ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ ПОДОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
Особое почитание Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы в Подольском благочинии связано с событиями, произошедшими почти 150 лет назад. В 1866 г. в Подольске началась эпидемия холеры, унесшая много жизней. Дошло до того, что не хватало ни гробов, ни могильщиков; умерших вынуждены были хоронить в братских могилах. Объятые страхом, горожане обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с просьбой привезти к ним из Москвы знаменитую чудотворную Иверскую икону Пресвятой Богородицы.
Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и возили образ по городу. Святитель благословил вместо нее взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону Божией Матери из Бронниц. Образ Царицы Небесной принесли в Подольск. «И, о чудо! 12 августа, в день встречи Царицы Небесной, не только не было умирающих от этой ужасной болезни, но даже и заболеваний в этот торжественно-радостный день. С этого дня в нашем городе холера совсем прекратилась», — писал в 1916 г. настоятель Троицкого собора протоиерей Сергий Левкиевский.
Отметим, что сопровождавшая икону полиция опасалась еще большего распространения холеры в Подольске, поэтому пристав приказал людям разойтись, чтобы не заразиться. За такое распоряжение он едва не лишился жизни: толпа хотела сбросить его в Пахру.
В память об избавлении от холеры ежегодно 12 августа Иерусалимскую икону приносили из Бронниц в Подольск. Для Воскресенской церкви был сделан точный список с оригинала. Каждый год огромный образ Иерусалимской Пресвятой Богородицы в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе в Подольске встречали тысячи богомольцев. Вот как писал об этом участник одного из крестных ходов, священник Успенской церкви села Александрова Подольского уезда Феодор Лебедев: «…дождался я до пятого часа вечера, когда ударили в большой колокол, и я отправился в собор для облачения. Усердствующие подняли из собора животворящий крест с хоругвями и святыми иконами, и весь город вдруг в эти святые минуты пришел в благоговейный трепет. Невзирая на дождливую погоду, многочисленная толпа народа шла за святыми иконами по большой дороге навстречу иконе Божией Матери. Как было умилительно, когда святая икона, как бы на воздухе, приближалась к народу! Здесь остановились со святою иконою, и диакон сказал краткую литию, а священник прочел Святое Евангелие, после которого мы сподобились приложиться к святой иконе…»
Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрия» (греч. — Путеводительница). На иконе мы видим поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. На полях доски написаны святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Матфей, Лука, Марк, Андрей, Иаков, Симон, Варфоломей, Фома и Филипп, а также святые мученики Меркурий, Димитрий, Георгий и Прокопий.
Согласно церковному Преданию, Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы написана евангелистом Лукой. Четыре столетия образ находился в Иерусалиме, а при византийском императоре Льве Великом, в 453 г., был перенесен в Константинополь. В правление императора Ираклия город осадили скифы, но благодаря заступничеству Божией Матери Царьград был спасен. В начале Х в. этот образ попал в Херсонес, откуда святой князь Владимир перенес его в Киев. Затем икона была послана в Новгород. Более 400 лет образ пребывал в Софийском соборе в Новгороде. В середине 1571 г., в правление царя Иоанна IV, Иерусалимскую икону перенесли в Успенский собор Московского Кремля, где она находилась до 1812 г., когда была захвачена французами и увезена во Францию. Сейчас образ хранится в соборе Парижской Богоматери.
Что касается иконы, находившейся в Бронницах, то, по одним сведениям, она была написана в XVI в. и до 1771 г., когда прославилась исцелением больных моровой язвой, находилась не в храме, а в кладбищенской часовне. Согласно надписи на одном из двух списков Иерусалимского образа, сохранившихся в Подольске, икону можно датировать 1816 г. К сожалению, образ из Бронниц утрачен. Один из списков пребывает в церкви Воскресения Христова. На нижнем поле образа размещены два клейма с надписями. С правой стороны от смотрящего: «Сия святая икона написана в церковь Обновления храма Воскресения Христова, что на кладбище г. Подольска, тщанием и усердием раба Божия Феодора Алексеевича Еремеева, преставившегося в 3 году июня 5 дня и при сей церкви погребенного. На помин его души». С левой: «Истинное изображение иконы Пресвятой Богородицы Иерусалимской, находящееся в соборе города Бронницы, написася в царствующем граде Москве в лето Рождества Христова 1816 иконописцем Федором Соколовым».В 2010 г. образ, хранящийся в Троицком соборе, был отреставрирован. Для него также была изготовлена серебряная риза.