Литургия есть не обычное богослужение, а таинство, то есть такое священнодействие, в котором верующим подается освящающая их благодать Святого Духа.
На этом особом богослужении возносятся молитвы и песнопения Богу, а также приносится таинственная Бескровная Жертва за спасение людей. Под видом хлеба и вина, преподается православным истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему литургия имеет преимущество перед другими службами.
На Божественной литургии, или Евхаристии, вспоминается вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа.
Условно, литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных.
На проскомидии поминаются живые и почившие члены Церкви. Люди, которые заказывают проскомидию, передают в алтарь записки с именами и просфоры, приобретенные в церковной лавке. Священник вытягивает частички из просфор и поминает о здравии или за упокой подаваемых. На проскомидию можно подавать только имена крещенных причащающихся людей.
Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на проскомидии.
По окончании проскомидии священник кадит весь храм. В это время чтец заканчивает читать часы. Начинается литургия оглашенных.
Далее разберем как вести себя на литургии оглашенных.
1. Литургия оглашенных начинается словами: «Благословенно Царство, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь». Осеняем себя крестным знамением.
2. Начинается великая ектения. Ектения – это особые прошения, произносимые священнослужителем, на которые хор отвечает пением: «Господи, помилуй». На каждом произносимом прошении ектении необходимо креститься.
3. По окончании ектении, хор начинает петь так называемые изобразительные антифоны. Их всего три, в честь Святой Троицы. Они поются подряд и разделяются между собой малыми ектениями.
4. После второго изобразительно антифона хор поет песнь Господу Иисусу Христу: «Единородный Сыне…», в которой мы слышим о воплощении Бога в человека для того, чтобы избавить людей от греха.
5. Малая ектения – крестимся на каждом прошении.
6. И поется третий антифон, который начинается словами распятого с Господом на кресте разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…». Нужно внимательно слушать это песнопение. В нем заложен глубокий смысл. Ведь мы помним, что Иисус Христос сказал этому разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Третий антифон – это некие заповеди, повинуясь которым человек придет к Царствию Небесному.
7. Во время пения третьего антифона совершается малый вход. Священнослужители выходят из алтаря неся свечу, кадило и Евангелие. Это действие символизирует шествие Господа с сонмом ангелов.
8. После входа поются тропари и кондаки, которые отражают священные события праздника. На каждой песни крестимся.
9. Далее поется ангельская песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». На каждом пении осеняем себя крестным знамением.
В это время, священник в тайной молитве просит Отца Небесного, чтобы Он принял Трисвятую песнь и простил наши грехи вольные и невольные.
10. Далее следует чтение Апостола. Это книга, в которой собраны деяния и послания святых апостолов к тем или иным народам. Во время чтения Апостола, диакон кадит, на его каждение надлежит отвечать наклонением головы.
11. После чтения Апостола хор поет «Аллилуиа» трижды. Три раза крестимся с поклонами.
12. Священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Мир всем» — нужно наклонить голову принимая благословение.
13. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой.
14. По прочтении Евангелия следует ектения: «Помолитеся, оглашении Господеви… Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды…» — как видим, прошения связаны с оглашенными, людьми не находящимися еще в лоне церкви, то есть не крещенными, или находящимися под запретом, епитимией.
15. На второй ектении священник возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите, оглашении изыдите, да никто от оглашенных елицы вернии, паки и паки, миром Господу помолимся». Из этих слов понятно, что оглашенным нужно выйти из храма до конца литургии. Объясняется это тем, что нераскаянный в грехах человек или не принадлежащий к верным церкви (крещенным), не может присутствовать на Евхаристии. Евхаристия – самое величайшее таинство церкви, когда вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В Таинстве Причастия все верные чада соединяются со Христом.
Верные христиане составляют Церковь Христову и только они могут сослужить священнику в таинстве Евхаристии.
1. По окончании ектений поется Херувимская песнь.
Если перевести ее с церковнославянского языка на русский, означает следующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы».
Эта молитва напоминает нам, как ангельские силы на небе служат у престола Божия и основана на видениях пророков Исаии, Иезекииля.
Делая вывод над вышесказанным, как же себя вести на Херувимской песни? Ответ прост! Так, как вели бы себя, если бы находились перед Престолом Бога.
Еще, во время пения Херувимской песни рекомендуют читать мысленно псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…». Его можно найти в молитвослове.
2. Великий вход – это когда священнослужители выходят из алтаря неся Чашу с вином и дискос (специальная богослужебная посуда) с Агнцем. Они становятся на амвоне и поминают Патриарха, епархиального епископа, всех благодетелей, предстоящих в храме и молящихся, всех православных христиан. Это делается для того, чтобы показать, что Святые дары будут принесены в Жертву Богу о спасении всех поминаемых.
Великий вход символизирует шествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.
3. Далее следует просительная ектения, в которой священник молится о перенесенных на престол Дарах, о даровании спасительных благ всем просящим. (крестимся на каждом возглашаемом прошении).
4. Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». Слова «Двери, двери» в древности относились к привратникам, чобы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры.
5. Хор поет Символ веры. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.
Символ веры был составлен по изволению Святого Духа святыми отцами 1 и 2 Вселенских Соборов. Он является неизменным руководством для всех православных христиан в их духовной жизни.
Символ веры – это краткое изложение нашей веры.
«Верую» разрешается петь вместе с хором.
6. Диакон или священник возглашают: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Этими словами призываются верующие к собранности духа и ума перед предстоящим священнодействием.
Начинается Евхаристический канон. Хор поет песнь «Милость мира…».
3. Почему нужно собрано вести себя при данном песнопении? Потому что, при пении слов «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» совершается самая великая тайна – священник просит Бога ниспослать Святого Духа на молящихся и Дары. Сошествие Святого Духа на Дары претворяет Их в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Во время Святой Евхаристии молиться надлежит с особым вниманием. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.
4. Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы — задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.
5. После Достойно есть или заменяющего его задостойника — земной поклон. При словах: И всех, и вся — совершается поясной поклон.
6. В начале общенародного пения Молитвы Господней — Отче наш — следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.
7. При возгласе священника: “Святая — святым” земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца перед Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.
8. По открытии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: “Со страхом Божиим и верою приступите!” — полагается земной поклон.
9. Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, — крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн поцеловать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.
10.При словах священника: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», при последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Тайн, а для причастников — поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше, выражая этим благоговение к великой Святыне.
11.Святой антидор (с греч. — вместо дара) раздается присутствующим после Божественной литургии для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак — ничего не евшим и не пившим.
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника.
12.В конце литургии священник поминает имена святых, память которых празднуется в этот день и творца литургии (например, Иоанна Златоуста, написавшего литургию названною литургией Иоанна Златоуста).
Хор поет многолетие, где поминаются патриарх, епархиальный архиерей, прихожане храма и все православные христиане.
13.Все молившиеся подходят ко Кресту, который дает целовать священник.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: