Миропомазание

Миро­по­ма­за­ние есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­ще­му при пома­за­нии освя­щен­ным миром частей тела пода­ют­ся дары Свя­то­го Духа. Оно совер­ша­ет­ся обыч­но непо­сред­ствен­но после Таин­ства Кре­ще­ния, состав­ляя с ним один бого­слу­жеб­ный чин.
Таин­ство Миро­по­ма­за­ния, как и Кре­ще­ние, совер­ша­ет­ся над чело­ве­ком един­ствен­ный раз в жиз­ни. В Нем пода­ет­ся Боже­ствен­ная бла­го­дать для наше­го духов­но­го воз­рас­та­ния, при­об­ща­ет чело­ве­ка к жиз­ни Церк­ви и дела­ет воз­мож­ным уча­стие в дру­гих таин­ствах.
Уста­нов­ле­ние таин­ства Миро­по­ма­за­ния вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. В пер­во­на­чаль­ной Церк­ви каж­дый ново­кре­ще­ный полу­чал бла­го­сло­ве­ние и дар Свя­то­го Духа через воз­ло­же­ние рук апо­сто­ла или епи­ско­па. В Дея­ни­ях гово­рит­ся о том, что Петр и Иоанн воз­ло­жи­ли руки на сама­рян, что­бы они при­ня­ли Свя­то­го Духа, «ибо Он не схо­дил еще ни на одно­го из них, а толь­ко были они кре­ще­ны во имя Гос­по­да Иису­са» (Деян. 8:16). Соше­ствие Свя­то­го Духа сопро­вож­да­лось ино­гда види­мы­ми и ощу­ти­мы­ми про­яв­ле­ни­я­ми бла­го­да­ти: люди начи­на­ли гово­рить на незна­ко­мых язы­ках, про­ро­че­ство­вать, совер­шать чуде­са, как это слу­чи­лось с апо­сто­ла­ми в празд­ник Пяти­де­сят­ни­цы.
Воз­ло­же­ние рук явля­лось про­дол­же­ни­ем Пяти­де­сят­ни­цы, так как сооб­ща­ло дары Свя­то­го Духа. Впо­след­ствии с умно­же­ни­ем хри­сти­ан из-за невоз­мож­но­сти лич­ной встре­чи каж­до­го ново­кре­ще­но­го с епи­ско­пом руко­по­ло­же­ние было заме­не­но Миро­по­ма­за­ни­ем. В Пра­во­слав­ной Церк­ви Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет свя­щен­ник, одна­ко само миро (бла­го­вон­ное мас­ло) при­го­тов­ля­ет­ся епи­ско­пом. Миро варит­ся из раз­лич­ных эле­мен­тов (насчи­ты­ва­ет­ся до 64-х эле­мен­тов: елей, баль­зам, смо­лы, бла­го­вон­ные веще­ства), и в совре­мен­ной прак­ти­ке пра­вом при­го­тов­ле­ния мира обла­да­ет толь­ко гла­ва авто­ке­фаль­ной Церк­ви (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит). В Москве, напри­мер, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси совер­ша­ет чин миро­ва­ре­ния один раз в несколь­ко лет и затем раз­да­ет освя­щен­ное миро на при­хо­ды, таким обра­зом, бла­го­сло­ве­ние пат­ри­ар­ха полу­ча­ет каж­дый, кто ста­но­вит­ся чле­ном Церк­ви.
Через Миро­по­ма­за­ние чело­век полу­ча­ет «печать дара Духа Свя­та­го». Как пояс­ня­ет про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шме­ман, речь идет не о раз­лич­ных «дарах» Свя­то­го Духа, а о самом Свя­том Духе, Кото­рый сооб­ща­ет­ся чело­ве­ку как дар. Об этом даре Хри­стос гово­рил уче­ни­кам на Тай­ной Вече­ри: «…Я умо­лю Отца, и даст вам дру­го­го Уте­ши­те­ля, да пре­бу­дет с вами вовек, Духа исти­ны» (Ин. 14:16–17); и «Луч­ше для вас, что­бы Я пошел; ибо, если Я не пой­ду, Уте­ши­тель не при­и­дет к вам; а если пой­ду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крест­ная смерть Хри­ста сде­ла­ла воз­мож­ным даро­ва­ние нам Свя­то­го Духа, и во Хри­сте мы ста­но­вим­ся царя­ми, свя­щен­ни­ка­ми и хри­ста­ми (пома­зан­ни­ка­ми), полу­чая не вет­хо­за­вет­ное свя­щен­ство Ааро­на, или цар­ство Сау­ла, или пома­за­ние Дави­да, но ново­за­вет­ное свя­щен­ство и цар­ство Само­го Хри­ста. Через Миро­по­ма­за­ние мы ста­но­вим­ся сына­ми Божьи­ми, пото­му что Свя­той Дух есть «дар усы­нов­ле­ния» («сыно­по­ло­же­ния даро­ва­ние», как чита­ет­ся в Литур­гии свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го).
Так же как и бла­го­дать Кре­ще­ния, дар Свя­то­го Духа, полу­ча­е­мый в Миро­по­ма­за­нии, дол­жен быть не про­сто пас­сив­но вос­при­нят, но актив­но усво­ен. В этом смыс­ле пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил, что цель жиз­ни хри­сти­а­ни­на – «стя­жа­ние Свя­то­го Духа». Боже­ствен­ный Дух полу­чен нами в залог, но Его пред­сто­ит стя­жать, то есть при­об­ре­сти, вой­ти в обла­да­ние им. Свя­той Дух в нас дол­жен при­не­сти плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние… Если мы живем духом, то по духу и посту­пать долж­ны», — гово­рит апо­стол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таин­ства име­ют смысл и явля­ют­ся спа­си­тель­ны­ми толь­ко в том слу­чае, если жизнь хри­сти­а­ни­на соот­вет­ству­ет дару, кото­рый он полу­ча­ет.