Богослужебная утварь

Для совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии, то есть для Пре­су­ществ­ле­ния хле­ба и вина в Тело и Кровь Хри­сто­ву, а так­же При­ча­ще­ния веру­ю­щих исполь­зу­ют­ся осо­бые сосу­ды и утварь: ди́скос, Поти́р, звезди́ца, копие́, лжи́ца и неко­то­рые дру­гие. Эти сосу­ды могут быть упо­треб­ле­ны толь­ко в Таин­стве Евха­ри­стии, свя­щен­но­слу­жи­те­ли долж­ны отно­сить­ся к ним с осо­бым бла­го­го­ве­ни­ем. Миряне не име­ют пра­ва при­ка­сать­ся к ним, исклю­че­ние из это­го пра­ви­ла состав­ля­ет тот момент, когда веру­ю­щие при­ча­ща­ют­ся Свя­тых Хри­сто­вых Таин, при­ни­мая Их губа­ми со лжи­цы и целуя край Поти­ра.

 

Ди́скос (греч. круг­лое блю­до) – бого­слу­жеб­ный сосуд, пред­став­ля­ю­щий собой неболь­шое круг­лое метал­ли­че­ское блю­до с плос­ким широ­ким кра­ем. К плос­ко­му дну дис­ко­са при­креп­ля­ет­ся неболь­шая нож­ка, неред­ко с неболь­шим «ябло­ком», или утол­ще­ни­ем, в сере­дине, а завер­ша­ет нож­ку широ­кая, но мень­ших раз­ме­ров, чем блю­до дис­ко­са, круг­лая под­став­ка. Во вре­мя про­ско­ми­дии – пер­вой части Литур­гии – из бого­слу­жеб­ной просфо­ры выни­ма­ет­ся Агнец, то есть та ее часть, кото­рая в Таин­стве Евха­ри­стии ста­нет Телом Хри­сто­вым. Дис­кос слу­жит для поло­же­ния на нем осо­бым обра­зом выре­зан­ной из просфо­ры сред­ней ее части с печа­тью навер­ху. При­го­тов­ле­ние Агн­ца и поло­же­ние его на дис­кос совер­ша­ют­ся во вре­мя про­ско­ми­дии на жертвеннике.

Дис­кос

 

Таким обра­зом, дис­кос, во-пер­вых, явля­ет­ся обра­зом того блю­да, с кото­ро­го Иисус Хри­стос на Тай­ной Вече­ри взял хлеб и пре­тво­рил его в Свое Пре­чи­стое Тело, раз­дав уче­ни­кам; во-вто­рых, круг­лое блю­до дис­ко­са озна­ча­ет сово­куп­ность всей Церк­ви и веч­ность Хри­сто­вой Церк­ви, посколь­ку круг – сим­вол вечности.

В цен­тре это­го блю­да изоб­ра­жа­ют­ся два коле­но­пре­кло­нен­ных Анге­ла, как бы слу­жа­щих Агн­цу, кото­рый кла­дет­ся меж­ду ними. По плос­ко­му краю дис­ко­саобык­но­вен­но пишут сло­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля о Хри­сте: Се, Агнец Божий, взем­ляй гре­хи мира (Ин. 1; 29).

 

Поти́р (греч. сосуд для питья, чаша) – круг­лая Чаша на высо­кой под­став­ке. Нож­ка, соеди­ня­ю­щая Чашу с осно­ва­ни­ем под­став­ки, в сере­дине име­ет утол­ще­ние. Сама Чаша как бы рас­ши­ря­ет­ся к сво­е­му осно­ва­нию, таким обра­зом верх­ний ее край мень­ше по диа­мет­ру, чем ниж­няя часть. Потирслу­жит для пре­тво­ре­ния вина (нали­то­го в него на про­ско­ми­дии) в истин­ную Кровь Хри­сто­ву (на Литур­гии верных).

Потир

 

Непо­сред­ствен­но в алта­ре из Чаши при­ча­ща­ют­ся толь­ко свя­щен­ни­ки и диа­ко­ны, а при­ча­ще­ние мирян про­из­во­дит­ся свя­щен­ни­ком с амво­на. Затем Чаша тор­же­ствен­но пере­но­сит­ся с Пре­сто­ла на жерт­вен­ник, что сим­во­ли­зи­ру­ет Воз­не­се­ние Хри­ста на Небе­са. Сама Чаша сим­во­ли­зи­ру­ет Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу и Прис­но­де­ву Марию, во чре­ве Кото­рой обра­зо­ва­лось чело­ве­че­ское есте­ство Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Цер­ковь сви­де­тель­ству­ет об этом, назы­вая Божию Матерь Чашей, черплю­щей радость.

