9 Заповедей блаженства

Запо­ве­ди Иису­са Христа

Девять запо­ве­дей блаженства:

1‑я запо­ведь. Бла­жен­ны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небесное.
2‑я запо­ведь. Бла­жен­ны пла­чу­щие, ибо они утешатся.
3‑я запо­ведь. Бла­жен­ны крот­кие, ибо они насле­ду­ют землю.
4‑я запо­ведь. Бла­жен­ны алчу­щие и жаж­ду­щие прав­ды, ибо они насытятся.
5‑я запо­ведь. Бла­жен­ны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ва­ны будут.
6‑я запо­ведь. Бла­жен­ны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят.
7‑я запо­ведь. Бла­жен­ны миро­твор­цы, ибо они будут наре­че­ны сына­ми Божиими.
8‑я запо­ведь. Бла­жен­ны изгнан­ные за прав­ду, ибо их есть Цар­ство Небесное.
9‑я запо­ведь. Бла­жен­ны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­вед­но зло­сло­вить за Меня. Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо вели­ка ваша награ­да на небесах.

***

свя­ти­тель Нико­лай Сербский

Тол­ко­ва­ние запо­ве­дей блаженства

Вве­де­ние

В ста­рые-пре­ста­рые вре­ме­на еги­пет­ские фара­о­ны стро­и­ли пира­ми­ды из кам­ня. Одни из тех пира­мид были высо­той пять­де­сят мет­ров, дру­гие – сто, а неко­то­рые и выше ста мет­ров. Есть и такие, кото­рые в два раза выше хра­ма Свя­той Софии в Царь­гра­де, самой вели­че­ствен­ной церк­ви на пра­во­слав­ном Восто­ке. Поис­ти­не, это загад­ка, зачем фара­о­ны стро­и­ли такие гигант­ские пира­ми­ды, впро­чем, все в древ­нем язы­че­ском Егип­те зага­доч­но, все сказ­ка, все предчувствие.Вероятнее все­го, фара­о­ны воз­дви­га­ли эти испо­лин­ские камен­ные соору­же­ния, меч­тая о бес­смер­тии сво­ем. Они меч­та­ли о бес­смер­тии тела, хотя дога­ды­ва­лись и о бес­смер­тии души. Во вся­ком слу­чае, дру­гим моти­вом подоб­но­го стро­и­тель­ства было тще­сла­вие и вза­им­ное сопер­ни­че­ство. Каж­дый из них желал уве­ко­ве­чить себя таким памят­ни­ком, кото­рый бы мог про­ти­во­сто­ять вре­ме­ни и сто­ял бы, пока зем­ля сто­ит. В еги­пет­ской «Кни­ге мерт­вых» при­во­дит­ся пред­ска­за­ние о гря­ду­щем суде бога Оси­ри­са и бес­смер­тии чело­ве­ка, одна­ко выра­же­но это все неяс­ны­ми догад­ка­ми и осно­ва­но на предчувствии.Древняя еги­пет­ская догад­ка о бес­смер­тии чело­ве­ка объ­яв­ле­на в хри­сти­ан­стве реаль­но­стью. Толь­ко в хри­сти­ан­стве поня­тие бес­смер­тия очи­ще­но от заблуж­де­ний фара­о­нов, отде­ле­но от смут­ных язы­че­ских виде­ний и от фан­та­сти­че­ских дога­док и про­из­воль­ных гада­ний. Поня­тие о бес­смер­тии в хри­сти­ан­скую эпо­ху осно­ва­но на суще­ство­ва­нии еди­но­го живо­го Бога и свя­за­но со спа­си­тель­ной жерт­вой Хри­ста, с Его Вос­кре­се­ни­ем и побе­дой над смертью.И хри­сти­ан­ство, в свою оче­редь, побу­ди­ло людей воз­во­дить «пира­ми­ды». Оно побу­ди­ло к тако­му тру­ду не толь­ко царей и выда­ю­щих­ся людей, но и всех осталь­ных, кото­рые веру­ют во Хри­ста и сле­ду­ют за Ним, ибо все хри­сти­ане, по сло­ву Тай­но­вид­ца, назва­ны царя­ми: «Ему, воз­лю­бив­ше­му нас и омыв­ше­му нас от гре­хов наших Кро­вию Сво­ею и соде­лав­ше­му нас царя­ми и свя­щен­ни­ка­ми Богу и Отцу Сво­е­му, сла­ва и дер­жа­ва во веки веков, аминь» (Откр. 1:5–6).Согласно это­му почет­ный долг каж­до­го хри­сти­а­ни­на воз­ве­сти одну «пира­ми­ду» для себя. Сле­до­ва­тель­но, сколь­ко хри­сти­ан на све­те, столь­ко долж­но быть и «пира­мид». Эти хри­сти­ан­ские «пира­ми­ды» гораз­до выше любой пира­ми­ды фара­о­нов. Но их нель­зя мерить обыч­ным мет­ром. Они воз­но­сят­ся выше Солн­ца и Луны и всей мате­ри­аль­ной все­лен­ной. Они воз­но­сят­ся к небе­сам и там толь­ко вид­ны во всем сво­ем вели­чии и кра­со­те. Они не боят­ся ни вре­ме­ни, ни дождя, ни вет­ра, ни моро­за, ни бомб, ни гра­нат, ни какой бы то ни было сле­пой раз­ру­ши­тель­ной силы. Весь мир немо­щен перед эти­ми хри­сти­ан­ски­ми пира­ми­да­ми. Они сто­ят вне раз­ру­ше­ния и вне смер­ти. Им гаран­ти­ро­ва­но бес­смер­тие в мире, где имя смер­ти не упо­ми­на­ет­ся и жало смер­ти бес­силь­но. Ибо пира­ми­ды эти – духов­ные, более реаль­ные, чем любая мате­ри­аль­ная вещь. Они осно­ва­ны на духов­ном фун­да­мен­те, духом постро­е­ны, духом укра­ше­ны, духом укреп­ле­ны и духов­но­му цар­ству пред­на­зна­че­ны. Надоб­ность этих пира­мид и план построй­ки объ­явил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. А стро­и­те­ля­ми долж­ны быть все кре­ще­ные люди, вдох­нов­ля­е­мые все­мо­гу­щим содей­стви­ем Духа Святого.Всякая такая пира­ми­да име­ет девять основ­ных уров­ней, а деся­тый уро­вень – баш­ня радо­сти, кото­рой Сам Гос­подь коро­ну­ет все соору­же­ние. Каж­дый уро­вень име­ет несколь­ко сво­их осо­бых под­уров­ней и мно­же­ство отде­ле­ний. Все верх­ние уров­ни опи­ра­ют­ся на те, кото­рые под ними, что есте­ствен­но и при обыч­ном стро­и­тель­стве на зем­ле. И вся пира­ми­да цели­ком так пре­крас­на и строй­на, что глаз нель­зя оторвать.Как извест­но, фара­о­ны стро­и­ли свои пира­ми­ды на пес­ке, достав­ляя камень изда­ле­ка. Пира­ми­ды хри­сти­ан­ские, пира­ми­ды рай­ские, осно­ва­ны на самом твер­дом Камне, и тот камень есть Хри­стос, о чем вели­кий Апо­стол гово­рит так: «вы уже не чужие и не при­шель­цы, но сограж­дане свя­тым и свои Богу, быв утвер­жде­ны на осно­ва­нии Апо­сто­лов и про­ро­ков, имея Само­го Иису­са Хри­ста кра­е­уголь­ным кам­нем, на кото­ром все зда­ние, сла­га­ясь строй­но, воз­рас­та­ет в свя­той храм в Гос­по­де, на кото­ром и вы устро­я­е­тесь в жили­ще Божие Духом» (Еф. 2:19–22).Итак, давай­те вни­ма­тель­но всмот­рим­ся в чудес­ный план рай­ской пира­ми­ды, изу­чая уро­вень за уровнем.

