде­ла­на над­пись «IC, ХС» («Иисус Хри­стос»), а под ниж­ней косой пере­кла­ди­ной – «Ника», что в пере­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет побе­ди­тель. На обрат­ной сто­роне кре­ста дела­ет­ся над­пись: «Образ буди вер­ным сло­вом, жити­ем, любо­вию, духом, верою, чисто­тою». Носит­ся он на сереб­ря­ной цепи из оди­нар­ных удли­нен­ных колец. Как награ­ду иерей может носить позо­ло­чен­ный крест. Золо­той наперс­ный крест – при­над­леж­ность протоиерея.

Наперс­ный (или иерей­ский) крест

 

2. Крест с укра­ше­ни­я­ми – наперс­ный крест с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, вру­ча­е­мый свя­щен­но­слу­жи­те­лю в каче­стве награ­ды за его осо­бые заслуги.

Крест с украшениями

 

3. Каби­нет­ный крест – пер­во­на­чаль­но вве­ден­ный Ука­зом Свя­тей­ше­го Сино­да от 24 фев­ра­ля 1820 года золо­той крест выда­ва­е­мый из каби­не­та Импе­ра­то­ра рус­ским свя­щен­ни­кам, отбы­ва­ю­щим за гра­ни­цу. Поз­же исполь­зо­вал­ся в каче­стве награ­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лям и не поки­да­ю­щим пре­де­лы России.

Пана­гир-моще­вик

 

Исклю­чи­тель­но архи­ерей­ским зна­ком отли­чия явля­лась панагb́я, кото­рая име­ет несколь­ко раз­лич­ных назва­ний. Пана­гия (энкол­пи­он, нанед­рен­ник, наперс­ник, пана­гир) – неболь­шой ков­че­жец пря­мо­уголь­ной, округ­лой или кре­сто­об­раз­ной фор­мы с изоб­ра­же­ни­ем Иису­са Хри­ста или свя­тых. Рань­ше внут­ри пана­гии поме­ща­лись части­цы освя­щен­ной просфо­ры или мощи свя­тых. В насто­я­щее вре­мя она пред­став­ля­ет собой образ Божи­ей Мате­ри, чаще все­го круг­лой или оваль­ной фор­мы, с раз­лич­ны­ми укра­ше­ни­я­ми, без мощей. Епи­скоп­ские крест и пана­гия явля­ют­ся зна­ка­ми выс­шей вла­сти в Церкви.

Совре­мен­ная архи­ерей­ская панагия

 

С 1742 года пана­гии ста­ли давать­ся в виде награ­ды и архи­манд­ри­там неко­то­рых мона­сты­рей. Для раз­ли­че­ния епи­ско­па от архи­манд­ри­та за бого­слу­же­ни­ем пер­вый дол­жен был носить и архи­ерей­ский крест.

Епи­скоп во вне­бо­го­слу­жеб­ном облачении

 

Свя­тей­ший Пат­ри­арх носит две пана­гии (вто­рая – с изоб­ра­же­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста), тако­го же пра­ва удо­сто­ен мит­ро­по­лит Киев­ский. Кро­ме того, по предо­став­ле­нию Сино­да, две пана­гии носят осо­бо заслу­жен­ные архи­ереи, вто­рая дает­ся им как награда.

 

Так­же в небо­го­слу­жеб­ное вре­мя епи­ско­пы носят посо­хи – длин­ные дере­вян­ные тро­сти, оправ­лен­ные наклад­ка­ми, име­ю­щие утол­ще­ния в верх­ней части из рез­ной кости, цен­ных пород дере­ва, сереб­ра или дру­го­го метал­ла. Повсе­днев­ные посо­хи име­ют более древ­нее про­ис­хож­де­ние, чем бого­слу­жеб­ные жез­лы. Бого­слу­жеб­ный жезл появил­ся гораз­до поз­же, пото­му что стро­гие кано­ни­че­ские пра­ви­ла пред­пи­сы­ва­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лям не укра­шать себя доро­ги­ми одеж­да­ми и пред­ме­та­ми в быту. Толь­ко за бого­слу­же­ни­ем, где архи­ерей сим­во­ли­зи­ру­ет собой образ сла­вы Небес­но­го Царя, он может заме­нить посох осо­бо укра­шен­ным, бла­го­леп­ным жезлом.

 

Таким обра­зом, вне­бо­го­слу­жеб­ным обла­че­ни­ем диа­ко­на явля­ют­ся под­ряс­ник и ряса;

свя­щен­ни­ка – под­ряс­ник, ряса и наперс­ный крест;

архи­ерея – под­ряс­ник, ряса, ман­тия, кло­бук, наперс­ный крест и пана­гия.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.