Венчание

Вен­ча­ние — бого­слу­же­ние, во вре­мя кото­ро­го совер­ша­ет­ся Таин­ство Бра­ка. В Пра­во­сла­вии брак — это Таин­ство, в кото­ром жених и неве­ста, соеди­нен­ные любо­вью и вза­им­ным согла­си­ем, полу­ча­ют бла­го­дать Божию преж­де все­го для сов­мест­но­го дости­же­ния Цар­ства Божье­го, а так­же для супру­же­ско­го сча­стья, для бла­го­сло­вен­но­го рож­де­ния и хри­сти­ан­ско­го вос­пи­та­ния детей. Вен­ча­ние совер­ша­ет­ся свя­щен­ни­ком (очень ред­ко архи­ере­ем), при­чем при­ня­то, что­бы свя­щен­ник был из бело­го (не мона­ше­ству­ю­ще­го) духо­вен­ства. В прак­ти­ке Пра­во­слав­ной Церк­ви вен­ча­ние при­ня­то совер­шать после обру­че­ния.

Любовь меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной явля­ет­ся одной из важ­ных тем биб­лей­ско­го бла­го­ве­стия. Как гово­рит Сам Бог в Кни­ге Бытия, «оста­вит чело­век отца сво­е­го и мать свою и при­ле­пит­ся к жене сво­ей; и будут двое одна плоть»» (Быт. 2:24). Важ­но отме­тить, что брак уста­нов­лен Богом в раю, то есть он не явля­ет­ся послед­стви­ем гре­хо­па­де­ния. Биб­лия повест­ву­ет о супру­же­ских парах, на кото­рых было осо­бое бла­го­сло­ве­ние Божье, выра­зив­ше­е­ся в умно­же­нии их потом­ства: Авра­ам и Сар­ра, Иса­ак и Ревек­ка, Иаков и Рахиль. Любовь вос­пе­ва­ет­ся в Песне Пес­ней Соло­мо­на — кни­ге, кото­рая, несмот­ря на все алле­го­ри­че­ские и мисти­че­ские интер­пре­та­ции Свя­тых Отцов, не утра­чи­ва­ет сво­е­го бук­валь­но­го смыс­ла.
Пер­вым чудом Хри­ста было пре­тво­ре­ние воды в вино на бра­ке в Кане Гали­лей­ской, что пони­ма­ет­ся свя­то­оте­че­ской тра­ди­ци­ей как бла­го­сло­ве­ние брач­но­го сою­за: «Мы утвер­жда­ем, — гово­рит свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский, — что Он (Хри­стос) бла­го­сло­вил брак в соот­вет­ствии с домо­стро­и­тель­ством, по кото­ро­му Он стал чело­ве­ком и пошел… на брач­ный пир в Кане Гали­лей­ской (Ин. 2:1–11)».
В бра­ке про­ис­хо­дит пре­об­ра­же­ние чело­ве­ка, пре­одо­ле­ние оди­но­че­ства и замкну­то­сти, про­яв­ле­ние и реа­ли­за­ция его лич­но­сти. Про­то­и­е­рей Иоанн Мей­ен­дорф так опре­де­ля­ет сущ­ность хри­сти­ан­ско­го бра­ка: «Хри­сти­а­нин при­зван — уже в этом мире — иметь опыт новой жиз­ни, стать граж­да­ни­ном Цар­ства; и это воз­мож­но для него в бра­ке. Таким обра­зом, брак пере­ста­ет быть толь­ко лишь удо­вле­тво­ре­ни­ем вре­мен­ных есте­ствен­ных побуж­де­ний… Брак — это уни­каль­ный союз двух существ в люб­ви, двух существ, кото­рые могут пре­взой­ти свою соб­ствен­ную чело­ве­че­скую при­ро­ду и быть соеди­нен­ны­ми не толь­ко «друг с дру­гом», но и «во Хри­сте».
При­да­вая такое исклю­чи­тель­но высо­кое зна­че­ние бра­ку, Цер­ковь отри­ца­тель­но отно­сит­ся к раз­во­ду, а так­же вто­ро­му или тре­тье­му бра­ку, если послед­ние не вызва­ны осо­бы­ми обсто­я­тель­ства­ми, как, напри­мер, нару­ше­ни­ем супру­же­ской вер­но­сти той или дру­гой сто­ро­ной. Такое отно­ше­ние осно­ва­но на уче­нии Хри­ста, Кото­рый толь­ко супру­же­скую изме­ну назы­вал доста­точ­ным осно­ва­ни­ем для раз­во­да. В этом слу­чае, а так­же в слу­чае смер­ти одно­го из супру­гов или в дру­гих исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях Цер­ковь бла­го­слов­ля­ет вто­рой и тре­тий брак.

Что может пре­пят­ство­вать хри­сти­ан­ско­му бра­ку?
Пра­во­слав­ная Цер­ковь счи­та­ет граж­дан­ским бра­ком тот брак , кото­рый запе­ги­стри­ро­ван в ЗАГСе и как факт при­зна­ет его и не счи­та­ет неза­кон­ным блуд­ным сожи­тель­ством, хотя они и лишен­ны бла­го­да­ти как чело­ве­че­ское устро­е­ние. Усло­вия заклю­че­ния бра­ка по граж­дан­ско­му зако­но­да­тель­ству и по цер­ков­ным кано­нам име­ют раз­ли­чия. Не вся­кий граж­дан­ский брак может быть освя­щен Цер­ко­вью. Но заклю­че­ние граж­дан­ско­го бра­ка явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для Вен­ча­ния.

Цер­ковь не допус­ка­ет вступ­ле­ние в брак более трех раз, тогда как по граж­дан­ско­му зако­но­да­тель­ству раз­ре­шен чет­вер­тый и пятый брак, кото­рые Цер­ковь не бла­го­слов­ля­ет.

Вен­ча­ние невоз­мож­но, если кто-либо из супру­гов не кре­щен и не соби­ра­ет­ся при­нять кре­ще­ние перед вен­ча­ни­ем или при­шел на вен­ча­ние по чужой воле.

Вен­ча­ние невоз­мож­но, если один из супру­гов фак­ти­че­ски состо­ит в бра­ке с дру­гим лицом. Для это­го необ­хо­ди­мо рас­тор­же­ние граж­дан­ско­го бра­ка, а если брак был цер­ков­ный, обя­за­тель­но взять раз­ре­ше­ние архи­ерея на рас­тор­же­ние его и бла­го­сло­ве­ние на вступ­ле­ние в новый брак.

Пре­пят­стви­ем к совер­ше­нию бра­ко­вен­ча­ния явля­ет­ся кров­ное или духов­ное род­ство жени­ха и неве­сты.
В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вен­ча­ние не совер­ша­ет­ся во все посты, на Пас­халь­ной неде­ле, на свят­ках, в дни нака­нуне дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков и вос­кре­се­нья (т.е. в суб­бо­ту), а так­же нака­нуне сре­ды и пят­ни­цы (т.е. во втор­ник и чет­верг).

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.