Иконоста́с

Ико­но­стас – осо­бая пере­го­род­ка, со сто­я­щи­ми на ней ико­на­ми, отде­ля­ю­щая алтарь от сред­ней части хра­ма. Уже в ката­комб­ных хра­мах Древ­не­го Рима суще­ство­ва­ли решет­ки, отде­ля­ю­щие про­стран­ство алта­ря от сред­ней части хра­ма. Появив­ший­ся на их месте в про­цес­се раз­ви­тия пра­во­слав­но­го хра­мо­зда­тель­ства ико­но­стас явля­ет­ся совер­шен­ство­ва­ни­ем и углуб­ле­ни­ем этой традиции.

Состав­ля­ю­щие ико­но­стас ико­ны таин­ствен­но содер­жат в себе при­сут­ствие Того, Кого они изоб­ра­жа­ют, и это при­сут­ствие тем тес­нее, бла­го­дат­нее и силь­нее, чем более ико­на соот­вет­ству­ет цер­ков­но­му кано­ну. Ико­но­пис­ный цер­ков­ный канон (то есть опре­де­лен­ные пра­ви­ла напи­са­ния икон) так же непре­ло­жен и вечен, как канон свя­щен­ных бого­слу­жеб­ных пред­ме­тов и книг. Пра­во­слав­ная ико­на долж­на иметь два необ­хо­ди­мых атри­бу­та: нимб – золо­тое сия­ние в фор­ме кру­га над голо­вой свя­то­го, кото­рое изоб­ра­жа­ет его Боже­ствен­ную Сла­ву; кро­ме это­го ико­на долж­на иметь над­пись с име­нем свя­то­го, что явля­ет­ся цер­ков­ным сви­де­тель­ством соот­вет­ствия обра­за (ико­ны) пер­во­об­ра­зу (само­му святому).

В соот­вет­ству­ю­щих молит­вах и про­ше­ни­ях, где поми­на­ют­ся все свя­тые, а так­же в дей­стви­ях бого­слу­же­ния Свя­тая Цер­ковь отра­жа­ла обще­ние людей, сто­я­щих в хра­ме, с теми, кто нахо­дит­ся на небе­сах и молит­ся вме­сте с ними. При­сут­ствие лиц Небес­ной Церк­ви было издрев­ле выра­же­но и в ико­нах, и в ста­рин­ной рос­пи­си хра­ма. Не хва­та­ло толь­ко тако­го внеш­не­го обра­за, кото­рый бы явил собой ясным, види­мым спо­со­бом, неви­ди­мое, духов­ное покро­ви­тель­ство Небес­ной Церк­ви, ее посред­ни­че­ство в спа­се­нии живу­щих на зем­ле. Такой строй­ной сово­куп­но­стью сим­во­лов-обра­зов, стал иконостас.

1. Мест­ный ряд

2. Празд­нич­ный ряд

3. Деи­сус­ный ряд

4. Про­ро­че­ский ряд

5. Пра­о­те­че­ский ряд

6. Навер­шие (Крест или Голгофа)

7. Ико­на «Тай­ная Вечеря»

8. Ико­на Спасителя

9. Ико­на Пре­свя­той Богородицы

10. Мест­ная икона

11. Ико­на «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Цар­ские врата

13. Диа­кон­ские (север­ные) врата

14. Диа­кон­ские (южные) врата

 

При­над­леж­ность ниж­не­го ряда ико­но­ста­са – трое врат (или две­рей), кото­рые име­ют свои назва­ния и функции.

 

Цар­ские вра­та – дву­створ­ча­тые, самые боль­шие вра­та – рас­по­ла­га­ют­ся в сере­дине ико­но­ста­са и назы­ва­ют­ся так, пото­му что через них Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, Царь Сла­вы, неви­ди­мо про­хо­дит в Свя­тых Дарах. Через Цар­ские вра­та нико­му кро­ме свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и то толь­ко в опре­де­лен­ные момен­ты бого­слу­же­ния, про­хо­дить не раз­ре­ша­ет­ся. За Цар­ски­ми вра­та­ми, внут­ри алта­ря, висит заве­са (катапета́сма), кото­рая отдер­ги­ва­ет­ся и задер­ги­ва­ет­ся в момен­ты, опре­де­лен­ные Уста­вом и зна­ме­ну­ет собой вооб­ще покров тай­ны, покры­ва­ю­щий свя­ты­ни Божии. На Цар­ских вра­тах изоб­ра­жа­ют­ся ико­ны Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и четы­рех Апо­сто­лов, кото­рые напи­са­ли Еван­ге­лия: Мат­фея, Мар­ка, Луки и Иоан­на. Над ними поме­ща­ет­ся образ Тай­ной Вече­ри, кото­рый ука­зы­ва­ет так­же, что за Цар­ски­ми вра­та­ми в алта­ре про­ис­хо­дит то же самое, что про­ис­хо­ди­ло в Сион­ской гор­ни­це. Напра­во от Цар­ских врат все­гда поме­ща­ет­ся ико­на Спа­си­те­ля, а нале­во от Цар­ских врат – ико­на Божи­ей Матери.

 

Диа́конские (боко­вые) вра­та рас­по­ло­же­ны:

1. Напра­во от ико­ны Спа­си­те­ля – южная дверь, на кото­рой изоб­ра­жа­ет­ся либо архан­гел Миха­ил, либо архи­ди­а­кон Сте­фан, либо пер­во­свя­щен­ник Аарон.

2. Нале­во от ико­ны Божи­ей Мате­ри – север­ная дверь, на кото­рой изоб­ра­жа­ют­ся либо архан­гел Гав­ри­ил, либо диа­кон Филипп (архи­ди­а­кон Лав­рен­тий), либо про­рок Моисей.

Боко­вые две­ри назы­ва­ют­ся диа­кон­ски­ми, так как через них чаще все­го про­хо­дят диа­ко­ны. Спра­ва от южной две­ри поме­ща­ют­ся ико­ны осо­бен­но чти­мых свя­тых. Пер­вой спра­ва от обра­за Спа­си­те­ля, меж­ду ним и изоб­ра­же­ни­ем на южной две­ри все­гда долж­на быть хра­мо­вая ико­на, т. е.ико­на того празд­ни­ка или свя­то­го, в честь кото­ро­го освя­щен храм.

 

Вся сово­куп­ность икон пер­во­го яру­са состав­ля­ет так назы­ва­е­мый мест­ный ряд, кото­рый назы­ва­ет­ся так, пото­му что в нем есть мест­ная ико­на, то есть ико­на празд­ни­ка или свя­то­го, в честь кото­ро­го устро­ен храм.

Ико­но­ста­сы обыч­но устра­и­ва­ют­ся в несколь­ко яру­сов, т. е. рядов, каж­дый из кото­рых фор­ми­ру­ет­ся из икон опре­де­лен­но­го содержания:

1. Во вто­ром яру­се поме­ща­ют­ся ико­ны важ­ней­ших двунадеся́тых празд­ни­ков, изоб­ра­жа­ю­щих те свя­щен­ные собы­тия, кото­рые послу­жи­ли спа­се­нию людей (празд­нич­ный ряд).

2. Тре­тий (деису́сный) ряд икон име­ет сво­им цен­тром образ Хри­ста Все­дер­жи­те­ля, вос­се­да­ю­ще­го на троне. По пра­вую руку от Него изоб­ра­жа­ет­ся Пре­свя­тая Дева Мария, моля­щая Его о про­ще­нии чело­ве­че­ских гре­хов, по левую руку от Спа­си­те­ля – образ про­по­вед­ни­ка пока­я­ния Иоан­на Пред­те­чи. Эти три ико­ны носят назва­ние деи́сис – моле­ние (разг. деису́с) С обе­их сто­рон от деи­си­са – ико­ны апо­сто­лов.

3. В цен­тре чет­вер­то­го (про­ро­че­ско­го) ряда ико­но­ста­са изоб­ра­жа­ет­ся Матерь Божия с Богом­ла­ден­цем. По обе сто­ро­ны от Нее изоб­ра­же­ны пред­воз­ве­стив­шие Ее и рож­ден­но­го от Нее Иску­пи­те­ля вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки (Исайя, Иере­мия, Дани­ил, Давид, Соло­мон и другие).

4. В цен­тре пято­го (праоте́ческого) ряда ико­но­ста­са, где этот ряд есть, часто поме­ща­ет­ся образ Гос­по­да Сава­о­фа, Бога Отца, по одну сто­ро­ну от кото­ро­го поме­ща­ют­ся обра­зы пра́отцев (Авра­ама, Иако­ва, Иса­а­ка, Ноя), а по дру­гую –святи́телей (т. е. свя­тых, кото­рые в годы сво­е­го зем­но­го слу­же­ния име­ли епи­скоп­ский сан).

5. На самом верх­нем яру­се все­гда соору­жа­ет­ся навер­шие: либо Гол­го­фа(Крест с Рас­пя­ти­ем как вер­ши­на Боже­ствен­ной люб­ви к пад­ше­му миру), либо про­сто Крест.

Это тра­ди­ци­он­ное устрой­ство ико­но­ста­са. Но часто встре­ча­ют­ся и дру­гие, где, напри­мер, празд­нич­ный ряд может быть выше деи­си­са, или его совсем может не быть.

 

Ико­ны раз­ме­ща­ют­ся и вне ико­но­ста­са – по сте­нам хра­ма – в кио́тах, т. е. в осо­бых, обыч­но застек­лен­ных рамах, а так­же рас­по­ла­га­ют­ся на анало́ях, т. е. на высо­ких узких сто­ли­ках с наклон­ной поверхностью.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.