Пер­вый уровень

На невы­со­ком бере­гу голу­бо­го Гени­са­рет­ско­го озе­ра сел Боже­ствен­ный Стро­и­тель на зеле­ную тра­ву и начал набра­сы­вать план ново­го зда­ния. Одна­ко Он не стал чер­тить его на пер­га­мен­те, но впе­ча­ты­вал в души уче­ни­ков Сво­их пла­мен­ное сло­во Свое, слов­но ста­вя алмаз­ной печа­тью оттиск по подат­ли­во­му вос­ку чело­ве­че­ских душ. Пер­вые сло­ва Его откры­ва­ют, с чего начи­на­ет­ся сози­да­ние рай­ской пира­ми­ды и как закла­ды­ва­ет­ся пер­вый уровень.
Мф.5:3. Бла­жен­ны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небесное

Толь­ко эти сло­ва про­из­нес Боже­ствен­ный Стро­и­тель о заклад­ке пер­во­го, само­го про­стран­но­го и само­го проч­но­го уров­ня, фун­да­мен­та, кото­рый дол­жен нести на себе все осталь­ное зда­ние. И этих слов тебе доста­точ­но, о, хри­сти­а­нин, если толь­ко искренне хочешь воз­ве­сти цар­скую пира­ми­ду, кото­рой будешь радо­вать­ся в Раю вечности.Сам зна­ешь: чем фун­да­мент зда­ния глуб­же в зем­ле, тем зда­ние надеж­нее. Нище­та наша чело­ве­че­ская весь­ма глу­бо­ка и сокры­та, так что мно­гие не дости­га­ют ее дна. Но бла­го тем, кото­рые спус­ка­ют­ся до самых низов.Нищета духа – не какой-то дар, полу­чен­ный извне, но это реаль­ное состо­я­ние чело­ве­ка, кото­рое нуж­но толь­ко осо­знать. А до осо­зна­ния сво­ей духов­ной нище­ты дохо­дят суро­вым испы­та­ни­ем само­го себя. Кто на это решит­ся, тот дохо­дит до пони­ма­ния тро­я­кой нище­ты:- нище­ты с точ­ки зре­ния сво­их зна­ний,– нище­ты с точ­ки зре­ния сво­ей доб­ро­ты,– нище­ты с точ­ки зре­ния сво­их дел.Нищета есть выс­шая сте­пень бед­но­сти. Когда чело­век раз­мыш­ля­ет о воз­мож­но­стях сво­е­го разу­ма, либо о сво­их мораль­ных каче­ствах, либо о сво­ей дея­тель­но­сти, он все­гда убеж­да­ет­ся в сво­ей пре­ве­ли­кой бед­но­сти, пря­мо нищенстве.Человек хотел бы узнать судь­бу свою, хотел бы понять, кто он, отку­да он и как ему нуж­но посту­пать, пере­пле­тая нити в тка­ни жиз­ни. Одна­ко он видит, пусть он даже самый уче­ный, что все его зна­ния по срав­не­нию с его неве­же­ством – слов­но чаша воды рядом с откры­тым морем. Он хотел бы пре­взой­ти доб­ро­той все дру­гие суще­ства на све­те, но видит, как на каж­дом шагу пада­ет в гряз­ную лужу зла и жесто­ко­сти. Он хотел бы все­гда тво­рить самые вели­кие и гран­ди­оз­ные дела, но видит, что без помо­щи извне ниче­го не может. Таким обра­зом, куда ни посмот­ри, чело­век убеж­да­ет­ся в сво­ей немо­щи и в сво­ем ничтожестве.Другие люди не могут ему помочь, ибо и они ничтож­ны и сла­бы, как и он сам. Тогда чело­век обра­ща­ет­ся к Твор­цу сво­е­му, пада­ет в прах перед Ним, пре­да­ет­ся воле Его и вопи­ет о помо­щи. Такое осо­зна­ние сво­ей немощ­но­сти и пони­ма­ние пол­ной сво­ей ничтож­но­сти назы­ва­ет­ся нище­той духа. А нище­та духа про­ти­вит­ся духов­ной гор­ды­ни. Меж­ду тем, духов­ная гор­ды­ня – гораз­до боль­шее ничто­же­ство, чем нище­та духа. Созна­вать и чув­ство­вать свою ничтож­ность – гораз­до мень­шее ничто­же­ство, чем гор­ды­ня, ибо гор­ды­ня – это не толь­ко незна­ние, но и глу­пость. Гор­ды­ня – мать всех глу­по­стей и всех злых дел чело­ве­че­ских. Познать себя – зна­чит суметь уви­деть свою немощ­ность и свое ничто­же­ство, потом достичь сокру­шен­но­сти серд­ца и, нако­нец, возо­пить к Гос­по­ду о мило­сти, моля о помощи.Сокрушенность серд­ца, или сми­ре­ние, про­ис­те­ка­ю­щее из пра­виль­но­го пони­ма­ния сво­ей немощ­но­сти, есть осно­ва всех доб­ро­де­те­лей, осно­ва духов­ной жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на, осно­ва и рай­ской пира­ми­ды. Одна­жды злой дух пре­пи­рал­ся со свя­тым Мака­ри­ем и, нако­нец, вос­клик­нул: «Все могу, Мака­рий, что и ты можешь, и толь­ко в одном ты меня побеж­да­ешь – в сми­ре­нии!» О сми­ре­нии свя­тые отцы Церк­ви гово­рят так: «Сми­ре­ние не име­ет язы­ка, что­бы гово­рить зло о дру­гих, не име­ет глаз, что­бы видеть чужое зло, не име­ет ушей, что­бы слы­шать чужое зло­сло­вие». «Сми­ре­ние есть вра­та к Богу».Кто понял, что в сво­ем ничто­же­стве ниче­го не может без Божьей помо­щи, тот зало­жил надеж­ный фун­да­мент в осно­ву сво­ей рай­ской пира­ми­ды. «Без Меня не може­те делать ниче­го» (Ин. 15:5), – ска­зал Гос­подь. На каж­дом шагу, с утра до ночи, разум­ный чело­век созна­ет прав­ди­вость этих слов. И осо­зна­ние это­го дела­ет его вели­ким пред Богом.Когда чело­век избав­ля­ет­ся от зло­го вет­ра гор­ды­ни, тогда в душе его насту­па­ет тиши­на, и в душу его всту­па­ет Дух Свя­тый. А когда Дух Свя­тый вой­дет и все­лит­ся в душу, Он выстра­и­ва­ет рай­скую пира­ми­ду цели­ком по Сво­е­му разу­ме­нию и Сво­ей воле, толь­ко под вывес­кой чело­ве­ка. О, брат мой во Хри­сте, глав­ное – не мешать Духу Божье­му все­лить­ся и сози­дать. Глав­ное – пре­зреть в себе все то, что в тебе от тебя, а не от Бога, и неваж­но, где: в обла­сти ли зна­ния, чувств или желаний.Не гово­ри, гор­де­ли­вый: «Зачем же мне само­го себя уни­жать и уни­чи­жать!» Никто от тебя не тре­бу­ет, что­бы ты себя уни­жал, но ты дол­жен лишь при­знать, что ты ниже Гос­по­да. Никто от тебя не тре­бу­ет, что­бы ты делал из себя ничто­же­ство, толь­ко при­знай свою уже суще­ству­ю­щую ничтож­ность, что бес­спор­но. И когда при­зна­ешь то, что уже есть, и испо­ве­ду­ешь, толь­ко тогда смо­жешь зало­жить пер­вый камень в осно­ва­ние духов­но­го зда­ния сво­ей души. После это­го ты смо­жешь выстро­ить цели­ком весь пер­вый уро­вень сво­ей рай­ской пира­ми­ды, кото­рый весь будет, как из желе­за: и про­чен, как желе­зо, и вос­си­я­ет тем­ным блес­ком, как железо.

Вто­рой уровень

Когда надеж­но зало­жен пер­вый уро­вень, тогда, брат мой во Хри­сте, ско­рее спе­ши воз­во­дить вто­рой. Пер­вый уро­вень не слиш­ком раду­ет глаз сво­ей кра­со­той, как и желе­зо не при­вле­ка­ет взо­ры, одна­ко он кре­пок и наде­жен, как желе­зо, кото­рое исполь­зу­ет­ся при стро­и­тель­стве зда­ний. Пер­вый уро­вень боль­ше в зем­ле, чем над зем­лей, он почти неза­ме­тен, как и вся­кий фун­да­мент. Сми­ре­ние не отно­сит­ся к бли­ста­ю­щим доб­ро­де­те­лям. Пер­вый уро­вень весь сло­жен из мыс­лей о сво­ем лич­ном ничто­же­стве и из ощу­ще­ний сво­ей немо­щи и ничтож­но­сти. Вто­рой уро­вень – весь из слез.
Мф.5:4. Бла­жен­ны пла­чу­щие, ибо они утешатся

