Причастие

При­ча­стие (греч. евха­ри­стия — бла­го­да­ре­ние) есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий под видом хле­ба и вина вку­ша­ет (при­ча­ща­ет­ся) Само­го Тела и Кро­ви Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста во остав­ле­ние гре­хов и в Жизнь Веч­ную.
В ран­ней Церк­ви при­ча­ще­ние так­же назы­ва­лось сло­вом «кино­ния», (обще­ние), то есть обще­ние людей с Богом и в Боге, пре­бы­ва­ние в Его люб­ви и бла­го­да­ти.
Сам Спа­си­тель ска­зал: «Яду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь име­ет жизнь веч­ную, и Я вос­кре­шу его в Послед­ний день» (Ин 6:5). Эти­ми сло­ва­ми Гос­подь ука­зал на необ­хо­ди­мость для всех хри­сти­ан тес­ней­ше­го соеди­не­ния с Ним в Таин­стве При­ча­стия.

Как пища вхо­дит в нас и рас­тво­ря­ет­ся в нас, про­ни­ка­ет до послед­ней кле­точ­ки наше­го орга­низ­ма, так и Гос­подь захо­тел до самой нашей послед­ней моле­ку­лы про­ник­нуть в нас, соеди­нить­ся с нами, при­об­щить­ся нам, что­бы и мы до кон­ца при­об­щи­лись Ему.
«При­ча­щай­тесь чаще и не гово­ри­те, что недо­стой­ны. Если ты так будешь гово­рить, то нико­гда не будешь при­ча­щать­ся, пото­му что нико­гда не будешь досто­ин. Вы дума­е­те, что на зем­ле есть хотя бы один чело­век, достой­ный при­ча­ще­ния Свя­тых Таин? Никто это­го не досто­ин, а если мы все-таки при­ча­ща­ем­ся, то лишь по осо­бо­му мило­сер­дию Божию. Не мы созда­ны для при­ча­стия, а при­ча­стие для нас. Имен­но мы, греш­ные, недо­стой­ные, сла­бые, более чем кто-либо нуж­да­ем­ся в этом спа­си­тель­ном источ­ни­ке… Я вас при­ча­щаю часто, я исхо­жу из того, что­бы вас при­об­щить ко Гос­по­ду, что­бы вы почув­ство­ва­ли, как это хоро­шо – пре­бы­вать со Хри­стом».
свя­той Алек­сий Мёчев († 1923)

Перед и во вре­мя При­ча­стия
Ещё до откры­тия Цар­ских врат и выно­са Св. Даров, луч­ше все­го вско­ре после пения «Отче наш», нуж­но при­бли­зить­ся к алта­рю и ожи­дать выно­са Свя­тых Даров при воз­гла­се «Со стра­хом Божи­ем и верою при­сту­пи­те». При этом надо про­пу­стить впе­рёд детей, кото­рые при­ча­ща­ют­ся пер­вы­ми, рань­ше взрос­лых. Под­хо­дя к Чаше, нуж­но ещё забла­го­вре­мен­но, изда­ли сде­лать поклон и сло­жить кре­сто­об­раз­но руки на гру­ди (пра­вая поверх левой). Перед Свя­той Чашей не нуж­но кре­стить­ся, дабы неча­ян­но не толк­нуть её. Подой­дя к Чаше нуж­но внят­но про­из­не­сти своё пол­ное хри­сти­ан­ское имя, широ­ко открыть уста (рот) и бла­го­го­вей­но, с пол­ным созна­ни­ем свя­то­сти вели­ко­го Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­сто­ву и тот­час же про­гло­тить.

После При­ча­ще­ния
При­няв Свя­тые Тай­ны, не кре­стясь, поце­ло­вать край Чаши и тот­час же отой­ти к сто­ли­ку, что­бы вку­сить части­цу анти­до­ра и запить теп­ло­той. До цело­ва­ния напре­столь­но­го кре­ста в руках свя­щен­ни­ка из церк­ви ухо­дить не при­ня­то. После это­го нуж­но выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молит­вы или про­честь их, при­дя домой.
В день При­ча­ще­ния сле­ду­ет вести себя бла­го­го­вей­но и бла­го­чин­но, дабы «чест­но соблю­сти в себе Хри­ста при­ня­то­го».

