Положение о наградах было утверждено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года.
Награды существуют двух видов: общецерковные и иерархические.
А. Внебогослужебные (общецерковные) награды
Русской Православной Церкви
К ним относятся ордена, медали и грамоты. Большинство внебогослужебных церковных наград учреждено в XX веке.
1. Ордена Русской Православной Церкви:
— орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и является высшей наградой Русской Православной Церкви, которым награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства; знак ордена носится на ленте в верхней части груди под алмазной звездой ордена, все остальные ордена носятся ниже.
— орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1957 года в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации — епархии, монастыри, Духовные учебные заведения и др.; знак ордена I степени носится на ленте (в этом случае также вручается звезда ордена);
— орден «Славы и Чести» со звездой ордена; учрежден 23 марта 2004 года; орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами; знак ордена носится на ленте;
— орден святителя Алексия, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; орденом награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей, а также духовные и светские лица за достижения во взаимодействии церковной и светской власти, направленном на поддержание согласия и гражданского мира в обществе; знак ордена I степени носится на ленте (в этом случае также вручается звезда ордена);
— орден святого благоверного князя Даниила Московского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года; орденом награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России;
— орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней; учрежден 26 декабря 1978 года (новый дизайн утвержден 5 октября 1999 г.); орденом награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами;
— орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней; учрежден 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского; орденом награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность;
— орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, — прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки; орденом I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении; орденом II и III степени — иерархи, клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение, в том числе за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, Духовных учебных заведениях, средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект;
— орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси; орденом награждаются женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних; этим орденом награждаются настоятельницы монастырей и церковные работницы на ниве духовного просвещения;
— орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 17 июня 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются церковные и светские лица за значительный личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения;
— орден святого благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней; учрежден 1 октября 2004 года; орденом награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, а также внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим;
— орден преподобного Андрея Рублева, трех степеней; учрежден 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются иерархи Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, высшие государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, способствующие или способствовавшие благоукрашению православных храмов, в том числе за труды в области иконописи, церковного зодчества, преподавательскую деятельность в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству, благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов, часовен, иных церковных помещений, дея-тельность, направленную на возвращение Церкви похищенных икон и предметов церковного искусства.
2. Медали Русской Православной Церкви:
— медаль святого благоверного князя Даниила Московского; учреждена 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси; медалью награждаются как духовные, так и светские лица, внесшие вклад в духовное возрождение общества;
— медаль преподобного Сергия Радонежского, двух степеней; учреждена 26 декабря 1978 года (новый дизайн утвержден 5 октября 1999 г.); медалью награждаются священно- и церковнослужители Поместных Православных Церквей, представители инославных Церквей и религиозных объединений, представители общественности за церковные и миротворческие заслуги; государственные и общественные деятели за труды по укреплению мира и дружбы между народами;
— медаль преподобного Серафима Саровского, двух степеней; учреждена 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского; медалью святого преподобного Серафима Саровского награждаются монашествующие, миряне, ревнители Православия за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность;
— медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; учреждена 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; медалью награждаются клирики и миряне за миссионерские и просветительские труды;
— медаль святителя Макария, митрополита Московского, двух степеней; учреждена 17 июля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; медалью награждаются церковные и светские деятели за личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения;
— медаль преподобного Андрея Рублева, двух степеней; учреждена 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; медалью награждаются государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, принимающие участие в благоукрашении православных храмов, в том числе за долговременную и успешную работу в области иконописи, церковного зодчества, преподавательской деятельности в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству и благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов.
3. Патриарший знак Материнства, двух степеней
Патриарший знак Материнства, двух степеней; учрежден Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 октября 2006 года «в целях укрепления традиционных семейных ценностей, проповеди в обществе уважения к подвигу материнства, а также содействия защите материнства и детства»; им награждаются лица, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе».
4. Патриаршие, а также архиерейские грамоты
Патриаршие, а также архиерейские грамоты, которыми награждаются клирики и миряне за усердные труды во славу Святой Церкви; награждение Патриаршими грамотами производится Святейшим Патриархом Московским и всея Руси по представлению епархиальным архиереем соответствующего ходатайства.
