Средняя часть храма

Сред­няя часть хра­ма зна­ме­ну­ет собой твар­ный мир. Это преж­де все­го мир Гор­ний, ангель­ский, а так­же область небес­но­го бытия, где пре­бы­ва­ют и все пра­вед­ни­ки, ото­шед­шие туда от зем­ной жизни.

Сред­няя часть хра­ма, как это явству­ет из ее назва­ния, нахо­дит­ся меж­ду алта­рем и при­тво­ром. Посколь­ку алтарь огра­ни­чен ико­но­ста­сом не пол­но­стью, то неко­то­рая его часть «выно­сит­ся» за пре­де­лы алтар­ной пере­го­род­ки. Эта часть пред­став­ля­ет собой воз­вы­шен­ную по отно­ше­нию к уров­ню осталь­но­го хра­ма пло­щад­ку и носит назва­ние солея́ (греч.воз­вы­ше­ние посре­ди хра­ма). Это воз­вы­ше­ние может иметь одну или несколь­ко сту­пе­ней. В таком устрой­стве солеи таит­ся уди­ви­тель­ный смысл. Алтарь не окан­чи­ва­ет­ся на самом деле ико­но­ста­сом, а выхо­дит из-под него к людям, давая воз­мож­ность понять оче­вид­ное: для моля­щих­ся, сто­я­щих в хра­ме, во вре­мя бого­слу­же­ния совер­ша­ет­ся то же, что совер­ша­ет­ся в алтаре.

 

Полу­круг­лый выступ в цен­тре солеи назы­ва­ет­ся амво́ном (греч. вос­хо­жу). С амво­на веру­ю­щих при­ча­ща­ют свя­тых Хри­сто­вых Таин, отту­да свя­щен­ник про­из­но­сит самые зна­чи­тель­ные сло­ва при совер­ше­нии служ­бы, а так­же про­по­ве­ди. Сим­во­ли­че­ские зна­че­ния амво­на сле­ду­ю­щие: гора, с кото­рой про­по­ве­до­вал Хри­стос; Виф­ле­ем­ская пеще­ра, где он родил­ся; камень, с кото­ро­го Ангел воз­ве­стил женам о Вос­кре­се­нии Хри­ста. По кра­ям солеи устра­и­ва­ют осо­бо ого­ро­жен­ные места для пев­цов и чте­цов, назы­ва­е­мые кли­ро­са­ми. Это сло­во про­ис­хо­дит от назва­ния пев­чих-свя­щен­ни­ков «кли­ро­шане», то есть пев­чих из чис­ла свя­щен­но­слу­жи­те­лей, кли́ра (греч. жре­бий, надел). Рядом с кли­ро­са­ми ста­вят­ся хору́гви – ико­ны, напи­сан­ные на мате­рии и при­креп­лен­ные, подоб­но запре­столь­ным изоб­ра­же­ни­ям Кре­ста и Божи­ей Мате­ри, к длин­ным древ­кам. Они исполь­зу­ют­ся во вре­мя крест­ных ходов. В неко­то­рых хра­мах есть хо́ры – бал­кон или лод­жия обыч­но с запад­ной, реже с южной или с север­ной стороны.

Хоругвь

 

В цен­траль­ной части хра­ма, в верх­ней точ­ке купо­ла на мас­сив­ных цепях под­ве­ши­ва­ет­ся боль­шой све­тиль­ник со мно­же­ством ламп (в виде све­чек, либо в др. виде) – паникади́ло, или паниканди́ло. Обыч­но пани­ка­ди­ловыпол­ня­ет­ся в виде одно­го или несколь­ких сти­ли­зо­ван­ных колец, может быть бога­то орна­мен­то­ва­но, укра­шать­ся «таб­лет­ка­ми» – ико­но­пис­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми. В купо­лах боко­вых при­де­лов под­ве­ши­ва­ют­ся подоб­ные же све­тиль­ни­ки мень­ших раз­ме­ров, назы­ва­е­мые поликанди́лами.Поли­кан­ди­ла име­ют от семи (сим­во­ли­зи­ру­ют семь даров Свя­то­го Духа) до две­на­дца­ти (сим­во­ли­зи­ру­ют 12 апо­сто­лов) ламп, пани­ка­ди­ла – более две­на­дца­ти.