Дис­кос и Потир берут свое нача­ло от Тай­ной Вече­ри. Мате­ри­а­лом для их про­из­вод­ства слу­жи­ли бла­го­род­ные метал­лы – золо­то или сереб­ро. Упо­треб­ля­лись так­же сосу­ды из стек­ла, оло­ва, меди, желе­за и даже дере­ва. Дере­вян­ные Поти­ры допус­ка­лись к упо­треб­ле­нию толь­ко в самых край­них обсто­я­тель­ствах (самое рас­про­стра­нен­ное – бед­ность при­хо­да или мона­сты­ря), посколь­ку этот мате­ри­ал впи­ты­ва­ет в себя часть Кро­ви Хри­сто­вой. Осталь­ные мате­ри­а­лы тоже име­ют раз­лич­ные недо­стат­ки, в резуль­та­те чего цер­ков­ны­ми рас­по­ря­же­ни­я­ми было уста­нов­ле­но делать дис­ко­сы и Поти­ры из золо­та, или сереб­ра, или в край­них слу­ча­ях, из оло­ва. Бла­го­го­ве­ние веру­ю­щих перед совер­ша­ю­щим­ся на их гла­зах Таин­стве Евха­ри­стии понуж­да­ло их забо­тит­ся об укра­ше­нии свя­щен­ных сосу­дов дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; Поти­ры ста­ли делать­ся из яшмы, ага­та, обрам­ля­лись сереб­ром и золотом.

На Свя­щен­ные сосу­ды нано­си­лись опре­де­лен­ные изоб­ра­же­ния, но стро­гих кано­нов в этом отно­ше­нии не было. В насто­я­щее вре­мя на дис­ко­сахизоб­ра­жа­ют Анге­лов или Крест; на Поти­рах с запад­ной, лице­вой по отно­ше­нию к свя­щен­ни­ку сто­ро­ны, – образ Хри­ста Спа­си­те­ля, с север­ной сто­ро­ны – образ Мате­ри Божи­ей, с южной – Иоан­на Пред­те­чи, с восточ­ной – Крест.

 

Звезди́ца – бого­слу­жеб­ный пред­мет из двух метал­ли­че­ских дуг, соеди­нен­ных в цен­тре пере­се­че­ния вин­ти­ком с гай­кой, что поз­во­ля­ет им:

1. Соеди­нять­ся вме­сте, при­чем одна как бы вхо­дит в другую.

2. Раз­дви­гать­ся крестообразно.

Звез­ди­ца

 

Вве­де­ние звез­ди­цы в литур­ги­че­ское упо­треб­ле­ние при­пи­сы­ва­ет­ся свя­то­му Иоан­ну Зла­то­усту. Она сим­во­ли­зи­ру­ет Виф­ле­ем­скую звез­ду, ука­зав­шую волх­вам путь к месту Рож­де­ства Царя мира. Это выра­жа­ет­ся сло­ва­ми Еван­ге­лия, про­из­но­си­мы­ми свя­щен­ни­ком после того, как он, завер­шив про­ско­ми­дию, ста­вит на дис­кос кре­сто­об­раз­но раз­дви­ну­тую звез­ди­цу: И при­шед­ши звез­да, ста ввер­ху, ид еже бе Отро­ча (Мф. 2; 9). Кро­ме того, звезди́ца в сло­жен­ном поло­же­нии озна­ча­ет два есте­ства во Еди­ном Гос­по­де Иису­се Хри­сте, кото­рые соеди­не­ны в нем в нераз­дель­ном, но и не слит­ном един­стве, а в раз­вер­ну­том поло­же­нии она ясно обо­зна­ча­ет Крест.

Звезди́ца при этом ста­вит­ся так, что под пере­се­че­ни­ем ее дуг ока­зы­ва­ет­ся Агнец, нахо­дя­щий­ся в цен­тре дис­ко­са. Звезди́ца, таким обра­зом, име­ет не толь­ко духов­но-сим­во­ли­че­ское, но и прак­ти­че­ское бого­слу­жеб­ное зна­че­ние, кото­рое заклю­ча­ет­ся в предо­хра­не­нии Агн­ца и частиц, лежа­щих в опре­де­лен­ном поряд­ке на дис­ко­се, от пере­дви­же­ний и сме­ше­ния при покры­тии дис­ко­са покровами.