Решение о награждении орденами, медалями, Патриаршим знаком Материнства и Патриаршей грамотой принимает Святей-ший Патриарх Московский и всея Руси на основании ходатайства епархиальных архиереев и председателей Синодальных отделов. Предстоятель Церкви производит награждение лично или благословляет вручить награды епархиальным архиереям, председателям Синодальных отделов или другим лицам; награжденным орденами или медалями выдаются также соответствующие грамоты.?
Архиереи Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей награждаются только орденами I и II степеней. Клирики и миряне награждаются сначала орденом III степени, а потом — II степени, если это предусмотрено статутом ордена; за особые заслуги перед Русской Православной Церковью они могут быть награждены орденом I степени. Награждение орденами одного лица производится не чаще одного раза в три года, медалями — не чаще одного раза в два года.
Кроме общецерковных, в настоящее время существуют и церковно-общественные награды:
орден и медаль святого мученика Трифона, а также орден святого благоверного царевича Димитрия.
Награждение этими отличиями осуществляется с участием известных лиц в соответствующей области деятельности, а также соответствующих общественных структур.
Так, вопросы, связанные с награждением орденом и медалью святого мученика Трифона, решаются через наградной комитет, который возглавляется архиереем и в который входят церковные и общественные деятели: комитет рассматривает списки кандидатур к награждению и направляет их на утверждение Святейшему Патриарху.
Орден мученика Трифона трех степеней и медаль святого мученика Трифона одной степени учреждены 22 февраля 1995 года; ими награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, писатели, медики, педагоги, журналисты, работники правоохранительных органов за деятельное участие в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими вредными явлениями, разрушающими духовное здоровье человека и общества; этого ордена могут быть удостоены также лица, проявившие личное мужество в борьбе с производителями и распространителями наркотиков.
Орден святого благоверного царевича Димитрия учрежден 29 сентября 1997 года совместно с Российским детским фондом и является специальной наградой, предназначенной для награждения лиц, отличившихся в деле попечения и защиты детей-сирот, детей-инвалидов, в борьбе с детской беспризорностью
(им могут награждаться не только отдельные лица, но и организации: детские дома, больницы для детей, приюты, воспитательные учреждения, семейные детские дома); орден носится на левой стороне груди. Кандидатуры к награждению представляются Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Российским детским фондом вместе с решением президиума Российского детского фонда.
При ношении ордена и медали располагаются по рангу в перечисленном выше порядке, при этом I степень каждого ордена выше по рангу II степени всех остальных орденов, а II степень — выше III степени.
Первые 4 ордена (апостола Андрея Первозванного, рав-ноапостольного князя Владимира, «Славы и Чести» и святителя Алексия, митрополита Московского) являются высшими и носятся на правой стороне груди;
все остальные ордена носятся на левой стороне груди; орденские знаки располагаются последовательно, согласно их рангу, в один или два ряда, справа налево;
медали располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево;
ордена и медали других Церквей располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви.
При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена.
При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени.
Примечание.
В настоящее время общественные организации имеют право учреждать свои собственные награды, в том числе знаки, медали и даже ордена; некоторые из них используют при этом имена святых Русской Православной Церкви.
Так, Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы учредила орден святого Иоанна Кронштадтского «за заслуги в духовном возрождении России» (среди награжденных этим орденом — муфтий Санкт- Петербурга, другие неправославные деятели).
Фонд Андрея Первозванного учредил орден Андрея Первозванного — «за заслуги в области восстановления, сохранения и обогащения духовных и культурных ценностей и вклад в развитие диалога между цивилизациями» (этим орденом также награждаются неправославные лица).
Следует отметить некорректность подобной практики по отношению к Русской Православной Церкви. И дело не только в том, что в ней самой могут существовать одноименные награды, что приводит к путанице (например, орден святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви).
По сути дела, здесь имеет место попытка использовать авторитет Церкви, самочинное присвоение общественными организациями ее прерогатив, ибо судить о том, действительно ли кавалер ордена с именем святого имеет заслуги в духовном возрождении Отечества, может только сама Церковь, прославившая этого святого.
