Крещение

Таин­ство Кре­ще­ния явля­ет­ся две­рью в Цер­ковь как Цар­ство бла­го­да­ти — с него начи­на­ет­ся хри­сти­ан­ская жизнь. Кре­ще­ние — грань, отде­ля­ю­щая чле­нов тела Хри­сто­ва от про­чих людей, нахо­дя­щих­ся вне это­го тела. В Кре­ще­нии чело­век обле­ка­ет­ся во Хри­ста, по сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, кото­рые поют­ся во вре­мя обхож­де­ния кре­ща­е­мых вокруг купе­ли: «Ели­цы во Хри­ста кре­сти­сте­ся, во Хри­ста обле­ко­сте­ся» (Гал. 3:27: «все вы, во Хри­ста кре­стив­ши­е­ся, во Хри­ста облек­лись»). В Кре­ще­нии чело­век уми­ра­ет для гре­хов­ной жиз­ни и вос­кре­са­ет в новую духов­ную жизнь, о чем гово­рит­ся в апо­столь­ском чте­нии, содер­жа­щем­ся в чино­по­сле­до­ва­нии таин­ства: «Все мы, кре­стив­ши­е­ся во Хри­ста Иису­са, в смерть Его кре­сти­лись. Итак, мы погреб­лись с Ним кре­ще­ни­ем в смерть, дабы, как Хри­стос вос­крес из мерт­вых сла­вою Отца, так и нам ходить в обнов­лен­ной жиз­ни… Если мы умер­ли со Хри­стом, то веру­ем, что и жить будем с Ним, зная, что Хри­стос, вос­крес­ши из мерт­вых, уже не уми­ра­ет, смерть уже не име­ет над ним вла­сти… Так и вы почи­тай­те себя мерт­вы­ми для гре­ха, живы­ми же для Бога» (Рим. 6:3–11).
Таин­ство Кре­ще­ния запо­ве­да­но Самим Хри­стом: «Иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа» (Мф. 28:19). Запо­ведь Хри­ста вклю­ча­ет в себя основ­ные эле­мен­ты чино­по­сле­до­ва­ния таин­ства: пред­ва­ри­тель­ное науче­ние («огла­ше­ние»), без кото­ро­го вера не будет созна­тель­ной, погру­же­ние в воду (греч. baptismos бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние») и фор­му­лу «во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа».
В древ­ней Церк­ви Кре­ще­ние совер­ша­лось не еже­днев­но, по мере потреб­но­сти жела­ю­щих кре­стить­ся, как это прак­ти­ку­ет­ся сего­дня (в нашем хра­ме Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся каж­дый день), а лишь по боль­шим празд­ни­кам, в осо­бен­но­сти на Пас­ху. Кре­ще­нию пред­ше­ство­ва­ли дол­гие меся­цы (ино­гда и годы) огла­ше­ния, когда гото­вя­щи­е­ся к Таин­ству при­хо­ди­ли в храм и слу­ша­ли бесе­ды епи­ско­па или свя­щен­ни­ка, рас­кры­вав­ших им смысл хри­сти­ан­ской жиз­ни.
В наше вре­мя, когда про­дол­жи­тель­ное огла­ше­ние не прак­ти­ку­ет­ся, перед допус­ком чело­ве­ка к Таин­ству, свя­щен­но­слу­жи­тель или кате­хи­за­тор про­во­дит не менее трех бесед, на кото­рых объ­яс­ня­ют­ся осно­вы пра­во­слав­ной веры и жиз­ни хри­сти­а­ни­на.
Вера явля­ет­ся глав­ным усло­ви­ем дей­ствен­но­сти Таин­ства («кто будет веро­вать и кре­стит­ся, спа­сен будет, а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» — Мк. 16:16 Когда кре­стят мла­ден­цев испо­ве­да­ние веры про­из­но­сят вос­при­ем­ни­ки (крест­ные роди­те­ли), тем самым даю­щие обя­за­тель­ство вос­пи­тать детей в вере и сде­лать их Кре­ще­ние созна­тель­ным. Мла­де­нец, при­ни­ма­ю­щий Таин­ство, не может логи­че­ски осмыс­лить то, что про­ис­хо­дит с ним, одна­ко его душа вполне спо­соб­на вос­при­нять бла­го­дать Свя­то­го Духа. «Я верую, — пишет пре­по­доб­ный Симе­он Новый Бого­слов, — что кре­ще­ные мла­ден­цы освя­ща­ют­ся и сохра­ня­ют­ся под кро­вом Все­свя­то­го Духа и что они — овцы духов­но­го ста­да Хри­сто­ва и избран­ные агн­цы, ибо запе­чат­ле­ны зна­ме­ни­ем живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и совер­шен­но осво­бож­де­ны от тиран­ства диа­во­ла». Одна­ко мла­ден­цам бла­го­дать Божья дает­ся как бы в залог их буду­щей веры, как семя, кото­рое бро­са­ют в зем­лю; но для того, что­бы из семе­ни вырос­ло дере­во и при­нес­ло пло­ды, тре­бу­ют­ся уси­лия и вос­при­ем­ни­ков, и само­го кре­ща­е­мо­го по мере его воз­рас­та­ния.
Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ет­ся одна­жды в жиз­ни. В Кре­ще­нии чело­век полу­ча­ет осво­бож­де­ние от пер­во­род­но­го гре­ха и про­ще­ние всех сво­их гре­хов. Одна­ко оно явля­ет­ся лишь пер­вой сту­пе­нью вос­хож­де­ния души к Богу, и если за ним не сле­ду­ет обнов­ле­ние всей жиз­ни, духов­ное пере­рож­де­ние, реши­тель­ный отказ от дел «вет­хо­го чело­ве­ка», то оно не при­но­сит пло­да. Бла­го­дать Божья, полу­ча­е­мая в Кре­ще­нии как залог, как семя, будет про­рас­тать в чело­ве­ке и мно­го­об­раз­но про­яв­лять­ся на про­тя­же­нии всей его жиз­ни, если он стре­мит­ся ко Хри­сту, живет в Церк­ви и испол­ня­ет запо­ве­ди. Если же Кре­ще­ние было толь­ко фор­маль­но­стью, данью тра­ди­ции или моде, и чело­век про­дол­жа­ет жить как языч­ник или неве­ру­ю­щий, он лиша­ет­ся всех пло­дов Таин­ства, отлу­ча­ет себя от Хри­ста и извер­га­ет себя из Церк­ви. Одна­ко у него есть воз­мож­ность вер­нуть­ся в лоно Церк­ви через Таин­ство Пока­я­ния.