Сле­зы – чудес­ный мате­ри­ал! Такой неж­ный, но какой надеж­ный! Он пере­ли­ва­ет­ся, как камень опал. И дей­стви­тель­но, весь вто­рой уро­вень, уро­вень из слез, выгля­дит так, буд­то выстро­ен из дра­го­цен­но­го кам­ня опала.У гор­до­го нет слез. Он бахва­лит­ся тем, что нико­гда не пла­чет и не пла­кал. Он не пони­ма­ет, что это его сла­бость, а не сила. Его взор горит сухим огнем, иссу­ша­ю­щим серд­ца люд­ские. Гор­дость про­из­рос­ла на тон­чай­шем пере­сох­шем слое зем­ли поверх кам­ня. Меж­ду тем, вла­га таит­ся в глу­бине. Сокру­шен­ность перед Гос­по­дом напо­ми­на­ет глу­бо­кую вспаш­ку, когда под­ни­ма­ют влаж­ные пла­сты зем­ли. Сокру­шен­ный, или сми­рен­ный духом, пла­чет. Его душа все­гда пол­на слез, о чем сви­де­тель­ству­ют его очи. Некто из свя­тых отцов Церк­ви упо­ми­нал о двух кре­ще­ни­ях: одно – водой, а дру­гое – сле­за­ми. Дру­гой учи­тель повто­рял: «Плачь день и ночь и не знай сыто­сти в плаче!»Ты можешь поду­мать, что сле­зы – при­знак сла­бо­сти. Не думай так! Хри­сти­ане, кото­рые боль­ше всех пла­ка­ли, с пес­ней шли на смерть. «Сле­зы – елей очей», – гово­рил Анто­ний Вели­кий. Самые боль­шие греш­ни­цы – Мария Еги­пет­ская, Таи­сия и Пела­гия – омы­ли свои души сле­за­ми и ста­ли свя­ты­ми. Так было и с тыся­ча­ми других.Так можешь посту­пить и ты, хри­сти­а­нин. Извест­но, кто мно­го сме­ет­ся, тому при­дет­ся каять­ся, но даже за одну про­ли­тую сле­зин­ку – нико­гда. «Горе вам, сме­ю­щи­е­ся ныне! Ибо вос­пла­че­те и возры­да­е­те» (Лк. 6:25), – вот сло­ва свя­тые из пре­свя­тых уст. Нико­гда из семе­ни слез не под­ни­ма­лось зло, а из семе­ни сме­ха поис­ти­не взо­шло мно­го зла.И все же, не все сле­зы – еван­гель­ские сле­зы. Для сози­да­ния рай­ской пира­ми­ды не нуж­ны сле­зы ярост­но­го гне­ва и сле­зы сожа­ле­ния о поте­рян­ном или не полу­чен­ном богат­стве земном.Евангельские сле­зы – это те, что текут из сокру­шен­но­го и пока­ян­но­го сердца.Евангельские сле­зы – это те сле­зы, что горю­ют о поте­рян­ном Рае.Евангельские сле­зы – это те сле­зы, что сме­ши­ва­ют­ся со сле­за­ми детей и страдальцев.Евангельские сле­зы – это те сле­зы, что смы­ва­ют вред, кото­рый нанес­ли мы небес­ной Любви.Подобно тому, как воз­ни­ка­ет роса от встре­чи холод­но­го воз­ду­ха с теп­лым, так же есте­ствен­но и лег­ко текут сле­зы из глаз чело­ве­ка, встре­тив­ше­го­ся с теп­лом люб­ви Отца небес­но­го. «Сле­зы мои были для меня хле­бом день и ночь» (Пс. 41:4), – при­зна­ет­ся каю­щий­ся царь Давид, когда его холод­ное серд­це встре­ти­лось с теп­ло­той духов­но­го Солнца.Те, что нико­гда не пла­чут, нико­гда не почув­ству­ют уте­ше­ния. Толь­ко рас­пла­кав­ший­ся ребе­нок может уте­шить­ся, когда его мать приласкает.Не напрас­но этот свет зовет­ся «доли­ной пла­ча» (Пс. 83:7). И Сам Гос­подь, когда явил­ся в нашем мире, про­ли­вал слезы.Человек, перед тобой есть выбор лишь меж­ду пла­чем и пла­чем, но не меж­ду пла­чем и не пла­чем. Или ты будешь пла­кать отча­ян­но и без­на­деж­но перед сле­пой и глу­хой нир­ва­ной, или – перед живым Уте­ши­те­лем. Если будешь пла­кать перед живым Уте­ши­те­лем, полу­чишь уте­ше­ние. Сам Гос­подь явит­ся тебе, как уте­ше­ние твое. И в тиши тво­ей уте­шив­шей­ся души Он Сам будет даль­ше сози­дать твою рай­скую пирамиду.

Тре­тий уровень

Мф.5:5. Бла­жен­ны крот­кие, ибо они насле­ду­ют землю

Итак, тре­тий уро­вень рай­ской пира­ми­ды созда­ет­ся кро­то­стью. Кро­тость есть дочь пла­ча и внуч­ка сми­ре­ния. Самые вели­кие лич­но­сти под­го­то­ви­тель­но­го Заве­та – Саму­ил, Иоанн Кре­сти­тель и Прис­но­де­ва Мария – были со сле­за­ми вымо­ле­ны у Гос­по­да. И сама кро­тость – это выпла­кан­ная и вымо­лен­ная доб­ро­де­тель. Имен­но поэто­му кро­тость совер­шен­но неот­де­ли­ма от упо­мя­ну­тых лич­но­стей, как сле­зы от серд­ца. Кро­тость может быть лишь на тре­тьем месте, ведь тре­тий уро­вень стро­ит­ся после пер­во­го и вто­ро­го. После того, как тучи про­льют­ся дождем, насту­па­ет тиши­на и покой, так и любая кро­тость при­хо­дит после плача.Кротость суще­ство­ва­ла и в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на. Напри­мер, о Мои­сее гово­рит­ся, что он был «чело­век крот­чай­ший изо всех людей на зем­ле» (Чис. 12:3). Точ­но так же гово­рит­ся и о кро­то­сти пра­от­ца Иако­ва и царя Дави­да: «Вспом­ни, Гос­по­ди, Дави­да и все сокру­ше­ние его» (Пс. 131:1). Но лишь от Хри­ста кро­тость вхо­дит в чис­ло доб­ро­де­те­лей, необ­хо­ди­мых для выстра­и­ва­ния души чело­ве­ка. «Я кро­ток и сми­рен серд­цем», – ска­зал о Себе Сын Божий (Мф. 11:29). А каков Он, тако­вы долж­ны быть и Его после­до­ва­те­ли. Кро­тость есть пер­вая доб­ро­де­тель Хри­ста, на кото­рую обра­ти­ли вни­ма­ние люди. «Вот Агнец Божий!» (Ин. 1:29) – вос­клик­нул свя­той Иоанн Пред­те­ча, уви­дев Мес­сию на бере­гу Иор­да­на. Дру­гие в это вре­мя, тол­ка­ясь и спо­ря, спе­ши­ли к нему, к Про­ро­ку, что­бы послу­шать его речи и при­нять кре­ще­ние. А Иисус не спе­шил, но крот­ко шел, обхо­дя дру­гих, как ягне­нок, кото­рый нико­го не тро­га­ет и не оби­жа­ет. Он шел, как ягне­нок, кото­рый обхо­дит всех и избе­га­ет столкновений.Кротость про­яв­ля­ет­ся преж­де все­го в не стрем­ле­нии занять пер­вые ряды. А это про­ис­хо­дит от абсо­лют­но­го упо­ва­ния на волю Божию. Крот­кий зна­ет, что Тво­рец ста­вит людей туда, куда Он хочет, и готов поко­рять­ся воле Божьей как в пер­вых рядах, так и в послед­них. Для него неваж­но, куда его Гос­подь поста­вит, для него глав­ное – испол­нять волю Божью, где бы он ни был. Крот­кий зна­ет, что и послед­ние, если они пре­да­ют­ся воле Божьей, добу­дут более слав­ный венец, чем те, кото­рые про­би­лись в пер­вые ряды, что­бы вер­шить волю свою.Кротость мож­но еще и так выра­зить: нико­го не оби­жать и тер­пе­ли­во сно­сить любые оби­ды. Поис­ти­не, агнец есть образ кро­то­сти. Пред­ставь­те себе Хри­ста перед озве­рев­ши­ми судья­ми. В то вре­мя как они кри­ча­ли, поно­си­ли Его, пле­ва­ли в Него и рва­ли на себе одеж­ды, Он сто­ял без­молв­но и был «как агнец… без­гла­сен» (Деян. 8:32). Мир­ная тиши­на Его души была подоб­на сия­нию покоя над вспе­нен­ным бурей морем. Эта тиши­на была так чудес­на и непо­сти­жи­ма, что Апо­стол закли­на­ет ею хри­сти­ан, гово­ря: «Я же, Павел… убеж­даю вас кро­то­стью и снис­хож­де­ни­ем Хри­сто­вым» (2 Кор. 10:1).И Апо­сто­лы были совер­шен­но подоб­ны в кро­то­сти Учи­те­лю сво­е­му. Он послал их как ягнят в стаю вол­ков, то есть заве­щал быть крот­ки­ми сре­ди наг­лых и тер­пе­ли­вы­ми сре­ди мсти­тель­ных. Он учил их быть тер­пе­ли­вы­ми, как кор­мя­щие мате­ри, кото­рые стра­да­ют от вскарм­ли­ва­е­мых чад, но тер­пе­ли­во сно­сят эти муки: «Мы мог­ли явить­ся с важ­но­стью, как Апо­сто­лы Хри­сто­вы, но были тихи сре­ди вас, подоб­но как кор­ми­ли­ца неж­но обхо­дит­ся с детьми сво­и­ми» (1 Фес. 2:7).Некие посе­ти­те­ли, наве­стив­шие одно­го пустын­но­жи­те­ля, уди­ви­лись, как этот свя­той чело­век сно­сит ругань чаба­на, бра­ня­ще­го­ся воз­ле его лачу­ги. А он на это отве­тил: «Этим я учусь тер­петь зло, гово­ря себе: как же я смо­гу сне­сти боль­шее зло, когда оно придет?»Другого стар­ца посто­ян­но обкра­ды­вал сосед, кото­рый ему при­слу­жи­вал. Когда бы тот ни захо­дил в келью стар­ца, он непре­мен­но что-то при­хва­ты­вал и уно­сил. Ста­рец все это заме­чал, но ниче­го ему не гово­рил. Когда же при­шел смерт­ный час стар­ца, и все сосе­ди собра­лись вокруг его смерт­но­го одра, ста­рец поце­ло­вал руки слу­жив­ше­го ему со сло­ва­ми: «Этим рукам я обя­зан тем, что сей­час отхо­жу в Цар­ство Небесное».О, крот­кие, вы полу­чи­те в наслед­ство всю зем­лю. Вы недо­уме­ва­е­те, как это? А так, как и Апо­сто­лы. Чьи име­на извест­ны сего­дня по всей зем­ле боль­ше, чем их име­на? Речи како­го вла­сте­ли­на слыш­ны сей­час повсю­ду гром­че, чем сло­ва Апостолов?Не име­ю­щие кро­то­сти не уна­сле­ду­ют ни пяди зем­ли ни здесь, ни в Раю. И ты, хри­сти­а­нин, сози­дай тре­тий уро­вень сво­ей рай­ской пира­ми­ды с помо­щью кро­то­сти. Кро­тость подоб­на дра­го­цен­но­му кам­ню аме­ти­сту, кото­рый пере­ли­ва­ет­ся пре­крас­ны­ми неж­ны­ми оттенками.

