Поведение в храме

Вхо­ди в свя­той храм с духов­ной радо­стью. Помни, что Сам Спа­си­тель обе­щал тебя уте­шить в скор­би: «При­ди­те ко Мне все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас» (Еван­ге­лие от Мат­фея, гла­ва 11, стих 28).

Все­гда вхо­ди сюда со сми­ре­ни­ем и кро­то­стью, что­бы и из хра­ма вый­ти оправ­дан­ным, как вышел сми­рен­ный еван­гель­ский мытарь.

Когда вхо­дишь в храм и видишь свя­тые ико­ны, думай о том, что Сам Гос­подь и все свя­тые смот­рят на тебя; будь в это вре­мя осо­бен­но бла­го­го­ве­ен и имей страх Божий.

Вой­дя в свя­той храм, сотво­ри три пояс­ных, а в пост три зем­ных покло­на, молясь: «Созда­вый мя, Гос­по­ди, поми­луй», «Боже, мило­стив буди мне греш­но­му», «Без чис­ла согре­ших, Гос­по­ди, поми­луй мя».

Затем, покло­нив­шись напра­во и нале­во при­шед­шим рань­ше тебя, стой на месте и вни­ма­тель­но слу­шай псал­мы и молит­вы, чита­е­мые в хра­ме, но не гово­ри про себя иных, не читай их по книж­кам отдель­но от цер­ков­но­го пения, ибо таких осуж­да­ет апо­стол Павел как уда­ля­ю­щих­ся от цер­ков­но­го собра­ния. Хоро­шо, если в хра­ме есть место, где ты при­вык сто­ять. Про­хо­ди к нему тихо и скром­но, а про­хо­дя мимо цар­ских врат, оста­но­вись и бла­го­го­вей­но пере­кре­стись и покло­нись. Если же тако­го места пока нет, не сму­щай­ся. Не мешая дру­гим, встань на сво­бод­ное место так, что­бы было слыш­но пение и чтение.

В свя­той храм все­гда при­хо­ди зара­нее, что­бы успеть до нача­ла бого­слу­же­ния поста­вить све­чи, зака­зать поми­но­ве­ние, при­ло­жить­ся к ико­нам. Если все же опаз­ды­ва­ешь, будь осто­ро­жен, что­бы не поме­шать молит­ве дру­гих. Вхо­дя в храм во вре­мя чте­ния шесто­псал­мия, Еван­ге­лия или после Херу­вим­ской на литур­гии (когда совер­ша­ет­ся прео­су­ществ­ле­ние Свя­тых Даров), постой у вход­ных две­рей до окон­ча­ния этих важ­ней­ших частей службы.

Бла­го­го­вей­но отно­сись к цер­ков­ной све­че: это сим­вол наше­го молит­вен­но­го горе­ния пред Гос­по­дом, Его Пре­чи­стой Мате­рью, свя­ты­ми угод­ни­ка­ми Божи­и­ми. Све­чи зажи­га­ют одну от дру­гой, горя­щей, и, опла­вив низ ее, ста­вят в гнез­до под­свеч­ни­ка. Све­ча долж­на сто­ять стро­го пря­мо. Если в день боль­шо­го празд­ни­ка слу­жи­тель уга­сит твою све­чу, что­бы поста­вить све­чу дру­го­го, не воз­му­щай­ся духом: твоя жерт­ва уже при­ня­та Все­ви­дя­щим и Все­зна­ю­щим Господом.

Во вре­мя служ­бы ста­рай­ся не ходить по хра­му даже для того, что­бы поста­вить све­чи. При­кла­ды­вать­ся к ико­нам тоже сле­ду­ет перед нача­лом бого­слу­же­ния и после него или в уста­нов­лен­ное вре­мя — напри­мер, на все­нощ­ной за елео­по­ма­за­ни­ем. Неко­то­рые момен­ты служ­бы, как уже гово­ри­лось, тре­бу­ют осо­бо­го сосре­до­то­че­ния: чте­ние Еван­ге­лия, песнь Бого­ро­ди­цы и вели­кое сла­во­сло­вие на все­нощ­ной; молит­ва «Еди­но­род­ный Сыне…» и вся литур­гия, начи­ная от «Иже Херувимы…».

В хра­ме мол­ча­ли­вым покло­ном поздо­ро­вай­ся со зна­ко­мы­ми, даже с осо­бо близ­ки­ми не здо­ро­вай­ся за руку и ни о чем не спра­ши­вай — будь истин­но скром­ным. Не любо­пыт­ствуй и не всмат­ри­вай­ся в окру­жа­ю­щих тебя, а молись с искрен­ним чув­ством, вни­кая в поря­док и содер­жа­ние служб.