Б. Иерархические (богослужебные) награды
Русской Православной Церкви
Богослужебные награды, служащие для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения, существуют в России с 1797 года, когда император Павел I именным указом Святейшему Синоду ввел ряд наград для белого духовенства:
«во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее, во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфии; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты».
После коронации святого императора Николая II права ношения серебряного восьмиконечного креста были удостоены все православные священники. Сейчас такой наперсный крест вручается епископом каждому поставляемому в иереи во время хиротонии.
[ПРИМЕЧАНИЕ. Когда здесь и далее речь идет о серебре и золоте, имеется в виду не материал, из которого изготовляются кресты, а цвет креста — серебряный или золотой.]В настоящее время иерархическими наградами в Русской Православной Церкви являются:
— повышение в сане;
— элементы литургического облачения, несущие духовное значение;
— богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»).
Иерархические награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем.
При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос» (греч. αξιος — достоин). Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении (при наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии).
Награждение епископата производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, последовательными наградами являются возведение в сан архиепископа, митрополита, а также (до 2004 г.) дарование права ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями.
Панагия (от греч. παναγια — Всесвятая), которую, помимо наперсного креста с украшениями, носит на груди епископ — небольшая круглая икона с изображением Божией Матери.
Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии; архиереи, удостоенные этой награды ранее, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций).
Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).
Панагию используют Святейший Патриарх за всеми богослужениями, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всея Японии, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдавии — в пределах своих юрисдикций; епархиальные архиереи — в пределах своих епархий.
Последовательными наградами для священства являются:
Набедренник — четырехугольный плат, подвешиваемый на ленте за два угла к поясу.
Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.
Набедренник навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.
Камилавка (от греч. καμηλος — верблюд) — головной убор из бархата в форме расширенного кверху цилиндра без полей.
Камилавка черного цвета является постоянной принадлежностью черного духовенства (клобук, повседневный головной убор монаха, представляет собой камилавку, соединенную с накинутой на нее наметкой — коротким покрывалом черного цвета, разделяющимся на спине на три конца).
Камилавка фиолетового цвета — награда иерея, которая производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником.
Камилавка носится во время богослужения, а также во время официальных и торжественных мероприятий.
Золотой наперсный крест.
Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.
Наперсный крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих).
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане.
Палица («епигонатий» от греч. επγονατιον — наколенник) — плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец. Первоначально являлась частью архиерейского облачения.
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих — игумена).
Палица навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева.
Крест с украшениями.
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей;
надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих).
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.
Митра, напоминающая царскую корону, была воспринята иерархией Византийской Церкви из императорского обихода [это произошло уже после падения Константинополя — вместо несуществующего теперь императора митра-корона возлагалась на главу Патриарха].
Она употребляется только при богослужении архиереями, а также архимандритами, на которых митра возлагается при возведении в сан.
Архимандричья митра, в отличие от архиерейской, не имеет венчающего ее креста (за исключением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом).
Заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными».
Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами (что является особенностью архиерейского служения).
При этом сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (это награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой), а затем — до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отвер-стыми царскими вратами до Херувимской песни).
Патриарший крест.
Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Сан протопресвитера.
Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Последовательными наградами для диаконства являются:
Двойной орарь.
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.
Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, и он спускается вниз через левое плечо. Двойной орарь является наградой только в Русской Православной Церкви, на православном Востоке он употребляется повсеместно.
Сан протодиакона.
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона.
Камилавка фиолетового цвета.
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона. Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.?
Сан архидиакона (для монашествующих).
Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.
Примечание.
Сана архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего кафедрального собора.
Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев; по всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху.
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем (при оставлении ими должности они лишаются права ношения этого креста).
За многолетнее усердное служение настоятельницы монастырей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены сана игумении.
За особые заслуги игумении указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.
Отличительным головным убором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси является куколь — увенчанный крестом куполообразный головной убор из белого крепа, форма которого восходит к XVI веку.
Первенствующие иерархи Самоуправляемых Церквей и Экзархатов Русской Православной Церкви, а также все митрополиты носят белый клобук, который отличается только цветом от обычного головного убора мантийных монахов.