Чет­вер­тый уровень

Мф.5:6. Бла­жен­ны алчу­щие и жаж­ду­щие прав­ды, ибо они насытятся

Вот план сози­да­ния чет­вер­то­го уров­ня рай­ской пира­ми­ды. Здесь стро­и­тель­ный мате­ри­ал – стрем­ле­ние всех сил души к прав­де, жаж­да прав­ды. Здесь созда­ет­ся потреб­ность в прав­де, осно­ван­ная на страст­ном жела­нии исти­ны, подоб­ном голо­ду и жаж­де. Голод и жаж­да во все вре­ме­на были побу­ди­тель­ным моти­вом стро­и­тель­ства. Одна­ко здесь идет речь не о том плот­ском голо­де и плот­ской жаж­де, кото­рые уто­ля­ют­ся хле­бом и водой. Здесь речь пой­дет о вели­чай­шем голо­де и вели­че­ствен­ней­шей жаж­де, о том голо­де и о той жаж­де, кото­рые душа крот­ко­го чело­ве­ка носит в себе и кото­рых вся зем­ля со все­ми ее яст­ва­ми и напит­ка­ми не может уто­лить. Чело­век крот­кий, чело­век-агнец, все­гда гово­рит, что сыт и дово­лен, пото­му что мол­чит и тер­пит. По сути, вели­кая жаж­да прав­ды кро­ет­ся в глу­би­нах души его, как спя­щий вулкан.Легко насы­тить гор­до­го, то есть того, кто все дни свои на зем­ле упо­треб­ля­ет на раз­ру­ше­ние сво­ей души. Он пита­ет­ся вся­кой гря­зью зем­ной; лишь про­толк­ни его впе­ред и поставь во гла­ве кара­ва­на люд­ско­го – и он будет сыт и дово­лен. Одна­ко того, кто воз­двиг три пер­вых уров­ня рай­ской пира­ми­ды сво­ей души, ничто зем­ное, пре­хо­дя­щее и тлен­ное, не может насы­тить. Такой чело­век смот­рит на мир Божьи­ми оча­ми, мыс­лит Божьим умом и ищет Божью правду.Под прав­дой здесь под­ра­зу­ме­ва­ют­ся исти­на и поря­док, такие, как Гос­по­дом было откры­то и заве­ща­но: исти­на о Твор­це, исти­на о мире, исти­на о чело­ве­ке, исти­на о цели, исти­на о пути. Исти­на озна­ча­ет поря­док внут­ри и поря­док сна­ру­жи, поря­док в душе, поря­док в теле, в обще­стве, во всем мире, во всем поря­док – это истина.Точнее гово­ря, прав­да состо­ит из двух частей: зна­ния исти­ны и при­ме­не­ния исти­ны. Все, что чело­ве­ку необ­хо­ди­мо знать и делать, что­бы при­бли­зить­ся к Гос­по­ду Богу и уго­дить Ему, назва­но одним сло­вом – прав­да. Фари­сеи не были жаж­ду­щи­ми прав­ды, ибо они утвер­жда­ли, что име­ют прав­ду. И Пилат не был жаж­ду­щим прав­ды, несмот­ря на то, что спра­ши­вал Иису­са: «Что есть исти­на?» (Ин. 18:38). Алчу­щи­ми и жаж­ду­щи­ми прав­ды были все те, кото­рые с само­го нача­ла пошли за Хри­стом и не оста­ви­ли Его до смер­ти. И сего­дня жаж­ду­щи­ми прав­ды будут те, кото­рые жаж­дут Хри­ста, ибо Иисус Хри­стос есть вся пол­но­та прав­ды, вся Исти­на и весь поря­док, как Сам Он ска­зал о Себе: «Я есмь путь и исти­на» (Ин. 14:6).Тем, кото­рые алчут и жаж­дут Хри­ста, как совер­шен­ства прав­ды, обе­ща­но, что они насы­тят­ся. Уве­ро­вав в это обе­ща­ние, мно­гие хри­сти­ане пре­зре­ли голод плот­ский и жаж­ду мир­скую и отпра­ви­лись искать уто­ле­ние сво­ей духов­ной жаж­ды. Мно­гие из них остав­ля­ли все мир­ское, отправ­ля­лись отшель­ни­ка­ми в пусты­ни, затво­ря­лись в пеще­рах, ста­но­ви­лись мол­чаль­ни­ка­ми, под­ни­ма­лись на стол­бы, что­бы взра­щи­вать в себе духов­ную жаж­ду и что­бы эту выпе­сто­ван­ную жаж­ду насы­щать прав­дой небес­ной, то есть Гос­по­дом Иису­сом Христом.Они жаж­да­ли Небес, а мир жаж­дал их. Импе­ра­тор Кон­стан­тин Вели­кий вызвал из пусты­ни свя­то­го Анто­ния, что­бы толь­ко посмот­реть на него. Импе­ра­тор Фео­до­сии умо­лял стар­ца Зино­вия при­быть из Егип­та в Царь­град, толь­ко что­бы уви­деть и послу­шать его. Импе­ра­тор Лев отпра­вил­ся в пусты­ню, что­бы толь­ко уви­деть Мои­сея Мури­на, свя­то­го чело­ве­ка. Види­те, все­мо­гу­щие вла­сти­те­ли зем­ные, в душах кото­рых про­буж­да­лась духов­ная жаж­да, спус­ка­лись со сво­их пре­сто­лов и иска­ли встреч с теми, кто ощу­щал себя самым жаж­ду­щим и день и ночь страст­но стре­мил­ся к насы­ще­нию прав­дой Божьей на небес­ной тра­пе­зе. И хотя они до кон­ца жиз­ни ощу­ща­ли выпе­сто­ван­ную воз­вы­шен­ную жаж­ду, мир счи­тал их сыты­ми и удо­вле­тво­рен­ны­ми. Они счи­та­ли мир­скую сытость голо­дом, а мир счи­тал их жаж­ду сыто­стью. Поис­ти­не, выбрать жаж­ду было искус­ством. Из этих двух жажд рабы Божии выби­ра­ли жаж­ду небес, и этой жаж­дой сози­да­ли они чет­вер­тый уро­вень сво­ей рай­ской пира­ми­ды, проч­ный и вели­ко­леп­ный, как дра­го­цен­ный камень изумруд.Подумайте, толь­ко их алка­ние будет насы­ще­но. А обман­чи­вую жаж­ду мир­ских удо­воль­ствий нико­гда нель­зя будет уто­лить ни на этом, ни на том све­те. Вспом­ни­те, что ска­зал Тво­рец уста­ми Про­ро­ка: «вот, рабы Мои будут есть, а вы буде­те голо­дать; рабы Мои будут пить, а вы буде­те томить­ся жаж­дою; рабы Мои будут весе­лить­ся, а вы буде­те в сты­де» (Ис. 65:13–14).

