Алтарь


Алта́рь
Сло­во алтарь, кото­рым обо­зна­ча­ет­ся важ­ней­шее, недо­ступ­ное миря­нам место хра­ма, име­ет дав­нюю исто­рию. Уже в Древ­ней Гре­ции в местах обще­ствен­ных собра­ний суще­ство­ва­ло осо­бое воз­вы­ше­ние, пред­на­зна­чен­ное для выступ­ле­ний ора­то­ров, фило­со­фов, выне­се­ния при­го­во­ров судья­ми, огла­ше­ния цар­ских ука­зов. Назы­ва­лось оно «би́ма», и озна­ча­ло это сло­во то же, что и латин­ское alta ara – воз­вы­шен­ное место, воз­вы­ше­ние. При­сво­ен­ное важ­ней­шей части хра­ма назва­ние пока­зы­ва­ет, что с самых пер­вых веков хри­сти­ан­ства алтарь соору­жал­ся на воз­вы­шен­ной по отно­ше­нию к дру­гим частям хра­ма пло­щад­ке. А сим­во­ли­че­ски это озна­ча­ет, что место, обо­зна­ча­е­мое сло­вом «алтарь» име­ет чрез­вы­чай­но высо­кое духов­ное зна­че­ние. В хри­сти­ан­ском хра­ме – это место сугу­бо­го пре­бы­ва­ния Царя Сла­вы, Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Алта­ри в пра­во­слав­ных хра­мах по древ­ней тра­ди­ции устра­и­ва­ют­ся с восточ­ной сто­ро­ны. Алтар­ное поме­ще­ние пред­став­ля­ет собой абси­ду, как бы при­стро­ен­ную к восточ­ной стене хра­ма. Ино­гда быва­ет, что алтарь в хра­ме нахо­дит­ся не с восточ­ной сто­ро­ны, свя­за­но это с раз­лич­ны­ми при­чи­на­ми, боль­шей частью историческими.

Хотя пра­во­слав­ные хра­мы стро­ят­ся алта­рем на восток, в ту сто­ро­ну, где вос­хо­дит солн­це – покло­не­ние ока­зы­ва­ет­ся не твар­но­му аст­ро­но­ми­че­ско­му нача­лу, а Само­му Хри­сту, Кото­ро­му в цер­ков­ных молит­вах усва­и­ва­ют­ся такие име­на, как «Солн­це Прав­ды», «Восток свы­ше», «Восток имя Ему». Если в хра­ме устра­и­ва­ют­ся несколь­ко алта­рей, каж­дый из них освя­ща­ет­ся в память осо­бо­го собы­тия или свя­то­го. Тогда все алта­ри, кро­ме глав­но­го, назы­ва­ют­ся при­дель­ны­ми или при­де­ла­ми. Суще­ству­ют и двух­этаж­ные хра­мы, на каж­дом эта­же кото­рых может быть по несколь­ко приделов.

В алта­ре нахо­дят­ся Престо́л, на кото­ром совер­ша­ет­ся Таин­ство Евха­ри­стии и же́ртвенник, на кото­ром про­ис­хо­дит при­го­тов­ле­ние хле­ба и вина для это­го Таин­ства (проскоми́дия). За Пре­сто­лом рас­по­ло­же­но Го́рнее место. Кро­ме того, при­над­леж­но­стью алта­ря явля­ет­ся сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литур­гии нахо­дят­ся свя­щен­ные сосу­ды, исполь­зу­е­мые для совер­ше­ния Таин­ства и бого­слу­жеб­ные обла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Назва­ния Пре­стол и жерт­вен­ник доста­точ­но позд­ние, поэто­му в бого­слу­жеб­ных кни­гах в соот­вет­ствии с древ­ней тра­ди­ци­ей жерт­вен­ник назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем, а Пре­стол носит так­же назва­ние Тра­пезы, так как на нем нахо­дят­ся и с него пре­по­да­ют­ся духо­вен­ству и веру­ю­щим Тело и Кровь Христовы.

Пре­стол
Пре­стол пред­став­ля­ет собой дере­вян­ный (ино­гда мра­мор­ный или метал­ли­че­ский) стол, утвер­жден­ный на четы­рех «стол­пах» (т. е. нож­ках, высо­та кото­рых – 98 сан­ти­мет­ров, а со сто­леш­ни­цей – 1 метр). Он рас­по­ло­жен напро­тив Цар­ских врат (ворот, рас­по­ло­жен­ных в цен­тре ико­но­ста­са) и явля­ет­ся самым свя­тым местом хра­ма, местом где Хри­стос дей­стви­тель­но осо­бым обра­зом при­сут­ству­ет в Свя­тых Дарах.

Пре­стол

Неотъ­ем­ле­мы­ми при­над­леж­но­стя­ми Пре­сто­ла явля­ют­ся сле­ду­ю­щие свя­щен­ные предметы:

Катаса́рка (греч. припло́тие) – осо­бо освя­щен­ная белая ниж­няя одеж­да, это сло­во в пере­во­де на сла­вян­ский озна­ча­ет срачи́ца (ниж­няя рубаш­ка). Ей покры­ва­ет­ся весь Пре­стол до осно­ва­ния, что сим­во­ли­зи­ру­ет Пла­ща­ни­цу, в кото­рую было обер­ну­то тело Хри­ста при поло­же­нии Его во Гроб.

Ве́рвие – верев­ка дли­ной око­ло 40 мет­ров, кото­рой во вре­мя освя­ще­ния хра­ма опо­я­сы­ва­ет­ся Пре­стол. В зави­си­мо­сти от того, кто освя­ща­ет храм, фор­ма опо­я­сы­ва­ния Пре­сто­ла раз­ная: если епи­скоп – вер­вие со всех четы­рех сто­рон обра­зу­ет кре­сты; если же храм освя­ща­ет­ся по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па свя­щен­ни­ком – вер­вие обра­зу­ет как бы пояс в верх­ней части Пре­сто­ла. Сим­во­ли­зи­ру­ет вер­вие путы, кото­ры­ми был свя­зан Спа­си­тель, и Боже­ствен­ную силу, кото­рая дер­жит собой всю вселенную.

Инди́тия (букв, пере­вод с греч. верх­няя, наряд­ная одеж­да) – сим­во­ли­зи­ру­ет собой оде­я­ние цар­ствен­ной Сла­вы Хри­ста Спа­си­те­ля как Сына Божия, кото­рая была при­су­ща ему еще до Тво­ре­ния мира. Эта Небес­ная Сла­ва не была оче­вид­на окру­жа­ю­щим Вопло­тив­ше­го­ся Бога людям. Лишь Пре­об­ра­же­ние Хри­ста на горе Фавор при­от­кры­ва­ет бли­жай­шим Его уче­ни­кам суть этой цар­ствен­ной Славы.

Пер­во­на­чаль­но Пре­стол покры­ва­ет­ся и сра­чи­цей, и инди­ти­ей во вре­мя освя­ще­ния хра­ма. При­чем архи­ерей, освя­ща­ю­щий храм, до покры­тия пре­сто­ла инди­ти­ей обла­чен в белую одеж­ду (сра­чи­цу), сим­во­ли­зи­ру­ю­щую погре­баль­ную Пла­ща­ни­цу, в кото­рую было обер­ну­то тело Спа­си­те­ля при Его захо­ро­не­нии. Когда же Пре­стол покры­ва­ют инди­ти­ей, тогда с архи­ерея сни­ма­ет­ся погре­баль­ная одеж­да, и он пред­ста­ет в блес­ке архи­ерей­ских обла­че­ний, изоб­ра­жа­ю­щих одеж­ды Небес­но­го Царя.

При освя­ще­нии Пре­сто­ла в алта­ре име­ют пра­во при­сут­ство­вать одни свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Тогда же из алта­ря уда­ля­ют­ся и все пред­ме­ты, кото­рые могут пере­но­сить­ся с места на место: ико­ны, сосу­ды, кади­ла, сту­лья. Факт уда­ле­ния того, что под­вер­же­но дви­же­нию и изме­не­нию под­чер­ки­ва­ет, что непо­движ­но утвер­жда­е­мый Пре­стол есть зна­ме­ние Неру­ши­мо­го Бога, от Кото­ро­го всё полу­ча­ет свое бытие. Поэто­му после того, как освя­щен непо­движ­ный Пре­стол, все уда­лен­ные свя­щен­ные пред­ме­ты и вещи вновь вно­сят­ся в алтарь.

