Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным  чадам Русской Православной Церкви

Прео­свя­щен­ные архи­пас­ты­ри, все­чест­ные пре­сви­те­ры и диа­ко­ны, бого­лю­би­вые ино­ки и ино­ки­ни, доро­гие бра­тья и сёстры!

Воз­да­вая хва­лу в Тро­и­це сла­ви­мо­му Богу и раз­де­ляя со все­ми вами радость нынеш­не­го тор­же­ства, обра­ща­юсь к вам, пра­во­слав­ным чадам нашей Церк­ви, про­жи­ва­ю­щим как в Рос­сии, так и в дру­гих стра­нах пас­тыр­ской ответ­ствен­но­сти Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, и сер­деч­но поздрав­ляю с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва – празд­ни­ком вопло­щён­ной люб­ви Твор­ца к Сво­е­му тво­ре­нию, празд­ни­ком испол­не­ния обе­то­ва­ния о при­ше­ствии на зем­лю Сына Божия, празд­ни­ком надеж­ды на спа­се­ние и веч­ную жизнь.

Велие и пре­слав­ное чудо совер­ши­ся днесь: Дева раж­да­ет и утро­ба не истле­ва­ет: Сло­во вопло­ща­ет­ся и Oтца не отлу­ча­ет­ся. Анге­ли с пас­тырь­ми сла­вят, и мы с ними вопи­ем: сла­ва в выш­них Богу, и на зем­ли мир (сти­хи­ра празд­ни­ка). Таки­ми сло­ва­ми Цер­ковь Хри­сто­ва сви­де­тель­ству­ет о таин­ствен­ном собы­тии, кото­рое про­изо­шло более двух тыся­че­ле­тий назад в Виф­ле­ем­ской пеще­ре и изме­ни­ло весь даль­ней­ший ход миро­вой исто­рии.         С изум­ле­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем мы пре­кло­ня­ем коле­на наших сер­дец перед этой непо­сти­жи­мой чело­ве­че­ским разу­мом тай­ной Боже­ствен­но­го замыс­ла о спа­се­нии. С бла­го­да­ре­ни­ем при­ни­мая сей жерт­вен­ный дар Твор­ца и Про­мыс­ли­те­ля, тако о нас изво­лив­ше­го, мы испо­ве­ду­ем бла­го­дать, про­по­ве­ду­ем милость, не таим бла­го­де­я­ний (молит­ва вели­кой агиасмы).

Что же нам, хри­сти­а­нам XХI века, над­ле­жит делать, что­бы стать при­част­ни­ка­ми это­го поис­ти­не бес­цен­но­го бла­го­де­я­ния Божия и удо­сто­ить­ся Его Цар­ства, уго­то­ван­но­го от созда­ния мира (Мф. 25, 34)? 

Всё, что мы можем и долж­ны сде­лать в сво­ей жиз­ни, – отве­тить на Его любовь вза­им­но­стью. А это зна­чит, верить и все­це­ло дове­рять Богу, испол­нять еван­гель­ские запо­ве­ди, укло­нять­ся от зла и тво­рить доб­ро (Пс. 33, 15), быть, по при­зы­ву Спа­си­те­ля, све­том миру и солью зем­ли (Мф. 5, 13–14).

Будучи наде­лён­ным сво­бод­ной волей и неотъ­ем­ле­мым пра­вом выбо­ра, любой чело­век может либо при­нять Хри­ста, либо отверг­нуть Его, быть на сто­роне све­та – или погру­зить­ся во тьму гре­ха, жить по сове­сти – или по сти­хи­ям мира сего (Кол. 2, 8), посред­ством доб­рых дел сози­дать в серд­це сво­ем рай – или, напро­тив, тво­ря зло, уже здесь на зем­ле испы­ты­вать адские муки. Дру­ги­ми сло­ва­ми, каж­дый из нас при­зван к радо­сти и пол­но­те жиз­ни, гово­ря про­стым язы­ком, к сча­стью, а оно – это важ­но созна­вать и пони­мать – невоз­мож­но без Бога, ибо Он – источ­ник жиз­ни и всех благ, Он – Тво­рец и Про­мыс­ли­тель, Он – любя­щий Отец, наш забот­ли­вый Помощ­ник и Покро­ви­тель. Обла­дая сво­бод­ной волей, чело­век может избрать жизнь и достичь бого­упо­доб­ле­ния, но он так­же сво­бо­ден и в выбо­ре для себя дру­гой, без­бож­ной и без­бла­го­дат­ной жиз­ни, веду­щей к погибели.

Вот поче­му Гос­подь, Кото­рый создал нас, всё же не спа­са­ет нас без наше­го уча­стия. В сопря­же­нии воли Божи­ей, бла­гой и совер­шен­ной (Рим. 12, 2), с волей чело­ве­че­ской, пусть несо­вер­шен­ной, но стре­мя­щей­ся к доб­ру, – залог наше­го успеш­но­го про­хож­де­ния зем­но­го попри­ща. В конеч­ном ито­ге, веч­ная участь каж­до­го чело­ве­ка явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем того духов­но­го состо­я­ния, кото­рое было свой­ствен­но ему в зем­ной жизни.

Памя­туя об этом, будем, по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, стре­мить­ся стя­жать в себе любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, веру, кро­тость, воз­дер­жа­ние (Гал. 5, 22–23) и дру­гие дары Духа. Будем делать всё воз­мож­ное, что­бы оста­вать­ся нам хри­сти­а­на­ми не толь­ко по име­ни, но и по обра­зу жиз­ни, по отно­ше­нию к род­ным и близ­ким, к сора­бот­ни­кам и сослу­жив­цам, к каж­до­му чело­ве­ку, нуж­да­ю­ще­му­ся в нашей помо­щи и уча­стии, сочув­ствии и поддержке.

Во все дни, наи­па­че же в сей вели­кий празд­ник, мы при­зва­ны усерд­но молить­ся о мире все­го мира и бла­го­сто­я­нии свя­тых Божи­их Церк­вей, о неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных и о спа­се­нии их. Зна­чи­мость этих про­ше­ний ныне весь­ма акту­аль­на, ибо силы зла, бра­ни и раз­де­ле­ний хотя­щие, опол­чи­лись на Пра­во­сла­вие. Они сеют враж­ду и нена­висть, исполь­зу­ют любые сред­ства для вопло­ще­ния сво­их ковар­ных замыс­лов. Но мы верим и наде­ем­ся, что силой Божи­ей все немощ­ные дер­зо­сти демо­нов и их при­спеш­ни­ков будут посрам­ле­ны. Так было не раз в про­шлом, так будет и сей­час. Мно­го­ве­ко­вой опыт Церк­ви убеж­да­ет нас в этом.

Осо­бую бла­го­дар­ность выра­жаю всем, кто, совер­шая ныне пас­тыр­ское слу­же­ние в пре­де­лах Укра­и­ны, порой с риском для жиз­ни и здо­ро­вья про­дол­жа­ет хра­нить вер­ность кано­ни­че­ско­му Пра­во­сла­вию, кто без­бо­яз­нен­но идёт по пути испо­вед­ни­че­ства, пре­тер­пе­ва­ет поно­ше­ния и скор­би за Хри­ста и за Цер­ковь. Тако­вым муже­ствен­ным защит­ни­кам и побор­ни­кам Исти­ны да помо­жет Гос­подь в испы­та­ни­ях и да вме­нит стра­да­ния их в праведность.

Несмот­ря ни на что, духов­но мы еди­ны. Мы еди­ны, ибо вышли из еди­ной кре­щаль­ной купе­ли. Мы еди­ны, ибо сово­куп­но явля­ем пол­но­ту Еди­ной, Свя­той Собор­ной и Апо­столь­ской Церк­ви. Мы еди­ны, ибо свя­за­ны нераз­рыв­ны­ми уза­ми люб­ви во Хри­сте. Мы еди­ны, ибо непре­лож­ны сло­ва Спа­си­те­ля, ска­зав­ше­го: «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28, 20). Посе­му нам, хри­сти­а­нам, неко­го и нече­го боять­ся, о чём и напо­ми­на­ет апо­стол Павел, вос­кли­цая: «Если Бог за нас, кто про­тив нас?» (Рим. 8, 31). Вдох­нов­ля­ясь этим обе­то­ва­ни­ем, мы живём и сози­да­ем, борем­ся и побеж­да­ем име­нем Гос­под­ним, ибо, как пишет свя­той апо­стол Петр, «нет дру­го­го име­ни под небом, дан­но­го чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жа­ло бы нам спа­стись» (Деян. 4, 12). Не было, нет и не будет, – сви­де­тель­ству­ет Церковь. 

Со вре­ме­ни при­ше­ствия на зем­лю Гос­по­да и доныне всем веру­ю­щим в Него даро­ва­на воз­мож­ность быть чада­ми Отца Небес­но­го, ибо, как утвер­жда­ет свя­той апо­стол Павел, теперь мы свои, а не чужие Богу (Еф. 2, 19). И это озна­ча­ет, что все мы – Его дети, а в Нём и через Него – род­ные и близ­кие друг другу.

В бого­слу­же­ни­ях и свя­щен­но­дей­стви­ях Церк­ви, кото­рая явля­ет­ся местом встре­чи чело­ве­ка со сво­им Созда­те­лем, нам при­от­кры­ва­ет­ся заве­са веч­но­сти и уже здесь, на зем­ле, даёт­ся пред­вку­ше­ние гря­ду­щей пол­но­ты бытия, когда, по сло­ву Свя­щен­но­го Писа­ния, будет Бог вся­че­ская во всех (1 Кор. 15, 28), когда никто и ничто не смо­жет отлу­чить нас от люб­ви Божи­ей (Рим. 8, 39), от радо­сти обще­ния с Ним, когда отрёт Бог вся­кую сле­зу с очей чело­ве­че­ских, и смер­ти не будет уже, ибо преж­нее про­шло (Откр. 21, 4).

 Воз­ве­щая людям бла­гую весть о при­ше­ствии в мир Спа­си­те­ля, Цер­ковь, как чадо­лю­би­вая мать, всех при­зы­ва­ет уве­ро­вать во Хри­ста и жить по Его заве­ту, дабы стать наслед­ни­ка­ми веч­но­го бла­жен­ства. Поис­ти­не Гос­подь при­шел на зем­лю, что­бы нас воз­ве­сти на небо. Он неиз­мен­но пред­ла­га­ет людям сле­до­вать путём духов­но-нрав­ствен­но­го пре­об­ра­же­ния, кото­рое дости­га­ет­ся испол­не­ни­ем еван­гель­ских запо­ве­дей, доб­ро­воль­ным сора­бот­ни­че­ством чело­ве­ка и Бога, содей­стви­ем Его бла­го­да­ти, нис­по­сы­ла­е­мой в Таин­ствах Церкви.

И если во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с людь­ми, в повсе­днев­ных делах и забо­тах мы научим­ся руко­вод­ство­вать­ся Боже­ствен­ны­ми уста­нов­ле­ни­я­ми, то мно­гое изме­нит­ся не толь­ко в нас, но и вокруг нас: жизнь обре­тёт под­лин­ный смысл, напол­нит­ся насто­я­щей радо­стью и счастьем.

Будем же достой­ны хри­сти­ан­ско­го зва­ния и при­зва­ния. Будем идти по жиз­нен­но­му пути с твёр­дой верой и непо­ко­ле­би­мой надеж­дой на помощь свы­ше, раду­ясь каж­до­му ново­му дню и новой воз­мож­но­сти тво­рить доб­рые дела, любя ближ­них и бла­го­да­ря Бога все­гда и за всё (Еф. 5, 20), Ему же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние во веки веков. Аминь.

С празд­ни­ком всех вас, мои доро­гие, с Рож­де­ством Христовым!

 + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 Рож­де­ство Христово

2024/2025 года

г. Москва

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.