Пятый уро­вень

Мф.5:7. Бла­жен­ны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ва­ны будут

Кто алчет и жаж­дет выс­ше­го богат­ства, раз­ве тот будет скряж­ни­чать и удо­вле­тво­рит­ся более дешевым?Кто жаж­дет непре­хо­дя­щей прав­ды Божьей, раз­ве тот ста­нет загре­бать тлен­ный прах земной?Кто гре­зит о бес­смерт­ной ризе духа, раз­ве тот будет пла­кать и уби­вать­ся о пла­тье из травы?Поэтому мило­сты­ня для тако­го чело­ве­ка так же есте­ствен­на, как для путе­ше­ствен­ни­ка, кото­рый отправ­ля­ет­ся в даль­нюю доро­гу и раз­да­ет сосе­дям все то, что лишь утя­же­лит его ношу в пути.Раздача мате­ри­аль­ных пред­ме­тов – самая малая жерт­ва, но необходимая.Беспокойство о сво­ей душе есть гораз­до боль­шая забо­та. Утвер­жде­ние ближ­них в истине, настав­ле­ние их на путь прав­ды и молит­ва за них – это огром­ная жерт­ва, но все же это не самая боль­шая жертва.Самая боль­шая жерт­ва – это отдать жизнь за ближ­них сво­их. Эту милость явил Хри­стос все­му роду чело­ве­че­ско­му. Эта милость так огром­на, что она боль­ше не назы­ва­ет­ся мило­стью, а меня­ет свое назва­ние и назы­ва­ет­ся – любовью.Милостыня может про­ис­те­кать из раз­лич­ных источ­ни­ков – как из чистых, так и из мут­ных. Самый чистый источ­ник мило­сти есть состра­да­ние. Состра­да­ние – это милу­ю­щее серд­це. Когда кто-то серд­цем состра­да­ет узни­ку и помо­га­ет ему во имя мило­сти­во­го Гос­по­да, тогда милость его про­ис­те­ка­ет из чисто­го источ­ни­ка и име­ет высо­кую цену на ангель­ских небе­сах. Вспом­ни­те пре­крас­ные пове­сти о людях, назван­ных мило­серд­ны­ми: о свя­том Иоанне Мило­сти­вом и о Фила­ре­те Милостивом.Кто ценит зем­ные бла­га боль­ше, чем душу, тот не может быть мило­серд­ным. Когда свя­той Гри­го­рий Двое­слов был избран епи­ско­пом Рим­ским, он очень боял­ся лишить­ся сво­ей нище­ты. Гово­рят, что он боль­ше боял­ся поте­рять свою бед­ность, чем некий богач боит­ся поте­рять свое богатство.В Свя­том Писа­нии гово­рит­ся: «чело­век мило­сер­дый бла­го­тво­рит душе сво­ей» (Притч. 11:17). Когда дела­ешь что-либо дру­го­му, себе дела­ешь вдвое и сто­крат боль­ше, ибо Гос­подь все видит и воз­даст. Пре­по­доб­ная мать Сар­ра гово­ри­ла, что состра­да­ние мож­но вос­пи­тать. «Тво­ри мило­сты­ню сна­ча­ла хотя бы из чело­ве­ко­лю­бия, – гово­ри­ла она, – ибо так когда-нибудь при­вык­нешь тво­рить мило­сты­ню из стра­ха Божье­го». Сера­фим Саров­ский, в свою оче­редь, сове­то­вал: «Если не име­ешь при себе ниче­го, что мог бы дать нище­му, помо­лись Гос­по­ду о нем».Господь ска­зал одно­му неми­ло­серд­но­му наро­ду: «Мило­сти хочу, а не жерт­вы» (Мф. 9:13), то есть луч­ше будь­те мило­сти­вы один к дру­го­му, чем при­но­сить жерт­вы Мне. Вот как Гос­подь любит людей! Он счи­та­ет нашу мило­сты­ню дру­гим людям нашей жерт­вой Ему Само­му. Без Него мы не можем быть мило­сти­вы­ми по отно­ше­нию к дру­гим. Наше пра­виль­ное пред­став­ле­ние о людях как о бра­тьях зиждет­ся на нашем пра­виль­ном пред­став­ле­нии о Боге как Отце. Таким обра­зом, вся­кий круг наших доб­рых дел по отно­ше­нию к кому-либо все­гда име­ет свой центр в Боге.Однако насколь­ко ясна запо­ведь Божья о мило­сер­дии, настоль­ко явна Его угро­за неми­ло­серд­ным. Это апо­стол Иаков выра­зил так: будет «суд без мило­сти не ока­зав­ше­му мило­сти» (Иак. 2:13). А мило­серд­ный будет поми­ло­ван на Страш­ном Суде Гос­под­нем. Мило­серд­ный будет поми­ло­ван в бес­смерт­ном цар­стве Хри­сто­вом. Мило­серд­ный будет поми­ло­ван и будет веч­но любим анге­ла­ми и праведниками.Таким обра­зом, этот уро­вень рай­ской пира­ми­ды сози­да­ет­ся мило­сер­ди­ем. Каж­дый камень на этом уровне создан из мило­сти либо по отно­ше­нию к душе сво­ей, либо по отно­ше­нию к дру­гим людям, к живот­ным или к какой-либо тва­ри Божьей. И весь этот уро­вень сия­ет небес­ной сине­вой, как буд­то создан из дра­го­цен­но­го кам­ня сап­фи­ра. Это пятый уро­вень рай­ской пирамиды.

Шестой уро­вень

Мф.5:8. Бла­жен­ны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят

Чисто­та серд­ца зиждет­ся на мило­сти. Это так же есте­ствен­но, как и то, что шестой уро­вень опи­ра­ет­ся на пятый. Эго­ист и скря­га нико­гда не почув­ству­ют того бла­жен­ства, что назы­ва­ет­ся чисто­той серд­ца. Они нико­гда не смо­гут постро­ить шестой уро­вень сво­ей рай­ской пира­ми­ды пото­му, что не смог­ли воз­ве­сти пятый. Авра­ам был полон мило­сер­дия, и мило­сер­дие помог­ло ему очи­стить серд­це, а чистым серд­цем он узрел Господа.Почему же не гово­рят о чисто­те души, но твер­дят о чисто­те серд­ца? Да пото­му, что серд­це – это сре­до­то­чие души. Из серд­ца исхо­дят помыс­лы, в серд­це таят­ся жела­ния, в серд­це гнез­дят­ся все стра­сти. Имен­но поэто­му был дан совет: «Сын мой!.. Боль­ше все­го хра­ни­мо­го хра­ни серд­це твое, пото­му что из него источ­ни­ки жиз­ни» (Притч. 4:20, 23).Покуда серд­це­ви­на дере­ва здо­ро­ва, вет­ви могут без опа­се­ния хле­стать по ство­лу, одна­ко ни к чему строй­ность веток и оби­лие лист­вы, если серд­це­ви­ну под­та­чи­ва­ют чер­ви. Симе­он Новый Бого­слов назы­вал гре­хи чер­вя­ми. Гре­хи для чело­ве­ка – то же, что и чер­ви-точиль­щи­ки для дере­ва. И ника­кие гре­хи не разъ­еда­ют так силь­но серд­це чело­ве­ка, как гре­хи тай­ные. Выта­щи чер­вей на солн­це, и они иссох­нут. Пове­дай о сво­их гре­хах хотя бы одно­му-един­ствен­но­му чело­ве­ку – и они про­стят­ся тебе, не ста­нет их.И чер­ви, и гре­хи силь­ны лишь во мра­ке, толь­ко во мраке.Покуда Давид стро­го при­дер­жи­вал­ся зако­на Божье­го, он гово­рил с Гос­по­дом и с лег­ко­стью под­чи­нял­ся воле Божьей. А как толь­ко нару­шил он закон Божий, Гос­подь пере­стал гово­рить с ним и обра­щал­ся к нему через дру­гих пророков.Чистое серд­це – это зер­ка­ло, в кото­рое любит смот­реть­ся Гос­подь. Гос­подь Бог напи­сал Свое вели­кое и страш­ное имя повсю­ду, и Его при­сут­ствие уга­ды­ва­ет­ся в любой тайне при­ро­ды, но непо­сред­ствен­но, без тай­ны, Он пока­зы­ва­ет Себя в чистом серд­це чело­ве­ка. Вот как чело­век может воз­вы­сить­ся над сво­ей при­ро­дой! Как слав­но и радост­но людям, что они удо­ста­и­ва­ют­ся чести при­нять в тес­нине сво­е­го серд­ца Твор­ца как Гостя! Это такое вели­кое сча­стье для людей, что те, кото­рые не загля­ды­ва­ли в ясли Виф­ле­ем­ские и не виде­ли, до каких глу­бин может сни­зой­ти Божья Любовь, с тру­дом могут пове­рить в это.Человек может воз­вы­сить­ся и пасть, но Гос­подь не может воз­вы­сить­ся, Он может толь­ко сни­зой­ти. Гос­по­ду Богу неку­да воз­вы­шать­ся над Самим Собой, а чело­ве­ку дана воз­мож­ность вос­па­рить выше само­го себя и воз­вы­сить­ся до высот Боже­ства. Из-за сво­ей сла­бо­сти чело­век пада­ет вниз, но силой Божьей под­ни­ма­ет­ся. Чело­век дол­жен лишь под­го­то­вить свое серд­це, очи­стить его от сора мел­ких пре­гре­ше­ний и от гря­зи круп­ных гре­хов, а все осталь­ное сде­ла­ет Любовь Гос­по­да Бога.Сердце очи­ща­ет­ся верой, надеж­дой и любо­вью, стра­хом Божьим и ожи­да­ни­ем смер­ти и Страш­но­го Суда Божье­го, изум­ле­ни­ем перед тва­ря­ми, создан­ны­ми вели­чи­ем и могу­ще­ством Все­выш­не­го, испы­та­ни­ем Про­мыс­ла Божье­го, тер­пе­ни­ем и кро­то­стью, да и мно­гим дру­гим. Но даже если серд­це чело­ве­ка очи­стит­ся все­ми эти­ми сред­ства­ми, в нем все же оста­ет­ся запах зем­ли, гре­ха и смер­ти, и при­сут­ству­ет до тех пор, пока Дух Свя­тый, как ветер с под­не­бес­ных высот, не про­вет­рит его и, как мол­ния, не напол­нит Сво­им озо­ном. Не зря утвер­жда­ют Отцы Церк­ви: «Когда и вос­по­ми­на­ния о совер­шен­ном гре­хе исчез­нут, толь­ко тогда мож­но гово­рить, что серд­це очистилось».Чистота серд­ца похо­жа на гор­ный хру­сталь, и шестой уро­вень рай­ской пира­ми­ды воз­дви­га­ет­ся из него. Свет небес про­хо­дит через эти про­зрач­ные сте­ны и не нахо­дит пре­град. Там не оста­лось ни малей­ших сле­дов гря­зи гре­хов, и ничто не пре­пят­ству­ет небе­сам осве­щать все угол­ки и зако­ул­ки души на этом уровне.О, хри­сти­а­нин, когда всту­пишь в Цар­ство Божье, зда­ние тво­ей души пора­ду­ет пре­чи­стых анге­лов Гос­под­них, мла­ден­цев, кото­рых Гос­подь рано при­брал Себе, и дев­ствен­ниц, кото­рые в сво­ем деви­че­стве пере­шли через мост смер­ти в Рай. На сво­ем шестом уровне, на уровне чисто­ты, ты встре­тишь всех их и с ними вме­сте насла­дишь­ся созер­ца­ни­ем лика Господа.