 

Копие́ – плос­кий желез­ный нож, име­ю­щий вид нако­неч­ни­ка копья, заост­рен­но­го с обе­их сто­рон. Руко­ят­ка-дер­жа­тель выпол­ня­ет­ся обыч­но из кости или дере­ва. Оно сим­во­ли­зи­ру­ет то копье, кото­рым воин, по еван­гель­ско­му сви­де­тель­ству, прон­зил реб­ра Спа­си­те­ля. Копие име­ет еще одно сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: меч, о кото­ром в Сво­ей про­по­ве­ди Иисус Хри­стос гово­рит, что не мир, но меч при­нес Он на зем­лю. И этот меч духов­но как бы рас­се­ка­ет чело­ве­че­ство на тех, кто при­ни­ма­ет и кто не при­ни­ма­ет Хри­ста (см.: Лк. 12; 51–53). Бого­слу­жеб­ное упо­треб­ле­ние копия заклю­ча­ет­ся в том, что оно исполь­зу­ет­ся для выре­зы­ва­ния Агн­ца из пер­вой бого­слу­жеб­ной просфо­ры, а так­же для выре­зы­ва­ния частиц из осталь­ных просфор.

 

Лжи́ца – неболь­шая лож­ка с кре­стом на кон­це руко­я­ти, кото­рой для при­ча­ще­ния мирян из Чаши извле­ка­ют­ся части­цы Тела Хри­сто­ва, пред­ва­ри­тель­но погру­жен­ные в Его Кровь. Так же, как дис­кос, Потир и звез­ди­ца, лжи­ца дела­ет­ся из золо­та, сереб­ра, оло­ва или из метал­ли­че­ских спла­вов, не даю­щих оки­си. Рука свя­щен­но­слу­жи­те­ля, дер­жа­щая лжи­цу и пре­по­да­ю­щая Тело Хри­сто­во, сим­во­ли­че­ски озна­ча­ет кле­щи, кото­ры­ми Сера­фим взял уголь с алта­ря Небес­но­го и кос­нул­ся им уст про­ро­ка Иса­ии, очи­стив их (см.: Ис. 6; 6). Тело Хри­сто­во, кото­рое пре­по­да­ет­ся теперь в Ново­за­вет­ной Церк­ви, и есть тот Уголь, кото­рый посред­ством лжи­цыраз­да­ет­ся верующим.

Копие и лжица

 

Таре­лоч­ки без под­ста­вок, изго­тов­лен­ные из сереб­ра, часто вызо­ло­чен­ные, так­же упо­треб­ля­ют­ся во вре­мя про­ско­ми­дии. Изоб­ра­же­ния, поме­ща­е­мые на них, следующие:

1. Образ Кре­ста. Тарел­ка с этим изоб­ра­же­ни­ем исполь­зу­ет­ся для выре­за­ния Агн­ца из пер­вой бого­слу­жеб­ной просфо­ры. Кро­ме того, она упо­треб­ля­ет­ся так­же на Литур­гии для раз­де­ле­ния на ней Агн­ца на мел­кие части­цы, чис­ло кото­рых при­бли­зи­тель­но долж­но соот­вет­ство­вать коли­че­ству мирян, соби­ра­ю­щих­ся при­сту­пить к При­ча­стию. По ее краю дела­ет­ся над­пись: «Кре­сту Тво­е­му покла­ня­ем­ся, Владыко».

2. Образ Божи­ей Мате­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем в лоне. Тарел­ка с этим изоб­ра­же­ни­ем слу­жит для выни­ма­ния на ней частиц из дру­гих бого­слу­жеб­ных просфор в честь Бого­ро­ди­цы, свя­тых, о здра­вии и о упо­ко­е­нии тех пра­во­слав­ных, за кото­рых были пода­ны «запис­ки» на Литур­гию. По краю этой тарел­ки пишет­ся: «Достой­но есть, яко воис­ти­ну бла­жи­ти Тя, Богородицу».

