Елеосвящение

Собо­ро­ва­ние, или Еле­освя­ще­ние, — одно из семи Таинств Церк­ви, состо­я­щее в пома­зы­ва­нии свя­щен­ни­ка­ми боль­но­го чело­ве­ка освя­щен­ным еле­ем, с чте­ни­ем Еван­ге­лия, Апо­сто­ла и молитв, при­зы­ва­ю­щих Боже­ствен­ную бла­го­дать. Пома­зу­ют­ся кре­сто­об­раз­но чело, нозд­ри, щеки, уста, грудь, внеш­няя и тыль­ная сто­ро­на ладоней.

Чело­век был создан с лег­ким, чистым, нетлен­ным и бес­смерт­ным телом. После гре­хо­па­де­ния оно утра­ти­ло эти свой­ства, ста­ло мате­ри­аль­ным, тлен­ным и смерт­ным. Поэто­му чело­ве­че­ско­му есте­ству необ­хо­дим истин­ный врач, спо­соб­ный исце­лить его от тле­ния: таким вра­чом явля­ет­ся Христос.
В тече­ние Сво­ей зем­ной жиз­ни Хри­стос совер­шил мно­же­ство исце­ле­ний. Часто Он спра­ши­вал обра­щав­ших­ся к Нему за помо­щью: «Веру­е­те ли, что Я могу это сде­лать?» (Мф. 9:28). Исце­ляя тело от болез­ни, Он исце­лял и душу от само­го страш­но­го неду­га — неве­рия. Хри­стос ука­зы­вал на винов­ни­ка всех душев­ных и телес­ных болез­ней — диа­во­ла: о скор­чен­ной жен­щине Он гово­рит, что ее «свя­зал сата­на» (Лк. 13:16). Исце­ле­ния совер­ша­ли так­же апо­сто­лы и мно­гие святые.
Для помо­щи боль­ным уже в апо­столь­ское вре­мя суще­ство­ва­ло таин­ство, полу­чив­шее впо­след­ствии назва­ние Еле­освя­ще­ния. О нем гово­рит апо­стол Иаков в сво­ем Посла­нии: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церк­ви, и пусть помо­лят­ся над ним, пома­зав его еле­ем во имя Гос­подне. И молит­ва веры исце­лит боля­ще­го, и вос­ста­вит его Гос­подь, и если он соде­лал гре­хи, про­стят­ся ему» (Иак. 5:14–15). Явно, что речь идет не об обыч­ном пома­за­нии еле­ем (мас­лом), кото­рое прак­ти­ко­ва­лось у евре­ев, видев­ших в елее целеб­ное сред­ство, а об осо­бом цер­ков­ном Таин­стве, так как цели­тель­ное свой­ство здесь при­пи­сы­ва­ет­ся не елею, а «молит­ве веры», совер­ша­е­мой пресвитерами.
Цер­ковь веру­ет, что в таин­стве Еле­освя­ще­ния боль­но­му, соглас­но сло­вам апо­сто­ла Иако­ва, про­ща­ют­ся гре­хи. «В Таин­стве Собо­ро­ва­ния чело­век полу­ча­ет про­ще­ние гре­хов. Но каких гре­хов? Не тех, кото­рые необ­хо­ди­мо испо­ве­до­вать в таин­стве Пока­я­ния, кото­рые мы созна­ём и пыта­ем­ся пре­одо­ле­вать. Но у каж­до­го из нас есть мно­же­ство гре­хов, кото­рые про­хо­дят мимо наше­го созна­ния, в силу нашей духов­ной рас­слаб­лен­но­сти, гру­бо­сти чувств. Либо мы, согре­шив, тут же забы­ва­ем это, либо вооб­ще не счи­та­ем за грех, не заме­ча­ем. Одна­ко неосо­знан­ные гре­хи – это все рав­но гре­хи, они отя­го­ща­ют душу, и от них необ­хо­ди­мо очи­стить­ся – что и про­ис­хо­дит в таин­стве Еле­освя­ще­ния». При этом необ­хо­ди­мо сокру­шать­ся и о неосо­знан­ных гре­хах, про­сить Гос­по­да дара виде­ния сво­их гре­хов. Обя­за­тель­но долж­но быть наме­ре­ние исправ­лять свою жизнь и испол­нять волю Божию.
Иска­жа­ет смысл Таин­ства исце­ле­ния, како­вым мож­но назвать Еле­освя­ще­ние, такой взгляд, что собо­ро­вать­ся мож­но толь­ко перед смер­тью, так как он оши­бо­чен и исхо­дит из като­ли­че­ской цер­ков­ной прак­ти­ки. При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния это­го взгля­да, как дума­ет про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шме­ман, явля­ет­ся то обсто­я­тель­ство, что Еле­освя­ще­ние не гаран­ти­ру­ет исце­ле­ния. «Но мы зна­ем, — пишет он, — что вся­кое Таин­ство есть все­гда пере­ход и пре­ло­же­ние… Хри­ста про­си­ли об исце­ле­нии, а Он про­щал гре­хи. У Него иска­ли «помо­щи» нашей зем­ной жиз­ни, а Он пре­об­ра­жал ее, пре­ла­гал в обще­ние с Богом. Да, Он исце­лял болез­ни и вос­кре­шал мерт­вых, но исце­лен­ные и вос­кре­шен­ные им оста­ва­лись под­вер­жен­ны­ми неумо­ли­мо­му зако­ну уми­ра­ния и смер­ти… Под­лин­ное исце­ле­ние чело­ве­ка состо­ит не в вос­ста­нов­ле­нии — на вре­мя! — его физи­че­ско­го здо­ро­вья, а в изме­не­нии, поис­ти­не пре­ло­же­нии его вос­при­я­тия болез­ни, стра­да­ний и самой смер­ти… Цель Таин­ства в изме­не­нии само­го пони­ма­ния, само­го при­я­тия стра­да­ний и болез­ни, в при­я­тии их как дара стра­да­ний Хри­сто­вых, пре­тво­рен­ных Им в победу».
В этом смыс­ле мож­но ска­зать, что Еле­освя­ще­ние при­об­ща­ет боль­но­го к стра­да­ни­ям Хри­ста, дела­ет саму болезнь спа­си­тель­ным и цели­тель­ным сред­ством от духов­ной смер­ти. Мно­гие свя­тые с бла­го­дар­но­стью при­ни­ма­ли послан­ные им болез­ни как воз­мож­ность избав­ле­ния от муче­ний в буду­щем веке. Как учит Цер­ковь, Бог все­гда стре­мит­ся обра­тить зло в доб­ро: болезнь, сама по себе явля­ю­ща­я­ся злом, может при­не­сти доб­ро чело­ве­ку, кото­рый, бла­го­да­ря ей при­об­ща­ет­ся стра­да­ни­ям Хри­сто­вым и вос­кре­са­ет для новой жиз­ни. Извест­ны слу­чаи, когда болезнь застав­ля­ла чело­ве­ка изме­нить свою гре­хов­ную жизнь и встать на путь пока­я­ния, веду­щий к Богу.