Если храм освя­ща­ет­ся архи­ере­ем, то под Пре­стол на спе­ци­аль­ный столбе́ц укреп­ля­ет­ся ящи­чек с моща­ми свя­тых муче­ни­ков, кото­рые пере­но­сят­ся из дру­го­го хра­ма с осо­бой тор­же­ствен­но­стью. Этот пере­нос совер­ша­ет­ся в знак пре­ем­ствен­ной пере­да­чи бла­го­да­ти Божи­ей от суще­ство­вав­ше­го преж­де ко вновь откры­ва­е­мо­му хра­му. Пре­стол перед покры­ти­ем его сра­чи­цей и инди­ти­ей в местах соеди­не­ния столпо́в (ножек) с верх­ней дос­кой, назы­ва­е­мой тра­пе­зой, зали­ва­ет­ся воскомасти́хом – рас­плав­лен­ной сме­сью вос­ка, масти­ки, тол­че­но­го порош­ка мра­мо­ра, смир­ны, алоэ и ладана.

Дере­вян­ные Пре­сто­лы ино­гда име­ют боко­вые стен­ки, укра­шен­ные окла­да­ми с изоб­ра­же­ни­ем свя­щен­ных собы­тий и над­пи­ся­ми. В таком слу­чае сами окла­ды как бы заме­ня­ют собой сра­чи­цу и инди­тию. Но при всех видах устрой­ства Пре­стол сохра­ня­ет четы­рех­уголь­ную фор­му и свои сим­во­ли­че­ские значения.

Свя­тость Пре­сто­ла тако­ва, что при­ка­сать­ся к нему и к пред­ме­там, на нем нахо­дя­щим­ся, раз­ре­ша­ет­ся толь­ко епи­ско­пам, свя­щен­ни­кам и диа­ко­нам. Про­стран­ство от Цар­ских врат алта­ря до Пре­сто­ла свя­щен­но­слу­жи­те­лям поз­во­ле­но пере­се­кать лишь по мере бого­слу­жеб­ной необ­хо­ди­мо­сти. В те момен­ты бого­слу­же­ния, когда такой необ­хо­ди­мо­сти нет, Пре­стол обхо­дят с восточ­ной сто­ро­ны, мимо Гор­не­го места. Пре­стол для хра­ма – то же, что Цер­ковь для мира. Он сим­во­ли­зи­ру­ет собой в раз­ные момен­ты служ­бы и Хри­ста Спа­си­те­ля, и Гроб Гос­по­день, и Пре­стол Свя­той Тро­и­цы. Такая мно­го­знач­ность свя­щен­ных пред­ме­тов в алта­ре опре­де­ля­ет­ся мно­же­ствен­но­стью собы­тий Биб­лей­ской исто­рии, в кото­рой про­яв­ле­ние Божия вез­де­су­щия есте­ствен­но и постоянно.

На свя­том Пре­сто­ле кро­ме сра­чи­цы, неви­ди­мой под верх­ней инди­ти­ей, нахо­дит­ся несколь­ко свя­щен­ных пред­ме­тов: антими́нс, Ева́нгелие, один или несколь­ко напресто́льных кре­стов, дарохрани́тельннца и пелена́,покрывающая все пред­ме­ты на Пре­сто­ле, когда бого­слу­же­ния не совершаются.

Антими́нс (греч. анти» – вме­сто и «мис­си­он» – стол, то есть вме­сто­пре­сто­лье) пред­став­ля­ет собой четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с изоб­ра­же­ни­ем поло­же­ния во Гроб Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Кро­ме это­го на анти­мин­се изоб­ра­же­ны ору­дия каз­ни Хри­ста, а по углам четы­ре еван­ге­ли­ста с их сим­во­ла­ми – тель­цом, львом, чело­ве­ком и орлом. На пла­те епи­ско­пом, его освя­тив­шим, в обя­за­тель­ном поряд­ке ста­вит­ся над­пись, сооб­ща­ю­щая где, для какой церк­ви и кем он освя­щен. Ниже ста­вит­ся под­пись епископа.

Анти­минс

В анти­минс завер­ну­та губ­ка для соби­ра­ния мел­ких частиц Свя­тых Даров и выну­тых из просфор частиц. После при­ча­ще­ния мирян анти­минсной губ­кой счи­ща­ют с дис­ко­са в Чашу все те части­цы из просфор, кото­рые нахо­ди­лись на нем с нача­ла Литур­гии. Эта губ­ка посто­ян­но нахо­дит­ся в антиминсе.