Ков­шик

 

Эти пред­ме­ты выпол­ня­ют вспо­мо­га­тель­ные функ­ции и сим­во­ли­че­ски озна­ча­ют двой­ствен­ное слу­же­ние Церк­ви: Богу и людям. Кро­ме них для раз­ме­ще­ния бого­слу­жеб­ных просфор и дру­гих нужд упо­треб­ля­ют­ся еще несколь­ко неглу­бо­ких таре­ло­чек боль­ше­го диа­мет­ра с таки­ми же изоб­ра­же­ни­я­ми и над­пи­ся­ми. Посколь­ку на такие тарел­ки кла­дут­ся части просфо­ры, остав­ши­е­ся после выре­за­ния Агн­ца, т. е. анти­дор, то они назы­ва­ют­ся анти­дор­ны­ми, или ана­фор­ны­ми. Сло­во анти­дор име­ет сле­ду­ю­щее зна­че­ние: анти – вме­сто; дор – дар, т. е. вме­сто­да­рие, пред­на­зна­чен­ное тем, кто по раз­ным при­чи­нам за Литур­ги­ей не причащался.

 

При бого­слу­жеб­ных дей­стви­ях исполь­зу­ют так­же ков­ши­ки с руко­я­тью в виде цар­ской коро­ны с рисун­ком в сере­дине. На про­ско­ми­дии в такой сосуд вли­ва­ет­ся вино и неболь­шое коли­че­ство чистой холод­ной воды в вос­по­ми­на­ние Кро­ви и воды, про­лив­ших­ся из тела Спа­си­те­ля в тот момент, когда рим­ский воин прон­зил Его реб­ра копьем. По окруж­но­сти ков­ши­каобыч­но нано­сит­ся над­пись: «Теп­ло­та веры исполнь Духа Свя­та­го». Из ков­ши­ка вино с водой в опре­де­лен­ный момент про­ско­ми­дии вли­ва­ет­ся в Потир, в кото­ром на Литур­гии вер­ных пре­су­ществ­ля­ет­ся в Истин­ную Кровь Хри­сто­ву. Ков­шик упо­треб­ля­ет­ся так­же для омо­ве­ния Поти­ра после потреб­ле­ния (упо­треб­ле­ния в пищу все­го до малей­шей кру­пи­цы) Свя­тых Даров свя­щен­ни­ком по окон­ча­нии Литур­гии. В ков­шик вли­ва­ет­ся вода и вино и из него выли­ва­ет­ся в Чашу для омо­ве­ния ее от остат­ков Кро­ви Хри­сто­вой и частиц Тела Его, после чего все это с бла­го­го­ве­ни­ем потреб­ля­ет­ся свя­щен­ни­ком. Сим­во­ли­че­ское зна­че­ние ков­ши­ка – сосуд бла­го­да­ти Духа Свя­то­го, про­из­во­дя­щей раз­лич­ные бла­го­дат­ные действия.

 

Для оти­ра­ния Чаши после ее омо­ве­ния исполь­зу­ет­ся губа́ (гу́бка), кото­рая назы­ва­ет­ся в кни­гах истира́льная губа́. Исти­раль­ная губа долж­на нахо­дит­ся на жерт­вен­ни­ке и после выти­ра­ния Чаши остав­ля­ет­ся на нем. Но совре­мен­ная прак­ти­ка тако­ва, что вме­сто исти­раль­ной губы ста­ли упо­треб­лять­ся пла­ты из крас­ной мате­рии, кото­ры­ми оти­ра­ют­ся свя­щен­ные сосу­ды и уста при­ча­стив­ших­ся свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мирян. Они сим­во­ли­зи­ру­ют собой осо­бые дей­ствия бла­го­да­ти Божи­ей, предо­хра­ня­ю­щие людей от неволь­но­го осквер­не­ния свя­ты­ни по немо­щи или невнимательности.

 

Дис­кос и Потир после совер­ше­ния про­ско­ми­дии – каж­дый сосуд в отдель­но­сти – покры­ва­ют­ся малы­ми покровца́ми (малый покро́в, малый возду́х), а затем оба вме­сте покры­ва­ют­ся общим покро́вом (боль­шой покро́в, боль­шой возду́х). Общее их назва­ние в бого­слу­жеб­ных кни­гах – покров, воз­дух.