Елей в Таин­стве зна­ме­ну­ет милость Божию, а добав­ля­е­мое в него в неболь­шом коли­че­стве вино — иску­пи­тель­ную Кровь Спа­си­те­ля. Не могут участ­во­вать в Таин­стве еле­освя­ще­ния ино­вер­цы, ере­ти­ки и некре­ще­ные; не совер­ша­ет­ся оно так­же над нерас­ка­ян­ны­ми греш­ни­ка­ми и над боль­ны­ми, нахо­дя­щи­ми­ся в буй­ном умо­по­ме­ша­тель­стве и бесновании.
Таин­ство еле­освя­ще­ния совер­ша­ет­ся в хра­мах Вели­ким постом для всех жела­ю­щих при­хо­жан; в осталь­ное вре­мя, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти, сле­ду­ет обра­щать­ся к священнику.
Еле­освя­ще­ние может быть совер­ша­е­мо и в церк­ви, и на дому, при этом необ­хо­ди­мо иметь при себе чистый пла­ток для оти­ра­ния елея и, жела­тель­но, неболь­шой листок бума­ги для защи­ты руки от сте­ка­ю­ще­го по горя­щей све­че вос­ка (в цен­тре листа дела­ет­ся отвер­стие, сквозь кото­рое про­де­ва­ет­ся свеча).
Остав­ше­е­ся после Таин­ства освя­щен­ное мас­ло, назы­ва­е­мое собор­ным, хра­нит­ся в крас­ном углу: при неду­гах душев­ных и телес­ных его мож­но с верой и молит­вой при­ни­мать внутрь или кре­сто­об­раз­но пома­зы­вать боль­ные места.

Таин­ство Еле­освя­ще­ния может повто­рять­ся над одним и тем же лицом, но не во вре­мя одной и той же болезни.

Здо­ро­вые люди, а тем более дети, собо­ро­вать­ся не долж­ны, пото­му что весь чин Таин­ства Собо­ро­ва­ния ори­ен­ти­ро­ван на чело­ве­че­ский недуг, на чело­ве­че­скую немощь и болезнь, и если у чело­ве­ка нет такой болез­ни, то совер­ше­ние Таин­ства Собо­ро­ва­ния непра­во­мер­но. Если чело­век здо­ров, то он дол­жен прий­ти и на испо­ведь, а после испо­ве­ди при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Таинств, в кото­рых мы полу­ча­ем, и про­ще­ние гре­хов, и исце­ле­ние души и тела, и ста­но­вим­ся наслед­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни с Богом.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.