Монашеские облачения

Обла­че­ни­ем рясо­фор­но­го[2] мона­ха явля­ют­ся ряса и ками­лав­ка; мона­ха малой схи­мы – хито́н, парама́н, ряса, ман­тия, кло­бук; мона­ха вели­кой схи­мы – хитон, анала́в, ряса, ман­тия, куколь. Часть этих обла­че­ний, общих для бело­го духо­вен­ства, мона­ше­ству­ю­щих и епи­ско­па­та, опи­са­ны выше.

Мона­ше­ская мантия

 

Хито́н (греч. ниж­няя одеж­да) – при­над­леж­ность обла­че­ния мона­хов малой и вели­кой схи­мы – одеж­да из гру­бой тка­ни, вла­ся­ни­ца, носи­мая под рясой. При наде­ва­нии хито­на на мона­ха во вре­мя его постри­же­ния гово­рят­ся сло­ва, объ­яс­ня­ю­щие духов­ное зна­че­ние этой одеж­ды: «Брат наш, имя­рек, обла­ча­ет­ся в хитон воль­ныя нище­ты и нес­тя­жа­ния, во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа».

Хитон

 

Парама́н (греч. добав­ле­ние к ман­тии) – при­над­леж­ность обла­че­ния мона­ха малой схи­мы – неболь­шой четы­рех­уголь­ный плат с изоб­ра­же­ни­ем Кре­ста. Носит­ся на теле под одеж­дой на четы­рех шну­рах. Пара­ман, шну­ра­ми при­ши­ты­ми к его углам, кре­сто­вид­но обни­ма­ет пле­чи мона­ха и стя­ги­ва­ет одеж­ду под ним. Он напо­ми­на­ет ино­ку о взя­том на себя бла­гом иге Хри­ста. Вме­сте с пара­ма­ном на мона­ха малой схи­мы оде­ва­ет­ся осо­бый Крест. Пара­ма­ны быва­ют не толь­ко матер­ча­ты­ми, но и метал­ли­че­ски­ми, играя при этом роль свое­об­раз­ных вериг.

Пара­ман

 

Анала́в (греч. «ана­лам­ва­нин» – вос­при­ни­мать) – при­над­леж­ность обла­че­ния мона­ха вели­кой схи­мы, то же, что пара­ман мона­ха малой схи­мы. Пред­став­ля­ет собой такой же, как и пара­ман, четы­рех­уголь­ный плат со шну­ра­ми, при­ши­ты­ми по углам, кре­сто­вид­но обни­ма­ю­щий пле­чи схим­ни­ка, и укра­шен­ный крестами.

Чёт­ки

 

Мона­ше­ству­ю­щие всех сте­пе­ней долж­ны иметь чёт­ки. Они слу­жат для часто­го чте­ния молит­вы Иису­со­вой. Чёт­ки (вер­ви­ца, лестви­ца, лестов­ка) пред­став­ля­ют собой свя­зан­ную нить, состо­я­щую из раз­но­го коли­че­ства «зерен». Мона­ше­ские чёт­ки обыч­но состо­ят из ста «зерен», раз­де­лен­ных на десят­ки более круп­ны­ми «зер­на­ми». Келей­ные чёт­ки ино­гда содер­жат тыся­чу «зерен» с таким же раз­де­ле­ни­ем. Назна­че­ние чёток в том, что­бы монах не отвле­кал­ся на под­счет поло­жен­ных ему молитв, а сосре­до­та­чи­вал­ся на их сути. Таин­ствен­но-сим­во­ли­че­ское зна­че­ние чёток выра­жа­ют такие обра­зы, как «лест­ни­ца спа­се­ния», «меч духов­ный», они сим­во­ли­зи­ру­ют собой непре­стан­ную молит­ву, заня­тие кото­рой запо­ве­до­вал хри­сти­а­нам апо­стол Павел, гово­ря: непре­стан­но моли­тесь (1Фес. 5; 17).

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.