В пра­во­слав­ном хра­ме во вре­мя бого­слу­же­ния при­ня­то сто­ять. Сидеть мож­но толь­ко во вре­мя чте­ния кафизм (Псал­ти­ри) и паре­мий (чте­ний из Вет­хо­го и Ново­го Заве­та на вели­кой вечерне в вели­кие празд­ни­ки и дни памя­ти осо­бо чти­мых свя­тых). В осталь­ное вре­мя раз­ре­ша­ет­ся сесть и отдох­нуть толь­ко в слу­ча­ях нездо­ро­вья. Впро­чем, хоро­шо ска­зал о немо­щи телес­ной свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский: «Луч­ше сидя думать о Боге, неже­ли стоя — о ногах».

В хра­ме молись как участ­ву­ю­щий в бого­слу­же­нии, а не при­сут­ству­ю­щий толь­ко, что­бы молит­вы и пес­но­пе­ния, кото­рые чита­ют­ся и поют­ся, исхо­ди­ли от тво­е­го серд­ца; вни­ма­тель­но сле­ди за служ­бой, что­бы молить­ся имен­но о том, о чем молит­ся и вся Церковь.

Если при­хо­дишь с детьми, сле­ди, что­бы они вели себя скром­но и не шуме­ли бы, при­учай их к молит­ве. Если детям тре­бу­ет­ся уйти, ска­жи, что­бы пере­кре­сти­лись и тихо вышли, или сам выве­ди их.

Нико­гда не поз­во­ляй ребен­ку есть в свя­том хра­ме, кро­ме тех слу­ча­ев, когда свя­щен­ни­ки раз­да­ют бла­го­сло­вен­ный хлеб.

Если малое дитя рас­пла­чет­ся в хра­ме, сра­зу же выве­ди или выне­си его.

Не осуж­дай неволь­ных оши­бок слу­жа­щих или при­сут­ству­ю­щих в хра­ме — полез­нее вни­кать в соб­ствен­ные недо­стат­ки и про­сить Гос­по­да о про­ще­нии сво­их гре­хов. Быва­ет, что во вре­мя бого­слу­же­ния кто-то на ваших гла­зах меша­ет при­хо­жа­нам сосре­до­то­чен­но молить­ся. Не раз­дра­жай­ся, нико­го не одер­ги­вай (если, конеч­но, не совер­ша­ет­ся явное хули­ган­ство и кощун­ство). Поста­рай­ся не обра­щать вни­ма­ния, а если по немо­щи не спра­вишь­ся с иску­ше­ни­ем, луч­ше отой­ди тихо в дру­гое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома при­го­товь день­ги на све­чи, просфо­ры и цер­ков­ные сбо­ры: неудоб­но менять их при покуп­ке све­чей, ибо это меша­ет как бого­слу­же­нию, так и моля­щим­ся. Так­же при­го­товь день­ги для милостыни.

До кон­ца бого­слу­же­ния нико­гда без край­ней необ­хо­ди­мо­сти не ухо­ди из хра­ма, ибо это грех перед Богом. Если же это слу­чит­ся, покай­ся на исповеди.

По ста­рым нашим обы­ча­ям, муж­чи­ны долж­ны ста­но­вить­ся в пра­вой части хра­ма, а жен­щи­ны в левой. К При­ча­стию и елео­по­ма­за­нию так­же про­хо­дят отдель­но — сна­ча­ла муж­чи­ны, а затем жен­щи­ны. Про­хо­да от глав­ных две­рей к цар­ским вра­там никто не дол­жен занимать.

Жен­щи­ны долж­ны вхо­дить в храм скром­но оде­ты­ми, в пла­тье или юбке, с покры­той голо­вой и жела­тель­но вооб­ще без кос­ме­ти­ки. Во вся­ком слу­чае, недо­пу­сти­мо при­ча­щать­ся Свя­тых Таин и при­кла­ды­вать­ся к свя­ты­ням с накра­шен­ны­ми губами.

В неко­то­рых хра­мах сло­жи­лись свои «бла­го­че­сти­вые» тра­ди­ции, пред­пи­сы­ва­ю­щие, напри­мер, пере­да­вать све­чу толь­ко через пра­вое пле­чо, скла­ды­вать руки «лодоч­кой» при сло­вах свя­щен­ни­ка «Мир всем», «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне…» и тому подоб­ное. Будем пом­нить, что дан­ные пра­ви­ла как не упо­мя­ну­тые в цер­ков­ном Уста­ве не важ­ны в пра­во­слав­ной жиз­ни. Поэто­му не сто­ит рас­стра­и­вать­ся, выслу­ши­вая поуче­ния бабу­шек. Сми­рен­но при­ни­мая их упре­ки, гово­ри: «Про­сти­те», и сам не ста­рай­ся «про­све­щать» их. В Церк­ви для это­го есть священнослужители.

Глав­ное — это вза­им­ная любовь при­хо­жан и пони­ма­ние содер­жа­ния служ­бы. Если мы будем вхо­дить в храм Божий с бла­го­го­ве­ни­ем, если, стоя в церк­ви, будем думать, что нахо­дим­ся на небе­сах, то Гос­подь испол­нит все про­ше­ния наши.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.