Пани­ка­ди­ло

 

Кро­ме того, по сте­нам хра­ма часто при­креп­ля­ют­ся сти­ли­зо­ван­ные све­тиль­ни­ки, игра­ю­щие вспо­мо­га­тель­ную роль. Изна­чаль­но, бого­слу­жеб­ный Устав преду­смат­ри­вал в одних слу­ча­ях воз­жже­ние всех све­тиль­ни­ков, в дру­гих – толь­ко неко­то­рой части, в тре­тьих – пол­ное пога­ше­ние почти всех све­тиль­ни­ков. В насто­я­щее вре­мя эти ука­за­ния Уста­ва соблю­да­ют­ся не так стро­го, но, тем не менее, изме­не­ние осве­ще­ния в раз­ные момен­ты раз­ных служб для при­сут­ству­ю­щих в хра­ме очевидно.

Лам­па­да-под­свеч­ник у хра­мо­во­го образа

 

Неотъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­стью всех частей хра­ма явля­ют­ся так­же лампа́ды, кото­рые зажи­га­ют­ся у боль­шин­ства икон в хра­ме. Совре­мен­ные хра­мо­вые лам­па­ды быва­ют как под­вес­ные, так и наполь­ные (в этом слу­чае они объ­еди­не­ны с под­свеч­ни­ка­ми, на кото­рых веру­ю­щие воз­жи­га­ют све­чи – свою малую жерт­ву Богу).

 

При­над­леж­но­стью сред­ней части хра­ма в кафед­раль­ных собо­рах явля­ет­ся помост для епи­ско­па, пред­став­ля­ю­щий собой воз­вы­шен­ную квад­рат­ную пло­щад­ку и нося­щий назва­ние архиере́йский амво́н, облача́льное место или рунду́к. Там архи­ерей обла­ча­ет­ся, совер­ша­ет неко­то­рые части бого­слу­же­ний. Сим­во­ли­че­ски это место изоб­ра­жа­ет собой пре­бы­ва­ние Сына Божия во пло­ти сре­ди людей. В при­ход­ских хра­мах архи­ерей­ский амвонвыно­сит­ся в центр хра­ма по мере необ­хо­ди­мо­сти, то есть в то вре­мя, когда бого­слу­же­ние в нем совер­ша­ет епископ.

 

За обла­чаль­ным местом в запад­ной стене хра­ма устра­и­ва­ют­ся двух­створ­ча­тые две­ри, или крас­ные вра­та, веду­щие из сред­ней части хра­ма в при­твор. Они явля­ют­ся глав­ным вхо­дом в цер­ковь. Поми­мо запад­ных, крас­ных врат, храм может иметь еще два вхо­да в север­ной и южной сте­нах, но это быва­ет не все­гда. Вме­сте с запад­ны­ми вра­та­ми эти боко­вые две­ри состав­ля­ют чис­ло три, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее Свя­тую Тро­и­цу, вво­дя­щую нас в Небес­ное Цар­ство, обра­зом кото­ро­го явля­ет­ся храм.

 

В сред­ней части хра­ма счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным иметь образ Гол­го­фы, пред­став­ля­ю­щей собой боль­шой дере­вян­ный Крест с Рас­пя­тым на нем Спа­си­те­лем. Обыч­но он дела­ет­ся в нату­раль­ную вели­чи­ну, то есть в рост чело­ве­ка, и вось­ми­ко­неч­ным с над­пи­сью на верх­ней корот­кой пере­кла­дине «I Н Ц I» («Иисус Назо­рей Царь Иудей­ский»). Ниж­ний конец Кре­ста укреп­ля­ет­ся на под­став­ке в виде камен­ной гор­ки, на кото­рой изоб­ра­жа­ют­ся череп и кости пра­ро­ди­те­ля Ада­ма. По пра­вую сто­ро­ну от Рас­пя­то­го ста­вит­ся образ Бого­ма­те­ри, устре­мив­шей Свой взор ко Хри­сту, по левую сто­ро­ну – образ Иоан­на Бого­сло­ва либо образ Марии Маг­да­ли­ны. Рас­пя­тие во дни Вели­ко­го поста выдви­га­ет­ся на сере­ди­ну хра­ма для сугу­бо­го напо­ми­на­ния людям о Крест­ных стра­да­ни­ях Сына Божия, кото­рые Он пре­тер­пел ради нас.

Образ Гол­го­фы

 

Кро­ме того, в сред­ней части хра­ма, обыч­но у север­ной сте­ны, ста­вит­ся стол с кану́ном (кано́ном) – четы­рех­уголь­ной мра­мор­ной или метал­ли­че­ской дос­кой со мно­же­ством дер­жа­те­лей для све­чей и неболь­шим Рас­пя­ти­ем. Рядом с ним слу­жат­ся пани­хи­ды по усопшим.

Стол с кану­ном (кано­ном)

 

Мно­го­знач­ное гре­че­ское сло­во «канон» озна­ча­ет в этом слу­чае пред­мет опре­де­лен­ной фор­мы и размера.