Боль­шой воздух

 

Сим­во­ли­че­ски дей­ствия про­из­во­ди­мые с воз­ду­ха­ми изоб­ра­жа­ют обсто­я­тель­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва, когда Богом­ла­де­нец пови­вал­ся пеле­на­ми. Таким обра­зом, покро­вы (или покров­цы́) озна­ча­ют в этом смыс­ле имен­но мла­ден­че­ские пеле­ны Спа­си­те­ля. Но молит­вы, сопро­вож­да­ю­щие эти дей­ствия, гово­рят о небес­ных оде­я­ни­ях Вопло­тив­ше­го­ся Бога, при­сва­и­вая покро­вам сим­во­ли­че­ское зна­че­ние этих самых одежд вос­крес­ше­го и воз­нес­ше­го­ся Царя Славы.

Несколь­ко сим­во­ли­че­ских зна­че­ний, сме­ня­ю­щих друг дру­га, име­ют покров­цыв раз­ные момен­ты служ­бы. Это и суда́рь (плат, быв­ший на Иису­се Хри­сте во вре­мя его погре­бе­ния), и Пла­ща­ни­ца, при­не­сен­ная Иоси­фом Ари­ма­фей­ским, тай­ным уче­ни­ком Спа­си­те­ля, и камень, при­ва­лен­ный к две­рям гро­ба (т. е. ко вхо­ду в пеще­ру, где Гос­подь был погре­бен). Дру­гие зна­че­ния дей­ствия с покров­ца­ми при­об­ре­та­ют в мину­ты Литур­гии вер­ных: коле­ба­ние возду́ха во вре­мя пения Сим­во­ла веры озна­ча­ет зем­ле­тря­се­ние, про­ис­шед­шее в момент, когда Ангел отва­лил камень от две­рей гро­ба, а так­же уча­стие бла­го­дат­ной силы Духа Свя­то­го в тай­нах Домо­стро­и­тель­ства Божия о спа­се­нии мира и в деле рас­про­стра­не­ния веры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Пере­нос Чаши с Пре­сто­ла на жерт­вен­ник изоб­ра­жа­ет Воз­не­се­ние Хри­ста на небо, а покро­вецна ней – то обла­ко, кото­рое скры­ло от глаз апо­сто­лов воз­но­ся­ще­го­ся Гос­по­да, и окон­ча­ние дея­ний Хри­ста на зем­ле в Его Пер­вом Пришествии.

Малый покро­вец

 

Малые покров­цы́ пред­став­ля­ют собой матер­ча­тые кре­сты, квад­рат­ная сере­ди­на кото­рых твер­да и покры­ва­ет верх дис­ко­са и Потира.

Четы­ре кон­ца покров­цов, име­ю­щих на себе изоб­ра­же­ния Херу­ви­мов, спус­ка­ют­ся вниз, покры­вая все боко­вые стен­ки свя­щен­ных сосудов.

Боль­шой возду́х выгля­дит как матер­ча­тый мяг­кий пря­мо­уголь­ник, в углах кото­ро­го так­же выши­ва­ют­ся те же изоб­ра­же­ния. Мате­ри­а­лы, исполь­зу­е­мые при изго­тов­ле­нии воз­ду­хов – пар­ча, шелк и им подоб­ные – укра­ша­ют­ся по кра­ям золо­той или сереб­ря­ной кай­мой, а так­же орна­мен­таль­ны­ми вышив­ка­ми. В сере­дине всех покро­вов изоб­ра­жа­ет­ся Крест.

 

Осо­бое место в пра­во­слав­ном бого­слу­же­ние зани­ма­ет каж­де­ние, кото­рое про­из­во­дит­ся с помо­щью кади­ла (кадиль­ни­цы, уголь­ни­цы). Кади­ло, или кадиль­ни­ца – метал­ли­че­ский сосуд, состо­я­щий из двух поло­ви­нок, подвиж­но соеди­нен­ных меж­ду собой тре­мя или четырь­мя цепоч­ка­ми, кото­рые слу­жат так­же для ноше­ния кади­ла и соб­ствен­но про­цес­са каж­де­ния.В чаш­ку кади­ла кла­дет­ся горя­щий дре­вес­ный уголь, а на него насы­па­ет­ся ладан (дре­вес­ная аро­ма­ти­че­ская смо­ла, ливан). В цер­ков­ном Уста­ве подроб­но ука­зы­ва­ет­ся, когда и как долж­но быть при бого­слу­же­ни­ях совер­ша­е­мо каж­де­ние. Каж­де­ние, в част­но­сти, про­из­во­дит­ся Пре­сто­лу; Гор­не­му месту; жерт­вен­ни­ку; ико­нам в алта­ре; ико­нам в ико­но­ста­се, в хра­ме; дру­гим свя­ты­ням; свя­щен­но­слу­жи­те­лям и мирянам.