Седь­мой уровень

Мф.5:9. Бла­жен­ны миро­твор­цы, ибо они будут наре­че­ны сына­ми Божиими

Чисто­та серд­ца – это осно­ва мира, тиши­ны и покоя. На этой осно­ве зиждет­ся уро­вень мира, седь­мой уро­вень рай­ской пира­ми­ды, кото­рая воз­но­сит­ся к небе­сам. Не может быть мир­ным серд­це, кото­рое пол­нит­ся лож­ны­ми помыс­ла­ми, безум­ны­ми жела­ни­я­ми наше­го тлен­но­го све­та и дур­ны­ми стра­стя­ми, ибо все это вызы­ва­ет вол­не­ние вод и под­ни­ма­ет мрач­ные бури на про­сто­рах житей­ско­го моря человеческого.На высо­тах очи­ща­ет­ся даже мут­ная вода из сто­я­чих луж. Воз­не­си и ты, чело­век, серд­це свое ввысь, и небе­са очи­стят его. В твое чистое серд­це все­лит­ся покой, и в спо­кой­ное зер­ка­ло тво­ей души будет смот­реть­ся Господь.Мир и покой – это духов­ная усла­да. Подоб­но это­му и чисто­та серд­ца – тоже духов­ная усла­да. Кто име­ет мир в себе, тот обла­да­ет огром­ным насла­жде­ни­ем внут­ри души сво­ей. И это насла­жде­ние никто не в силах отнять у него.Кто обла­да­ет миром в душе, тот име­ет Хри­ста, ибо ска­за­но, что «Он есть мир наш» (Еф. 2:14).Кто при­дер­жи­ва­ет­ся Кня­зя мира, тот непре­мен­но добьет­ся мира в душе, ибо Хри­стос назван Кня­зем мира (Ис. 9:6).Кто во вре­мя бури при­ста­нет к бере­гу Дари­те­ля мира, тот полу­чит мир и пере­ста­нет боять­ся, ведь Хри­стос есть Дари­тель мира, ибо ска­зал Он: «мир остав­ляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).Кто гово­рит, что име­ет Хри­ста в себе, тот тем самым утвер­жда­ет, что име­ет мир в душе своей.Только со Хри­стом мы можем добить­ся мира в душе, а без Него нико­гда не добьем­ся. Апо­стол Павел мно­го гово­рит о при­ми­ре­нии с Гос­по­дом. Одна­ко это при­ми­ре­ние озна­ча­ет не сдел­ку меж­ду нашей волей и волей Божьей, но пол­ное и радост­ное под­чи­не­ние нашей воли воле Божьей. Апо­стол Павел гово­рит и о нашем при­ми­ре­нии с осталь­ны­ми людь­ми. Это при­ми­ре­ние озна­ча­ет согла­сие меж­ду нашей волей и волей дру­гих людей. Люди пыта­лись дого­во­рить­ся и прий­ти к согла­сию меж­ду собой тыся­чи лет, но не при­ми­ри­лись. Поэто­му апо­стол Павел утвер­жда­ет, что добить­ся мира меж­ду людь­ми мож­но лишь через все­об­щее при­зна­ние воли Божьей.»Как аук­нет­ся, так и отклик­нет­ся». Кто слы­шит мир Божий в себе, тот откли­ка­ет­ся на него и излу­ча­ет его вокруг себя, при­чем без осо­бых уси­лий, совсем лег­ко, с лег­ко­стью дыха­ния. Отсю­да тво­рить мир озна­ча­ет при­ни­мать и отда­вать. При­ни­мать мир от Гос­по­да и пере­да­вать его людям (и зве­рям) вокруг себя. Да, и зве­рям! Вспом­ни­те, свя­тые люди Божьи жили в мире даже со зве­ря­ми дики­ми и гла­ди­ли их, как крот­ких ягнят. Сле­до­ва­тель­но, тво­рить мир озна­ча­ет нести мир и зве­рям, и вооб­ще всей окру­жа­ю­щей при­ро­де, ибо при­ро­де ничто так не меша­ет, как греш­ное бес­по­кой­ство чело­ве­ка. Мир людям при­но­сит не при­ро­да, а напро­тив, мир при­ро­де дают люди. Как толь­ко меж­ду людь­ми наста­ет мир, так и при­ро­да насла­жда­ет­ся миром.Миротворец будет назван сыном Божьим. Он будет назван тем же име­нем, что и Хри­стос из века в век. Миро­тво­рец вер­шит дело Хри­ста. Во имя Отца Небес­но­го он взы­ва­ет к брат­ству людей и во имя люб­ви к Богу при­зы­ва­ет к бра­то­лю­бию. Что­бы вне­сти мир в отно­ше­ния меж­ду людь­ми, он напо­ми­на­ет им об их цар­ском про­ис­хож­де­нии и под­ни­ма­ет на более высо­кий уро­вень род­ства. И толь­ко на этом более высо­ком уровне мож­но добить­ся насто­я­ще­го мира, незыб­ле­мо­го мира. Граж­дан­ский мир непро­чен, про­чен лишь брат­ский мир. Не сограж­дане, но лишь бра­тья могут при­нять и иметь Боже­ствен­ный мир, насто­я­щий мир. Миро­тво­рец неми­ну­е­мо про­по­ве­ду­ет вели­кое и близ­кое род­ство семьи Божьей, он про­по­вед­ник небес­но­го отцов­ства и брат­ства людей. «Вы бра­тья, ибо име­е­те еди­но­го Отца на небе­сах!» Это его непо­гре­ши­мый аргу­мент в поль­зу мира, кото­ро­му никто разум­ный не может про­ти­во­ре­чить. Это самый воз­вы­шен­ный и вдох­нов­ля­ю­щий аргу­мент в поль­зу дости­же­ния мира меж­ду людь­ми. Из-за это­го миро­тво­рец непре­стан­но обра­ща­ет­ся к оскорб­лен­но­му Богу с молит­вой: «Про­сти им, Гос­по­ди, ибо не веда­ют, что тво­рят; про­сти им, это дети Твои, а Ты им Отец!», и Отец слу­ша­ет сына-миро­твор­ца, а через него дару­ет людям Свой Дух Свя­тый, Кото­рый доно­сит небес­ный дар мира озлоб­лен­ным людям. А мир – это здоровье.Так миро­твор­че­ской дея­тель­но­стью сози­да­ет­ся седь­мой уро­вень рай­ской пира­ми­ды. Этот уро­вень выстро­ен буд­то бы из чисто­го золо­та и бла­го­род­но мер­ца­ет в тишине.