Ана­лой

 

Еще одной при­над­леж­но­стью сред­ней части хра­ма явля­ет­ся анало́й, хотя он и не явля­ет­ся обя­за­тель­ным свя­щен­но-таин­ствен­ным пред­ме­том. Ана­лой –высо­кий четы­рех­гран­ный сто­лик (под­став­ка), завер­ша­ю­щий­ся ско­шен­ной дос­кой, на кото­рой закреп­ле­ны одна или более попе­реч­ных реек, необ­хо­ди­мых для того, что­бы поло­жен­ные на него ико­ны, Еван­ге­лие либо Апо­стол не соскаль­зы­ва­ли по наклон­ной плос­ко­сти. Ана­лой исполь­зу­ет­ся при Таин­стве Испо­ве­ди, при совер­ше­нии Таин­ства Вен­ча­ния моло­дые обво­дят­ся свя­щен­ни­ком три­жды вокруг ана­лоя с лежа­щи­ми на нем Еван­ге­ли­ем и Кре­стом, исполь­зу­ет­ся он и при мно­гих дру­гих служ­бах и тре­бах. Ана­лоипокры­ва­ют­ся матер­ча­ты­ми ана­лой­ни­ка­ми (покры­ва­ла­ми), цвет кото­рых оди­на­ков с тем, какой име­ют в дан­ный празд­ник одеж­ды духовенства.

Иконописные изображения в алтаре и храме

Храм и его рос­пи­си подоб­ны кни­ге, кото­рую необ­хо­ди­мо уметь про­честь. Храм – это место соеди­не­ния небес­ной и зем­ной Церк­ви, отсю­да деле­ние его частей на верх­нюю («небо») и ниж­нюю («зем­ля»), кото­рые в сово­куп­но­сти состав­ля­ют кос­мос (греч. укра­шен­ный). По мно­гим дошед­шим до нас рос­пи­сям древ­них хра­мов мож­но очер­тить кано­ни­че­ские пред­став­ле­ния Церк­ви в обла­сти ком­по­зи­ци­он­но­го рас­по­ло­же­ния рос­пи­сей и икон в хра­ме, начи­ная с алта­ря. Один из воз­мож­ных кано­ни­че­ски допус­ка­е­мых вари­ан­тов ком­по­зи­ций следующий.

В самых верх­них сво­дах алта­ря изоб­ра­жа­ют­ся Херуви́мы. В верх­ней части алтар­ной абси­ды поме­ща­ет­ся образ Бого­ма­те­ри «Зна́мение» или «Неруши́мая Сте­на». В сред­ней части цен­траль­но­го полу­кру­жия алта­ря за Гор­ним местом при­ня­то поме­щать образ Евхари́стии – Хри­ста, пре­по­да­ю­ще­го При­ча­стие свя­тым апо­сто­лам, или образ Хри­ста Вседержи́теля, вос­се­да­ю­ще­го на троне. Сле­ва от это­го обра­за, если смот­реть из хра­ма, на север­ной стене алта­ря поме­ща­ют­ся обра­зы Архан­ге­ла Миха­и­ла, Рож­де­ства Хри­сто­ва (над жерт­вен­ни­ком), свя­тых, соста­вив­ших чин Литур­гии (Иоан­на Зла­то­устаВаси­лия Вели­ко­го, Гри­го­рия Двоесло́ва), про­ро­ка Дави­да с арфой. Спра­ва от Гор­не­го места по южной стене поме­ща­ют­ся обра­зы Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла, Рас­пя­тия Хри­сто­ва, все­лен­ских учи­те­лей, Иоан­на Дамас­ки­на́, Рома­на Сладкопе́вца и др. Так с неболь­ши­ми вари­ан­та­ми рас­пи­сы­ва­ет­ся алтар­ная абсида.

Рос­пись хра­ма «чита­ет­ся» с самой верх­ней его точ­ки, где в цен­тре купо­ла Иисус Хри­стос изоб­ра­жа­ет­ся в виде Пантокра́тора (Вседержи́теля). В левой руке Он дер­жит кни­гу, пра­вой – бла­го­слов­ля­ет Все­лен­ную. На окру­жа­ю­щих Его полу­сфе­ри­че­ских пару­сах изоб­ра­жа­ют­ся четы­ре еван­ге­ли­ста: в севе­ро-восточ­ном пару­се изоб­ра­жа­ет­ся еван­ге­лист Иоанн Бого­слов с орлом; в юго-запад­ном пару­се – еван­ге­лист Лука с тель­цом; в севе­ро-запад-ном пару­се – еван­ге­лист Марк со львом; в юго-восточ­ном пару­се – еван­ге­лист Мат­фей с суще­ством в обра­зе чело­ве­ка. Под Ним по ниж­не­му краю сфе­ры купо­ла рас­по­ло­же­ны изоб­ра­же­ния Серафи́мов. Ниже, в бара­бане купо­ла – восемь Архан­ге­лов, кото­рые обыч­но изоб­ра­жа­ют­ся со зна­ка­ми, выра­жа­ю­щи­ми осо­бен­но­сти их лич­но­сти и слу­же­ния. Для архан­ге­ла Миха­и­ла, напри­мер, – это огнен­ный меч, для Гав­ри­и­ла – рай­ская ветвь, для Ури­и­ла – огонь.