Исполь­зу­ет­ся она так­же для оти­ра­ния рук и губ свя­щен­но­слу­жи­те­лей после При­ча­стия. Она явля­ет­ся обра­зом напо­ен­ной уксу­сом губ­ки, кото­рую рим­ские вои­ны под­но­си­ли на копье к устам Рас­пя­то­го на Кре­сте Спа­си­те­ля. В сере­ди­ну анти­мин­са, бли­же к его верх­не­му краю, пола­га­ют­ся зали­тые вос­ко­ма­сти­хом мощи в мешоч­ке. Анти­мин­сы пома­зу­ют­ся Свя­тым Миром и явля­ют­ся обя­за­тель­ной и неотъ­ем­ле­мой частью Пре­сто­ла, без кото­ро­го нель­зя слу­жить Литур­гию и совер­шать Таин­ство пре­тво­ре­ния хле­ба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Если во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии нач­нет­ся пожар или иное сти­хий­ное бед­ствие не поз­во­лит закон­чить служ­бу в хра­ме, свя­щен­ник соглас­но Уста­ву дол­жен выне­сти Свя­тые Дары вме­сте с анти­мин­сом, раз­вер­нуть его в удоб­ном месте и обя­за­тель­но докон­чить на нем свя­щен­но­дей­ствие. Это ука­за­ние Уста­ва, а так­же освя­ще­ние анти­мин­са одно­вре­мен­но с Пре­сто­лом урав­ни­ва­ет их значение.

Необ­хо­ди­мость дуб­ли­ро­ва­ния Пре­сто­ла анти­мин­сом воз­ник­ла в годы жесто­ких гоне­ний, когда свя­щен­ни­ки, пере­хо­див­шие с места на место, тай­но совер­ша­ли Евха­ри­стию в домах, слу­жив­ших пер­вым хри­сти­а­нам хра­ма­ми. Когда хри­сти­ан­ство в Рим­ской импе­рии ста­ло госу­дар­ствен­ной рели­ги­ей, Цер­ковь не ста­ла отка­зы­вать­ся от сло­жив­шей­ся прак­ти­ки. Еще одной при­чи­ной для это­го дуб­ли­ро­ва­ния ста­ло нали­чие в епар­хи­ях отда­лен­ных хра­мов, кото­рые епи­скоп по тем или иным при­чи­нам не мог освя­тить лич­но. А посколь­ку по кано­нам сде­лать это мог толь­ко он, то выхо­ди­ли из ситу­а­ции сле­ду­ю­щим обра­зом: епи­скоп под­пи­сы­вал и освя­щал анти­минс и посы­лал его в храм, а освя­ще­ние зда­ния про­из­во­ди­лось мест­ным свя­щен­ни­ком малым чином. Кро­ме того, визан­тий­ские импе­ра­то­ры и вое­на­чаль­ни­ки име­ли при себе свя­щен­ни­ков, кото­рые в воен­ных похо­дах совер­ша­ли для них Таин­ство Евха­ри­стии на антиминсе.

Анти­минс по ходу Литур­гии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся толь­ко в стро­го опре­де­лен­ные момен­ты, в осталь­ное же вре­мя нахо­дит­ся в свер­ну­том состо­я­нии в осо­бом пла­те, кото­рый назы­ва­ет­ся илито́ном.

Илито́н (греч. оберт­ка, повяз­ка) – шел­ко­вый или льня­ной плат без изоб­ра­же­ний и над­пи­сей, в кото­рый завер­нут анти­минс во все вре­мя, кро­ме Литур­гии вер­ных, когда он откры­ва­ет­ся для совер­ше­ния Таин­ства пре­тво­ре­ния хле­ба и вина в Тело и Кровь Хри­сто­вы. Или­тон явля­ет­ся обра­зом той голов­ной погре­баль­ной повяз­ки (суда­ря́), кото­рую уви­де­ли апо­сто­лы Петр и Иоанн в Гро­бе Хри­ста после Его Вос­кре­се­ния (см.: Ин. 20:7).