Вось­мой уровень

Мф.5:10. Бла­жен­ны изгнан­ные за прав­ду, ибо их есть Цар­ство Небесное

Тот, кто стро­ит высо­кий дом из зем­но­го мате­ри­а­ла, непре­мен­но вызо­вет зависть сво­их злых сосе­дей. А тот, кто воз­ве­дет рай­скую пира­ми­ду из духов­но­го мате­ри­а­ла, непре­мен­но вызо­вет зависть бесов. Боль­ше все­го бесы нена­ви­дят тех, кто добил­ся проч­но­го мира душев­но­го и обла­да­ет даром при­ми­ре­ния поссо­рив­ших­ся бра­тьев, ибо бесы нахо­дят осо­бую усла­ду в ссо­рах меж­ду людь­ми. Они бы хоте­ли, что­бы люди жили в посто­ян­ных раз­до­рах и были несчаст­ны, и поэто­му роп­та­ли ли бы про­тив сво­е­го Твор­ца. Их зада­чей с само­го нача­ла было заста­вить людей взбун­то­вать­ся про­тив Гос­по­да. Им был мил убий­ца Каин, а не крот­кий Авель. Они любят Иса­ва и нена­ви­дят Иако­ва, любят Сау­ла и нена­ви­дят Дави­да, любят Каиа­фу и нена­ви­дят Гама­ли­и­ла, любят Савла и нена­ви­дят Пав­ла. Имен­но поэто­му они неуто­ми­мо пре­сле­ду­ют пра­вед­ни­ков. Они пако­стят пра­вед­ни­ку и сами лич­но, но чаще через людей с гниль­цой в душе. Они соби­ра­ют вме­сте всех тех, кто мораль­но слаб, и направ­ля­ют их про­тив героя Божье­го, про­тив витя­зя прав­ды Господней.А Гос­подь видит это, но попус­ка­ет, что­бы немощ­ные люди и бесы напа­да­ли на рабов Божи­их. Все­ви­дя­щий попус­ка­ет все это, что­бы немощь пока­за­ла себя еще и еще раз немо­щью – и усты­ди­лась бы. Все­муд­рый попус­ка­ет все это, что­бы люди уви­де­ли и убе­ди­лись, что прав­да и в лох­мо­тьях силь­нее неправ­ды в короне и на пре­сто­ле. Все­бла­гой попус­ка­ет все это, что­бы раба Божия укра­сить еще раз вен­ком побе­ди­те­ля. Подоб­но тому, как воры и раз­бой­ни­ки напа­да­ют на бога­чей в миру, так злые бесы и заблуд­шие люди напа­да­ют на бога­ча духовного.Святой Нил, делясь сво­им опы­том, гово­рил: «Если ты истин­но молишь­ся, будь готов к напа­де­нию бесов­ско­му». Апо­стол Павел рас­ска­зы­вал Тимо­фею, как он пре­тер­пел стра­да­ния и гоне­ния, постиг­шие его в Антио­хии, Ико­нии и Листрах: како­вые гоне­ния я пере­нес, и от всех изба­вил меня Гос­подь. А в кон­це под­черк­нул, как пра­ви­ло: «да и все, жела­ю­щие жить бла­го­че­сти­во во Хри­сте Иису­се, будут гони­мы» (2 Тим.3:11–12).Однако Гос­подь Бог все это пред­ви­дел, пред­ска­зал, не ута­ил от уче­ни­ков Сво­их. Апо­сто­лов гна­ли кам­ня­ми из одно­го места в дру­гое. Нена­ви­дя­щие Иису­са пре­сле­до­ва­ли свя­то­го Афа­на­сия, как дико­го зве­ря. Точ­но так же пре­сле­до­ва­ли и гна­ли Мелен­тия Антио­хий­ско­го. Иоанн Зла­то­уст постра­дал и умер в изгна­нии. То же про­изо­шло и с пре­по­доб­ной Олим­пи­а­дой Бла­го­че­сти­вой. Неиз­ме­ри­мо чис­ло пре­тер­пев­ших за Хри­ста. Свя­той Васи­лий отве­тил судье, кото­рый гро­зил ему изгна­ни­ем, что он это­му может толь­ко радо­вать­ся, пото­му что его невоз­мож­но про­гнать туда, где нет Бога. Муд­рый Иоанн Зла­то­уст тол­ку­ет пло­ды гоне­ния таким обра­зом: «Подоб­но тому, как рас­те­ние быст­рее рас­тет, когда его поли­ва­ют, так и вера наша силь­нее рас­цве­та­ет и быст­рее умно­жа­ет­ся, когда под­вер­га­ет­ся гонениям».Оттого, что Сына Божье­го гна­ли, и все чада Божии, став­шие сына­ми Божьи­ми по бла­го­да­ти, жела­ли, что­бы и их гна­ли. Они счи­та­ли это награ­дой и зна­ли, что стра­да­ют за прав­ду Божию. А стра­да­ния за прав­ду Божию есть отлич­ный мате­ри­ал для воз­ве­де­ния рай­ской пира­ми­ды. Вось­мой уро­вень их рай­ской пира­ми­ды проч­но опи­ра­ет­ся на семь ниж­них уров­ней и весь пре­див­но све­тит­ся, как дра­го­цен­ный камень топаз. Когда они пере­се­лят­ся в Цар­ство Хри­сто­во, они на этом уровне будут бесе­до­вать в радо­сти и весе­лии со все­ми теми, кто был гоним за прав­ду Божию от нача­ла мира.

Девя­тый уровень

Мф.5:11. Бла­жен­ны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­вед­но зло­сло­вить за Меня