Пан­то­кра­тор (Все­дер­жи­тель) в цен­тре под­ку­поль­но­го простраства

 

Затем по север­ной и южной сте­нам свер­ху вниз сле­ду­ют ряда­ми изоб­ра­же­ния апо­сто­лов из чис­ла семи­де­ся­ти, при­зван­ных на слу­же­ние поз­же, а так­же свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных и муче­ни­ков. Стен­ные рос­пи­си начи­на­ют­ся обыч­но на высо­те 1,5–2 мет­ров от пола. Ниже гра­ни­цы свя­щен­ных изоб­ра­же­ний, оста­ют­ся пане­ли, укра­шен­ные орна­мен­том и име­ю­щие дво­я­кое пред­на­зна­че­ние. Во-пер­вых, они предот­вра­ща­ют сти­ра­ние фре­сок при боль­шом сте­че­нии наро­да. Во-вто­рых, пане­ли как бы остав­ля­ют место в ниж­нем ряду зда­ния хра­ма для людей, так как те несут в себе образ Божий, хотя и затем­нен­ный гре­хом, явля­ясь в этом смыс­ле так­же обра­за­ми, иконами.

Север­ная и южная сте­ны запол­ня­ют­ся изоб­ра­же­ни­я­ми собы­тий свя­щен­ной исто­рии Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов, Все­лен­ских Собо­ров, житий свя­тых – вплоть до исто­рии госу­дар­ства и дан­ной мест­но­сти. В XIXII веках сло­жи­лась обя­за­тель­ная схе­ма глав­ных хри­сти­ан­ских празд­ни­ков, собы­тий­ный ряд кото­рых рас­кры­ва­ет­ся в изоб­ра­же­ни­ях, начи­ная с юго-восточ­ной сте­ны по часо­вой стрел­ке. Эти сюже­ты сле­ду­ю­щие: Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Благове́щение Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Рож­де­ство Хри­сто­во, Сре́тение Гос­подне, Кре­ще­ние Гос­подне, Вос­кре­ше­ние Лаза­ря, Пре­об­ра­же­ние Госпо́дне, Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, Рас­пя­тие, Соше­ствие во Ад, Воз­не­се­ние Гос­подне, Соше­ствие Св. Духа на апо­сто­лов (Пяти­де­сят­ни­ца), Успе́ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Пра­во­слав­ный храм мож­но назвать энцик­ло­пе­ди­ей. В каж­дом хра­ме при­сут­ству­ет вся исто­рия чело­ве­че­ства, начи­ная с гре­хо­па­де­ния Ада­ма и Евы до собы­тий бли­жай­ших к нам по времени.

Запад­ная сте­на обыч­но рас­пи­сы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми Страш­но­го суда, а над ним, если поз­во­ля­ет про­стран­ство, поме­ща­ет­ся образ шести­днев­но­го тво­ре­ния мира. Про­стран­ства меж­ду отдель­ны­ми ико­но­пис­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми запол­ня­ют­ся орна­мен­том, где в основ­ном исполь­зу­ют­ся обра­зы рас­ти­тель­но­го мира, а так­же такие эле­мен­ты, как кре­сты в кру­ге, ром­бе и дру­гих гео­мет­ри­че­ских фигу­рах, вось­ми­уголь­ные звезды.

Кро­ме цен­траль­но­го купо­ла, храм может иметь еще несколь­ко купо­лов, в кото­рых поме­ща­ют­ся изоб­ра­же­ния Кре­ста, Бого­ма­те­ри, Все­ви­дя­ще­го Ока в тре­уголь­ни­ке, Духа Свя­то­го в виде голу­бя. Обыч­но коли­че­ство купо­лов на зда­нии хра­ма соот­вет­ству­ет коли­че­ству хра­мо­вых при­де­лов, нахо­дя­щих­ся под одной кров­лей. В таком слу­чае над сред­ней частью каж­до­го из этих при­де­лов соору­жа­ет­ся купол. Но эта зави­си­мость не безусловная.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.