На лицевой части клобука расположен небольшой белый крест.
Черный клобук с таким же крестом является принадлежностью архиепископов, у епископов — черный клобук без креста.
Существует еще один традиционный головной убор духовенства — скуфия, представляющая собой небольшую круглую бархатную шапочку черного или фиолетового цвета, составленную из четырех частей, соединенных сверху крестообразно. Скуфию носят вне храма.
Наконец, следует также упомянуть о так называемом «докторском» кресте, украшенном голубой эмалью: его носят священнослужители, удостоенные ученой степени доктора богословия.
Жезл и посох
Архипастырский жезл — внешний отличительный знак архиерейского сана. Являясь символом апостольского преемства, он служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими.
Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат).
Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох.
Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата.
При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать посох в присутствии Святейшего Патриарха.
Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) — первенствующий (совершающий богослужение) архиерей.
Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.
Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права использования игуменского посоха за богослужением.
Настоятель (наместник), удостоенный права использования игуменского посоха за богослужением, имеет право использовать посох и вне богослужения в пределах своей обители.
Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох.
Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения архиерея.
В присутствии архиерея настоятель (наместник) не использует посох вне богослужения.
В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права использовать за богослужением игуменский посох.
Настоятельницы женских монастырей в сане игумении за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права использования игуменского посоха.
Они не используют игуменский посох в присутствии архиерея.
В случае оставления должности настоятельницы монастыря в сане игумении не имеют права употреблять игуменский посох.
Имеются некоторые различия между Русской и иными Поместными Православными Церквами — как в отношении иерархических степеней, так и во внешних отличительных признаках.
На православном Востоке повседневным головным убором монашествующего и белого духовенства является камилавка черного цвета, отличающаяся по форме от принятой у нас в России.
Во время богослужений или на официальных мероприятиях монахи на камилавку надевают наметку; таким образом, монашеский клобук на Востоке составной, в то время как в России он составляет единое целое.
Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, а также Архиепископ Афинский носят черный клобук.
У Первоиерархов Церквей Сербской, Румынской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской клобук белого цвета, однако нигде, кроме России, клобук не имеет белого креста.
У всех архиереев, в том числе и у Патриархов, цвет мантии одинаковый — темно-красный, однако у Предстоятелей Древних Восточных Церквей мантия богато украшена изображениями того апостола Христова, который почитается основателем данной Поместной Церкви.
На православном Востоке иеромонахи и иереи не носят наперсного креста, это право принадлежит лишь архимандритам и протоиереям и является наградой, равной кресту с украшениями в Русской Православной Церкви. Духовное лицо, имеющее такой крест, именуется ставрофорным, т. е. крестоносным.
Набедренник как награда на Востоке отсутствует.
Митра — принадлежность исключительно архиерейского облачения.
Игумен — не сан, а должность руководителя монастыря.
Архидиакон — также не сан, а должность диакона, постоянно сослужащего Предстоятелю Церкви.
В Сербской Церкви существуют саны протосингела и протонаместника. Лицо, носящее сан протосингела, в иерархическом отношении стоит выше игумена, но ниже архимандрита. Обычно протосингелами бывают секретари епархий.
Сан протонаместника выше протоиерейского — его имеют священники из белого духовенства, наделенные должностными полномочиями, аналогичными полномочиям благочинных в Русской Православной Церкви. Рядовые сербские священники, подобно греческим, не носят наперсного креста: он, как награда, дается заслуженным протоиереям, которые именуются «ставрофорными».
В Румынской Церкви право ношения наперсного креста является наградой для священников, архидиаконов и протодиаконов.
Сан протосингела, которым может обладать только черное духовенство, аналогичен сану русского архимандрита.
Игумен или архимандрит в Румынской Церкви всегда является настоятелем монастыря.
В Православной Церкви Финляндии высшая награда духовенства — крест с украшениями, который дается крайне редко, обычно его имеют настоятель кафедрального собора Хельсинки и некоторые наиболее заслуженные протоиереи.
Митра не является наградой, ее носят только архиереи и архимандрит — настоятель единственного в Финляндской Церкви Ново-Валаамского мужского монастыря.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: