Святыни

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ ПОДОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

Осо­бое почи­та­ние Иеру­са­лим­ско­го обра­за Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Подоль­ском бла­го­чи­нии свя­за­но с собы­ти­я­ми, про­изо­шед­ши­ми почти 150 лет назад. В 1866 г. в Подоль­ске нача­лась эпи­де­мия холе­ры, унес­шая мно­го жиз­ней. Дошло до того, что не хва­та­ло ни гро­бов, ни могиль­щи­ков; умер­ших вынуж­де­ны были хоро­нить в брат­ских моги­лах. Объ­ятые стра­хом, горо­жане обра­ти­лись к мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му и Коло­мен­ско­му Фила­ре­ту (Дроз­до­ву) с прось­бой при­вез­ти к ним из Моск­вы зна­ме­ни­тую чудо­твор­ную Ивер­скую ико­ну Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы.

Одна­ко в то вре­мя холе­ра сви­реп­ство­ва­ла и в Москве, перед Ивер­ской почти непре­рыв­но слу­жи­ли молеб­ны и вози­ли образ по горо­ду. Свя­ти­тель бла­го­сло­вил вме­сто нее взять извест­ную сво­и­ми чуде­са­ми Иеру­са­лим­скую ико­ну Божи­ей Мате­ри из Брон­ниц. Образ Цари­цы Небес­ной при­нес­ли в Подольск. «И, о чудо! 12 авгу­ста, в день встре­чи Цари­цы Небес­ной, не толь­ко не было уми­ра­ю­щих от этой ужас­ной болез­ни, но даже и забо­ле­ва­ний в этот тор­же­ствен­но-радост­ный день. С это­го дня в нашем горо­де холе­ра совсем пре­кра­ти­лась», — писал в 1916 г. насто­я­тель Тро­иц­ко­го собо­ра про­то­и­е­рей Сер­гий Лев­ки­ев­ский.

Отме­тим, что сопро­вож­дав­шая ико­ну поли­ция опа­са­лась еще боль­ше­го рас­про­стра­не­ния холе­ры в Подоль­ске, поэто­му при­став при­ка­зал людям разой­тись, что­бы не зара­зить­ся. За такое рас­по­ря­же­ние он едва не лишил­ся жиз­ни: тол­па хоте­ла сбро­сить его в Пах­ру.

В память об избав­ле­нии от холе­ры еже­год­но 12 авгу­ста Иеру­са­лим­скую ико­ну при­но­си­ли из Брон­ниц в Подольск. Для Вос­кре­сен­ской церк­ви был сде­лан точ­ный спи­сок с ори­ги­на­ла. Каж­дый год огром­ный образ Иеру­са­лим­ской Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в двух­пу­до­вом сереб­ря­но-вызо­ло­чен­ном окла­де в Подоль­ске встре­ча­ли тыся­чи бого­моль­цев. Вот как писал об этом участ­ник одно­го из крест­ных ходов, свя­щен­ник Успен­ской церк­ви села Алек­сан­дро­ва Подоль­ско­го уез­да Фео­дор Лебе­дев: «…дождал­ся я до пято­го часа вече­ра, когда уда­ри­ли в боль­шой коло­кол, и я отпра­вил­ся в собор для обла­че­ния. Усерд­ству­ю­щие под­ня­ли из собо­ра живо­тво­ря­щий крест с хоруг­вя­ми и свя­ты­ми ико­на­ми, и весь город вдруг в эти свя­тые мину­ты при­шел в бла­го­го­вей­ный тре­пет. Невзи­рая на дожд­ли­вую пого­ду, мно­го­чис­лен­ная тол­па наро­да шла за свя­ты­ми ико­на­ми по боль­шой доро­ге навстре­чу иконе Божи­ей Мате­ри. Как было уми­ли­тель­но, когда свя­тая ико­на, как бы на воз­ду­хе, при­бли­жа­лась к наро­ду! Здесь оста­но­ви­лись со свя­тою ико­ною, и диа­кон ска­зал крат­кую литию, а свя­щен­ник про­чел Свя­тое Еван­ге­лие, после кото­ро­го мы спо­до­би­лись при­ло­жить­ся к свя­той иконе…»

Иеру­са­лим­ский образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы отно­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му типу «Оди­гит­рия» (греч. — Путе­во­ди­тель­ни­ца). На иконе мы видим пояс­ное изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри с Мла­ден­цем на пра­вой руке. На полях дос­ки напи­са­ны свя­тые апо­сто­лы Петр, Павел, Иоанн, Мат­фей, Лука, Марк, Андрей, Иаков, Симон, Вар­фо­ло­мей, Фома и Филипп, а так­же свя­тые муче­ни­ки Мер­ку­рий, Димит­рий, Геор­гий и Про­ко­пий.

Соглас­но цер­ков­но­му Пре­да­нию, Иеру­са­лим­ская ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы напи­са­на еван­ге­ли­стом Лукой. Четы­ре сто­ле­тия образ нахо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, а при визан­тий­ском импе­ра­то­ре Льве Вели­ком, в 453 г., был пере­не­сен в Кон­стан­ти­но­поль. В прав­ле­ние импе­ра­то­ра Ирак­лия город оса­ди­ли ски­фы, но бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству Божи­ей Мате­ри Царь­град был спа­сен. В нача­ле Х в. этот образ попал в Хер­со­нес, отку­да свя­той князь Вла­ди­мир пере­нес его в Киев. Затем ико­на была посла­на в Нов­го­род. Более 400 лет образ пре­бы­вал в Софий­ском собо­ре в Нов­го­ро­де. В сере­дине 1571 г., в прав­ле­ние царя Иоан­на IV, Иеру­са­лим­скую ико­ну пере­нес­ли в Успен­ский собор Мос­ков­ско­го Крем­ля, где она нахо­ди­лась до 1812 г., когда была захва­че­на фран­цу­за­ми и уве­зе­на во Фран­цию. Сей­час образ хра­нит­ся в собо­ре Париж­ской Бого­ма­те­ри.

Что каса­ет­ся ико­ны, нахо­див­шей­ся в Брон­ни­цах, то, по одним све­де­ни­ям, она была напи­са­на в XVI в. и до 1771 г., когда про­сла­ви­лась исце­ле­ни­ем боль­ных моро­вой язвой, нахо­ди­лась не в хра­ме, а в клад­би­щен­ской часовне. Соглас­но над­пи­си на одном из двух спис­ков Иеру­са­лим­ско­го обра­за, сохра­нив­ших­ся в Подоль­ске, ико­ну мож­но дати­ро­вать 1816 г. К сожа­ле­нию, образ из Брон­ниц утра­чен. Один из спис­ков пре­бы­ва­ет в церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. На ниж­нем поле обра­за раз­ме­ще­ны два клей­ма с над­пи­ся­ми. С пра­вой сто­ро­ны от смот­ря­ще­го: «Сия свя­тая ико­на напи­са­на в цер­ковь Обнов­ле­ния хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, что на клад­би­ще г. Подоль­ска, тща­ни­ем и усер­ди­ем раба Божия Фео­до­ра Алек­се­е­ви­ча Ере­ме­е­ва, пре­ста­вив­ше­го­ся в 3 году июня 5 дня и при сей церк­ви погре­бен­но­го. На помин его души». С левой: «Истин­ное изоб­ра­же­ние ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы Иеру­са­лим­ской, нахо­дя­ще­е­ся в собо­ре горо­да Брон­ни­цы, напи­са­ся в цар­ству­ю­щем гра­де Москве в лето Рож­де­ства Хри­сто­ва 1816 ико­но­пис­цем Федо­ром Соколовым».В 2010 г. образ, хра­ня­щий­ся в Тро­иц­ком собо­ре, был отре­ста­ври­ро­ван. Для него так­же была изго­тов­ле­на сереб­ря­ная риза.