И сей­час речь пой­дет о гоне­ни­ях, но чуть рань­ше речь шла о гоне­ни­ях за прав­ду, а здесь – о гоне­ни­ях ради Хри­ста. Там прав­да пред­став­ля­ла саму систе­му хри­сти­ан­ско­го мыш­ле­ния и пове­де­ния, а здесь вся прав­да Божия вопло­ще­на в Иису­се Хри­сте. Эти два уров­ня рай­ской пира­ми­ды созда­ны из оди­на­ко­во­го мате­ри­а­ла – из стра­да­ний за прав­ду и из стра­да­ний за Хри­ста. И стра­да­ния эти настоль­ко дра­го­цен­ны для стро­и­тель­ства двор­ца души, что Гос­подь повто­ря­ет их два раза и два­жды награж­да­ет за них, как бы ста­вя две печа­ти, под­твер­ждая ими истин­ность всех преды­ду­щих доб­ро­де­те­лей. Раз­ли­чие лишь в том, что в этом послед­нем слу­чае гово­рит­ся о стра­да­ни­ях более мучи­тель­ных и прон­зи­тель­ных, чем упо­мя­ну­тые выше. Бес­че­стие, гоне­ния, ложь, кле­ве­та, бран­ные сло­ва – и все это из-за Хри­ста – нава­ли­ва­ют­ся на вер­но­го, как послед­ние и самые страш­ные иску­ше­ния. Под таким дав­ле­ни­ем ста­но­вит­ся плос­ким и проч­ней­ший камень, и куда там про­ти­вить­ся серд­цу чело­ве­че­ско­му. Под таким напо­ром волн выбе­ли­ва­ет­ся и самое гряз­ное полот­но, и куда там убе­речь­ся душе человеческой.Здесь идет речь о муче­ни­че­стве во имя Хри­ста. И тот, кто по доб­рой воле при­ни­ма­ет это муче­ни­че­ство, тот стя­жа­ет бес­цен­ный мате­ри­ал для воз­ве­де­ния девя­то­го уров­ня сво­ей рай­ской пира­ми­ды. Те, что суме­ли отлич­но выстро­ить пер­вых восемь уров­ней двор­ца сво­ей души, ниче­го на све­те не жела­ют боль­ше, чем от все­го серд­ца отдать жизнь свою за Гос­по­да сво­е­го. Подоб­ная жаж­да муче­ни­че­ства все­гда была жива, как живой огонь в Церк­ви Хри­сто­вой, со вре­мен апо­столь­ских до наших дней.Когда апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го языч­ни­ки под­ве­ли к кре­сту, что­бы рас­пять его, Апо­стол вос­клик­нул воз­буж­ден­но и радост­но: «О, слад­кий крест, как дол­го я ждал тебя и меч­тал об уча­сти такой!» И свя­той Анто­ний, пол­ный все­воз­мож­ных доб­ро­де­те­лей, имел в ста­ро­сти одно-един­ствен­ное жела­ние: быть мучи­мым и уби­тым за Хри­сто­ву веру. Из-за это­го он оста­вил свою пустынь и отпра­вил­ся в Алек­сан­дрию, где зате­ял спор с ере­ти­ка­ми толь­ко для того, что­бы погиб­нуть от их руки. Одна­ко Про­мысл Божий был не таков, и Анто­ний тихо упо­ко­ил­ся в сво­ей пустыни.Представьте себе про­цес­сии хри­сти­ан­ских муче­ни­ков, иду­щих на гол­го­фу свою, как они в пути весе­ло поют духов­ные гим­ны, буд­то идут не на смерть, а на сва­дьбу. Мир не видел более чудес­но­го при­ме­ра за всю свою исто­рию. Мно­гие из тех муче­ни­ков дол­гие годы тру­ди­лись, воз­во­дя рай­ские пира­ми­ды сво­их душ, кото­рые теперь див­но высят­ся и сия­ют все­ми девя­тью уров­ня­ми. Неко­то­рые из муче­ни­ков толь­ко нача­ли подоб­ное стро­и­тель­ство и едва успе­ли воз­ве­сти уро­вень или два. Дру­гие все­го лишь день назад (а ино­гда лишь час назад) назва­лись хри­сти­а­на­ми – и погиб­ли за Хри­ста. За их духов­ную жерт­ву Гос­подь награ­дит таких двор­цом души, выстро­ен­ным от пер­во­го уров­ня до послед­не­го, ибо они были как те работ­ни­ки, кото­рых Гос­подь нанял к вече­ру и дал им ту же пла­ту, что и тем, кото­рые тру­ди­лись целый день. Свя­той Адри­ан был рим­ским офи­це­ром, и он, пора­зив­шись жерт­вен­но­стью и тер­пе­ни­ем хри­сти­ан, сам стал хри­сти­а­ни­ном. «Ты, веро­ят­но, сошел с ума, Адри­ан!?» – спро­сил его импе­ра­тор-языч­ник. – «Нет, пове­ли­тель, я толь­ко теперь обрел истин­ный ум», – отве­тил муче­ник за веру Христову.И в наше вре­мя есть место для муче­ни­че­ства и пол­но муче­ни­ков. Мил­ли­о­ны муче­ни­ков в Рос­сии засви­де­тель­ство­ва­ли и напом­ни­ли все­му миру, что все еще длят­ся апо­столь­ские вре­ме­на, и жат­ва Гос­под­ня сего­дня так же обиль­на, как и в преж­ние времена.Однако веру­ю­щих муча­ют и пре­сле­ду­ют и там, где нет офи­ци­аль­ных гоне­ний на хри­сти­ан­ство. Напри­мер, сосед­ку избил ее муж-без­бож­ник, обру­гал и выгнал на ули­цу толь­ко за то, что она верит в Бога и молит­ся. Раз­ве ей нужен гони­тель хри­сти­ан импе­ра­тор Нерон, если в ее соб­ствен­ном доме про­жи­ва­ет свой «нерон», обрек­ший ее на муче­ни­че­ство за Хри­ста? Один гим­на­зист вер­нул­ся из шко­лы домой весь в сле­зах пото­му, что уче­ни­ки руга­ли и высме­и­ва­ли его, когда он ска­зал, что любит Иису­са Хри­ста. Один сол­дат полу­чил поще­чи­ну за то, что пере­кре­стил­ся, когда встал в строй. И они все – почет­ные стро­и­те­ли рай­ских пира­мид, и на том све­те все они удо­сто­ят­ся чести встать в необо­зри­мые ряды воин­ства угод­ни­ков Божьих, кото­рые ради Хри­ста пре­тер­пе­ли брань, изде­ва­тель­ства, побои, кле­ве­ту и даже самую позор­ную смерть.Девятый уро­вень их пира­мид будет весь выло­жен кро­ва­вы­ми руби­на­ми, кото­рые пере­ли­ва­ют­ся в чудес­ном сия­нии небес. На этом уровне сви­дят­ся и встре­тят­ся все постра­дав­шие за Хри­ста в этой жизни.Девятым уров­нем завер­ша­ет­ся рай­ская пира­ми­да. Одна­ко над девя­тым уров­нем высит­ся еще нечто, что похо­же на деся­тый уро­вень или напо­ми­на­ет некий маяк, осве­ща­ю­щий всю пира­ми­ду, в осно­ва­нии кото­рой сми­ре­ние, а верх­ний уро­вень – муче­ни­че­ство. Над воз­ве­де­ни­ем того мая­ка тру­дит­ся не чело­век, его ста­вит Сам Гос­подь от Себя и по Сво­ей люб­ви. И так как этот све­точ про­из­во­дит неска­зан­ную радость в любой душе, лишь душа его уви­дит, то этот маяк назы­ва­ет­ся Баш­ней радости.
Мф.5:12. Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо вели­ка ваша награ­да на небесах

И радость, и весе­лье, и награ­да! Не та радость, что кон­ча­ет­ся, но радость бес­ко­неч­ная. Не то весе­лье пло­ти, что завер­ша­ет­ся горе­чью и разо­ча­ро­ва­ни­ем, но весе­лье духов­ное, кото­рое озна­ча­ет веч­ную духов­ную усла­ду. И не та пла­та, что дает­ся поден­щи­ку, но пла­та сыну; и не от хозя­и­на-чуже­стран­ца, но от Отца; и не за отра­бо­тан­ное вре­мя, но по любви.Эта баш­ня радо­сти выгля­дит ско­рее спус­ка­ю­щей­ся с небес, чем под­ни­ма­ю­щей­ся с зем­ли. Ею Гос­подь как бы идет навстре­чу чело­ве­ку, воз­во­дя­ще­му дво­рец сво­ей души. Поис­ти­не, Баш­ней радо­сти Тво­рец укра­ша­ет и осве­ща­ет всю нашу рай­скую пирамиду.Башня радо­сти вся све­тит­ся неви­дан­ным све­том, как один огром­ный и бес­цен­ный кри­сталл алмаз­ный. Сия­ю­щие лучи осве­ща­ют все стро­е­ние от пер­во­го уров­ня до послед­не­го, неж­но сли­вая воеди­но все уров­ни пира­ми­ды в живое нераз­рыв­ное целое.Заканчивая этот рас­сказ необ­хо­ди­мо заме­тить: пусть никто не совер­шит ошиб­ки и не пой­мет воз­ве­де­ние рай­ской пира­ми­ды, как стро­и­тель­ство некой зем­ной постройки.Пирамида эта не мате­ри­аль­на, но – духов­на. Одна­ко, несмот­ря на то, что она не мате­ри­аль­на, она реаль­на, гораз­до реаль­нее любо­го види­мо­го зда­ния. Рай­ская пира­ми­да, види­мая с небес, вне тела чело­ве­ка, напо­ми­на­ет чело­ве­ка, но не любо­го чело­ве­ка, но Бого­че­ло­ве­ка, Само­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ибо в Цар­ство Небес­ное не может вой­ти тот, кто не похож на Иису­са Хри­ста. Никто не может вне­сти в него какое-то свое стро­е­ние, кото­рое бы отли­ча­лось от стро­е­ния, про­пи­сан­но­го, спла­ни­ро­ван­но­го и задан­но­го Гос­по­дом. А когда при­дет черед раз­лу­чить­ся с зем­ным телом, тогда мы ясно уви­дим – и мы уви­дим, и все анге­лы Гос­под­ни, – что мы, как хри­сти­ане, созда­ли за свою жизнь, что постро­и­ли на осно­ва­нии Иису­са Хри­ста. Давай­те вспом­ним сло­ва угод­ни­ка Божия апо­сто­ла Пав­ла: «Стро­ит ли кто на этом осно­ва­нии из золо­та, сереб­ра, дра­го­цен­ных кам­ней, дере­ва, сена, соло­мы, – каж­до­го дело обна­ру­жит­ся; ибо день пока­жет, пото­му что в огне откры­ва­ет­ся, и огонь испы­та­ет дело каж­до­го, како­во оно есть. У кого дело, кото­рое он стро­ил, усто­ит, тот полу­чит награ­ду. А у кого дело сго­рит, тот потер­пит урон» (1 Кор. 3:12–15).Господу Богу наше­му веч­ная сла­ва и хва­ла. Аминь.

Источ­ник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/tolkovanie_zapovedej_blazhenstva/

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.