Как гото­вить­ся ко Свя­то­му При­ча­ще­нию
К Таин­ству Свя­то­го При­ча­ще­ния необ­хо­ди­мо себя под­го­то­вить молит­вою, постом и пока­я­ни­ем.
Необ­хо­ди­мо не про­сто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Хри­ста, все­ми сила­ми души желать соеди­не­ния с Ним.
Жела­ю­щий при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн дол­жен молит­вен­но под­го­то­вить себя к это­му: боль­ше и усерд­нее молить­ся дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.
Ннуне При­ча­стия при­ня­то посе­щать вечер­нее хра­мо­вое Бого­слу­же­ние.
Дома нака­нуне При­ча­стия нуж­но про­чи­тать:
— После­до­ва­ние ко Свя­то­му При­ча­ще­нию. Оно нахо­дит­ся в Пра­во­слав­ном молит­во­сло­ве.
Суще­ству­ет, кро­ме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чте­ния трёх кано­нов и ака­фи­стов перед при­ня­ти­ем Свя­тых Хри­сто­вых Таин:
— кано­на пока­ян­но­го ко Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту,
— кано­на молеб­но­го ко Пре­свя­той Бого­ро­ди­це,
— кано­на Анге­лу — хра­ни­те­лю.
Если чело­век хочет читать кано­ны и ака­фи­сты и у него есть для это­го вре­мя, то ниче­го, кро­ме поль­зы, такое чте­ние при­не­сти не может.

Перед При­ча­сти­ем поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­сти­ем .
Пост, кро­ме огра­ни­че­ний в пище, так­же состо­ит в том, что­бы есть и пить мень­ше обык­но­вен­но­го, а так­же воз­дер­жать­ся от посе­ще­ния теат­ра, про­смот­ра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музы­ки. Нуж­но соблю­дать телес­ную и душев­ную чисто­ту. Супру­гам долж­но в день до и после при­ча­стия воз­дер­жи­вать­ся от телес­но­го обще­ния.
Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ет­ся стро­гий пост – пол­ное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ет­ся что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью так­же долж­ны воз­дер­жать­ся от сво­ей стра­сти).

Гото­вя­щий­ся ко Свя­то­му При­ча­ще­нию дол­жен при­ми­рить­ся со все­ми и беречь себя от чув­ства зло­бы и раз­дра­же­ния, удер­жи­вать­ся от осуж­де­ния и вся­ких непо­треб­ных мыс­лей, раз­го­во­ров, про­во­дя вре­мя, насколь­ко это воз­мож­но, в уеди­не­нии, в чте­нии Сло­ва Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­но­го содер­жа­ния.
Жела­ю­щий при­ча­стить­ся дол­жен нака­нуне, до или после вечер­не­го Бого­слу­же­ния, уст­но испо­ве­дать­ся Богу в сво­их гре­хах в при­сут­ствии сви­де­те­ля — свя­щен­ни­ка, чисто­сер­деч­но рас­крыв свою душу и не ута­и­вая ни одно­го соде­ян­но­го гре­ха, и иметь искрен­нее наме­ре­ние испра­вить­ся.

Пра­виль­нее испо­ве­дать­ся нака­нуне при­ча­стия вече­ром, что­бы утром участ­во­вать в литур­гии. В край­нем слу­чае, мож­но испо­ве­дать­ся и утром, до нача­ла литур­гии. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась, это край­нее небре­же­ние к Таин­ству.
Испо­ве­дав­шись, необ­хо­ди­мо при­нять твёр­дое реше­ние не повто­рять вновь сво­их преж­них гре­хов. Без испо­ве­ди никто не может быть допу­щен ко Свя­то­му При­ча­ще­нию, кро­ме детей до 7 лет и слу­ча­ев смер­тель­ной опас­но­сти.