Уголь для каждения

 

Верх­няя сфе­ри­че­ская поло­ви­на кади­ла поко­ит­ся на ниж­ней в виде крыш­ки, изоб­ра­жа­ю­щей собой кров­лю хра­ма, увен­чан­ную кре­стом, с при­креп­лен­ной к нему цепоч­кой, под­ни­ма­ю­щей и опус­ка­ю­щей верх­нюю часть кади­ла. Эта цепоч­ка про­хо­дит сво­бод­но в отвер­стие круг­лой бляш­ки с боль­шим коль­цом; на бляш­ке кре­пят­ся соеди­ня­ю­щие полу­сфе­ры кади­ла цепоч­ки; на ней же под­ве­ши­ва­ет­ся кади­ло. Кон­цы цепо­чек укреп­ля­ют­ся на ниж­ней поло­вине кади­ла, под осно­ва­ни­ем кото­рой, а так­же в дру­гих местах при­креп­ля­ют­ся шари­ки, назы­ва­ю­щи­е­ся звон­цы, с метал­ли­че­ски­ми ядра­ми, вло­жен­ны­ми в них. Во вре­мя каж­де­ния они мело­дич­но зве­нят. Мате­ри­ал, из кото­ро­го изго­тав­ли­ва­ют­ся кадиль­ни­цы – золо­то, сереб­ро, бронза.

Ладан

 

Свой совре­мен­ный вид кади­ло полу­чи­ло лишь к X–XI векам. До это­го вре­ме­ни кади­ло не име­ло цепо­чек, пред­став­ляя собой сосуд с руч­кой для ноше­ния, а ино­гда и без нее. Кадиль­ни­ца без цепо­чек, с руко­я­тью име­ла назва­ние нация, или кацея (греч. тигель).

Кади­ло

 

Уголь, ладан и даже состо­я­ние угля име­ют свое кон­крет­ное таин­ствен­но-сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Так сам уголь, его состав, сим­во­ли­зи­ру­ет зем­ную, чело­ве­че­скую при­ро­ду Хри­ста, а вос­пла­ме­нив­ший­ся уголь – Его Боже­ствен­ное есте­ство. Ладан же зна­ме­ну­ет собой молит­вы людей, при­но­си­мые Богу. Бла­го­уха­ние фимиа­ма, раз­ли­ва­ю­ще­е­ся вви­ду плав­ле­ния лада­на, озна­ча­ет то, что при­но­си­мые Хри­сту чело­ве­че­ские молит­вы бла­го­склон­но при­ем­лют­ся Им за их искрен­ность и чистоту.

Кацея

 

В молит­ве на бла­го­слов­ле­ние кади­ла гово­рит­ся: «Кади­ло Тебе при­но­сим, Хри­сте Боже наш, в воню бла­го­уха­ния духов­на­го, еже при­ем в пре­не­бес­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­свя­та­го Тво­е­го Духа». Эти сло­ва сви­де­тель­ству­ют о том, что бла­го­вон­ный дым кади­ла – это види­мый образ, заклю­ча­ю­щий в себе неви­ди­мое при­сут­ствие бла­го­да­ти Духа Свя­то­го, напол­ня­ю­щей храм.

Каж­де­ние совер­ша­ет­ся рукой свя­щен­ни­ка, дер­жа­щей кади­ло,посту­па­тель­ным дви­же­ни­ем впе­ред и назад. Про­из­во­дит­ся каж­де­ние перед ико­на­ми, свя­щен­ны­ми пред­ме­та­ми свя­щен­но– или цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми, а так­же при­хо­жа­на­ми, сто­я­щи­ми в хра­ме. Каж­де­ние быва­ет пол­ным, когда кадят алтарь и весь храм по пери­мет­ру и малым, при кото­ром кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих (нахо­дя­щих­ся в хра­ме на бого­слу­же­нии людей). Осо­бое каж­де­ние совер­ша­ет­ся у сто­ла с хле­ба­ми, вином, пше­ни­цей и еле­ем на литии, с начат­ка­ми пло­дов – на празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, у напол­нен­ных чаш – во вре­мя водо­свя­тия и во мно­гих дру­гих слу­ча­ях. Каж­дый вид каж­де­ния име­ет свой чин, т. е. поря­док его совер­ше­ния, преду­смот­рен­ный Уставом.

Литий­ное блюдо

 

Литий­ное блю­до – это метал­ли­че­ский сосуд с круг­лой под­став­кой для освя­ще­ния хле­бов, пше­ни­цы, вина и елея на литии. На поверх­но­сти под­став­ки осо­бым обра­зом закреп­ле­ны сле­ду­ю­щие компоненты:

1. Само блю­до для пяти хле­бов на ножке.

2. Ста­кан­чик для пшеницы.

3. Ста­кан­чик для вина.

4. Ста­кан­чик для елея (освя­щен­но­го масла).

5. Под­свеч­ник, выпол­нен­ный обыч­но в виде вет­ви с тре­мя листья­ми-дер­жа­те­ля­ми для свечей.

Водо­свят­ная чаша

 

Во вре­мя совер­ше­ния вечер­ни, одной из частей кото­рой явля­ет­ся так назы­ва­е­мая лития, свя­щен­но­слу­жи­тель чита­ет молит­вы на освя­ще­ние хле­бов, пше­ни­цы, вина и елея, кото­рые в этот момент сим­во­ли­зи­ру­ют не толь­ко основ­ные зем­ные сред­ства суще­ство­ва­ния чело­ве­ка, но и небес­ные дары Божи­ей бла­го­да­ти. Коли­че­ство упо­треб­ля­е­мых при этом хле­бов опре­де­ля­ет­ся еван­гель­ским повест­во­ва­ни­ем, в кото­ром Гос­подь Иисус Хри­стос чудес­ным обра­зом насы­тил пять тысяч чело­век пятью хле­ба­ми (см.: Мф. 14; 13–21). Три­свеч­ник сим­во­ли­зи­ру­ет собой дре­во жиз­ни, а три горя­щих на нем све­чи – несо­здан­ный свет Пре­свя­той Тро­и­цы. Круг­лая под­став­ка, где рас­по­ло­же­ны ста­кан­чи­ки с пше­ни­цей, вином и еле­ем, сим­во­ли­зи­ру­ет в этот момент область зем­но­го бытия, верх­нее блю­до с пятью хле­ба­ми – область бытия Небесного.

Кро­пи­ло для освя­щен­ной воды

 

Как для мало­го, так и для вели­ко­го освя­ще­ния воды (в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня) исполь­зу­ет­ся спе­ци­аль­ная цер­ков­ная утварь – сосуд для освя­ще­ния воды.

 

Сосуд для освя­ще­ния воды – боль­шая чаша с круг­лой низ­кой под­став­кой и дву­мя руч­ка­ми, закреп­лен­ны­ми друг напро­тив дру­га. В оби­хо­де этот сосуд назы­ва­ют «водо­свят­ной чашей». На ее восточ­ной сто­роне закреп­ле­ны три дер­жа­те­ля для све­чей, кото­рые в момент освя­ще­ния воды сим­во­ли­зи­ру­ют дару­ю­щую это освя­ще­ние Пре­свя­тую Тро­и­цу. Под­став­ка чашисим­во­ли­зи­ру­ет зем­ную Цер­ковь, а сама чаша зна­ме­ну­ет Цер­ковь Небес­ную.И то, и дру­гое в сово­куп­но­сти есть сим­вол Бого­ма­те­ри, кото­рой Свя­тая Цер­ковь усва­и­ва­ет наиме­но­ва­ние «Чаши, черплю­щей радость».

Бап­ти­сте­рий

 

Обыч­но водо­свят­ная чаша име­ет крыш­ку, увен­чан­ную кре­стом, с помо­щью кото­рой освя­щен­ная вода сохра­ня­ет­ся для нужд требоисполнения.

 

Таин­ство Кре­ще­ния долж­но совер­шать­ся в сте­нах хра­ма. Лишь «стра­ха ради смерт­но­го» (из опа­се­ния, что кре­ща­е­мый умрет) поз­во­ля­ет­ся про­во­дить это Таин­ство в дру­гом месте, напри­мер, в доме боль­но­го или в поме­ще­нии боль­ни­цы. Суще­ству­ет осо­бая утварь для совер­ше­ния Крещения.

Купель для Кре­ще­ния – сосуд в виде боль­шой чаши на высо­кой под­став­ке, кото­рый исполь­зу­ет­ся в Церк­ви для кре­ще­ния мла­ден­цев. Купель повто­ря­ет фор­мы водо­свят­ной чаши, но зна­чи­тель­но боль­ше ее по раз­ме­рам, что поз­во­ля­ет пол­но­стью погру­жать мла­ден­ца в воду при совер­ше­нии над ним Таин­ства Кре­ще­ния. Сим­во­ли­ка купе­ли пол­но­стью сов­па­да­ет с сим­во­ли­кой водо­свят­ной чаши.

Кре­ще­ние взрос­лых про­из­во­дит­ся так­же в поме­ще­нии хра­ма, с тем отли­чи­ем, что для них исполь­зу­ет­ся так назы­ва­е­мый бап­ти­сте­рий, устра­и­ва­е­мый в той части хра­ма, где удоб­но совер­шать их кре­ще­ние (обыч­но в одном из при­де­лов). Он пред­став­ля­ет собой неболь­шой бас­сейн, напол­ня­е­мый водой по мере необ­хо­ди­мо­сти. Име­ет сту­пе­ни и пери­ла для удоб­ства погру­же­ния кре­ща­е­мых. Посколь­ку вода в бап­ти­сте­рии освя­ща­ет­ся, после совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния она выпус­ка­ет­ся в спе­ци­аль­ный под­зем­ный коло­дец, нахо­дя­щий­ся обыч­но на тер­ри­то­рии храма.

При неко­то­рых хра­мах есть так назы­ва­е­мые кре­стиль­ные ком­на­ты и даже отдель­но сто­я­щие кре­стиль­ные хра­мы. Назна­че­ние этих поме­ще­ний – кре­ще­ние мла­ден­цев (по вере их роди­те­лей или род­ствен­ни­ков) и взрос­лых, созна­тель­но жела­ю­щих стать чле­ном Свя­той Пра­во­слав­ной Церкви.

 

В Таин­стве Кре­ще­ния исполь­зу­ет­ся так­же ков­че­жец – пря­мо­уголь­ный ящик, слу­жа­щий для хра­не­ния сле­ду­ю­щих предметов:

1. Сосу­да со Свя­тым Миром.

2. Сосу­да с освя­щен­ным елеем.

3. Помаз­ков, пред­став­ля­ю­щих собой либо кисточ­ку, либо стер­жень с ват­ным шари­ком на одном кон­це и кре­стом на другом.

4. Губ­ки для оти­ра­ния Свя­то­го Мира с тела крещеного.

5. Нож­ниц для постри­же­ния волос на гла­ве крещаемого.

При совер­ше­нии Таин­ства Бра­ка исполь­зу­ют­ся вен­цы, кото­рые явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­стью цер­ков­но­го бра­ко­со­че­та­ния. Их зна­че­ние при этом тако­во, что оно пред­опре­де­ли­ло воз­ник­но­ве­ние дру­го­го назва­ния Таин­ства Бра­ка – Вен­ча­ние. Вен­цы все­гда явля­лись при­над­леж­но­стью цар­ству­ю­щих особ и упо­треб­ле­ние их в Таин­стве Бра­ка авто­ма­ти­че­ски пере­но­сит это их сим­во­ли­че­ское зна­че­ние на жени­ха и неве­сту. Осно­ва­ние для это­го дано Самим Хри­стом, упо­доб­ля­ю­щим чело­ве­че­ский брак духов­но­му сою­зу Хри­ста (как Царя) с Цер­ко­вью (как Цари­цей) (см.: Мф. 9; 15). Поэто­му вен­цы обре­ли вид импе­ра­тор­ских корон, сде­лан­ных из метал­ла, с ико­на­ми Спа­си­те­ля (для жени­ха) и Божи­ей Мате­ри (для невесты).

Ков­че­жец с при­над­леж­но­стя­ми для совер­ше­ния Таин­ства Крещения

 

Брач­ные вен­цы явля­ют­ся обра­зом тех нетлен­ных вен­цов сла­вы, кото­ры­ми будут увен­ча­ны супру­ги в Цар­стве Небес­ном, если их сов­мест­ная жизнь будет при­бли­жать­ся к еван­гель­ско­му идеалу.

Брач­ные венцы

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.