Напресто́льное Ева́нгелие сим­во­ли­зи­ру­ет собой Гос­по­да Иису­са Хри­ста, посколь­ку в еван­гель­ских сло­вах Он Сам таин­ствен­но при­сут­ству­ет Сво­ею бла­го­да­тью. Еван­ге­лие кла­дут поверх анти­мин­са на сере­дине Пре­сто­ла. Это пока­зы­ва­ет всем веру­ю­щим посто­ян­ное при­сут­ствие Вос­крес­ше­го Хри­ста в самой глав­ной и свя­щен­ной части хра­ма. Напре­столь­ное Еван­ге­лие с древ­них вре­мен укра­ша­лось золо­ты­ми или сереб­ря­ны­ми с позо­ло­той наклад­ка­ми или таки­ми же окла́дами. На наклад­ках и окла­дах с лице­вой сто­ро­ны по углам изоб­ра­жа­лись четы­ре еван­ге­ли­ста, а в сере­дине изоб­ра­жа­лось или Рас­пя­тие Хри­сто­во с пред­сто­я­щи­ми (т. е. со сто­я­щи­ми у Кре­ста), или образ Хри­ста Все­дер­жи­те­ля на троне. В XVIIIXIX веках на окла­дах напре­столь­ных Еван­ге­лий ста­ли изоб­ра­жать образ Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. На обрат­ной сто­роне Еван­ге­лий изоб­ра­жа­ют­ся или Рас­пя­тие, или Крест, или Пре­свя­тая Тро­и­ца, или Божия Матерь.

Напре­столь­ное Евангелие

Напресто́льный Крест вме­сте с анти­мин­сом и Еван­ге­ли­ем явля­ет­ся тре­тьей обя­за­тель­ной при­над­леж­но­стью свя­то­го Пре­сто­ла и име­ет так­же бого­слу­жеб­ное упо­треб­ле­ние: им при отпу­сте Литур­гии осе­ня­ет­ся веру­ю­щий народ; им освя­ща­ет­ся вода на Бого­яв­ле­ние и во вре­мя водо­свят­ных молеб­нов; после отпу­ста к нему при­кла­ды­ва­ют­ся веру­ю­щие. По вере Церк­ви в обра­зе таин­ствен­но при­сут­ству­ет то самое, что он изоб­ра­жа­ет. Образ Кре­ста так глу­бок, что все, содер­жа­ще­е­ся в сло­вах Еван­ге­лия, осо­бен­ным обра­зом при­сут­ству­ет и в нем. При совер­ше­нии всех Таинств цер­ков­ных и мно­гих обря­дов рядом на ана­лое или сто­ле обя­за­тель­но долж­ны быть Еван­ге­лие и Крест с Распятием.

Напре­столь­ный крест

На Пре­сто­ле обыч­но кла­дет­ся несколь­ко Еван­ге­ли­ей и Кре­стов. Кро­ме тех, что исполь­зу­ют­ся по ходу бого­слу­же­ния, на Пре­сто­ле как на осо­бо свя­том месте нахо­дят­ся малые, или треб­ные Еван­ге­лия и Кре­сты. Их упо­треб­ля­ют при совер­ше­нии Таинств Кре­ще­ния, Еле­освя­ще­ния, Вен­ча­ния, Испо­ве­ди, то есть по мере необ­хо­ди­мо­сти, они уно­сят­ся с Пре­сто­ла и вновь кла­дут­ся на него.

Даро­хра­ни­тель­ни­ца

Поми­мо анти­мин­са, Еван­ге­лия и Кре­ста, состав­ля­ю­щих неотъ­ем­ле­мую при­над­леж­ность Пре­сто­ла, на нем нахо­дит­ся дарохрани́тельница, пред­на­зна­чен­ная для хра­не­ния Свя­тых Даров.

Дарохрани́тельница – осо­бый сосуд, изго­тов­лен­ный обыч­но из не окис­ля­ю­ще­го­ся, вызо­ло­чен­но­го метал­ла, име­ю­щий вид хра­ма или часов­ни, с неболь­шой гроб­ни­цей. Внут­ри даро­хра­ни­тель­ни­цы в осо­бом ящич­ке кла­дут­ся при­го­тов­лен­ные для дли­тель­но­го хра­не­ния части­цы Тела Хри­сто­ва, про­пи­тан­ные Его Кро­вью. Эти части­цы упо­треб­ля­ют­ся для при­ча­ще­ния на дому тяже­ло­боль­ных и уми­ра­ю­щих людей. Сим­во­ли­че­ски даро­хра­ни­тель­ни­ца изоб­ра­жа­ет собой Гроб Хри­стов, в кото­ром поко­и­лось Его Тело, или Цер­ковь, как посто­ян­но пита­ю­щую пра­во­слав­ных Телом и Кро­вью Господней.

Дароно́сица – неболь­шой ков­че­жец, устра­и­ва­е­мый чаще все­го в виде часо­вен­ки с двер­цей и с кре­стом навер­ху. Внут­ри даро­но­си­цы находятся:

1. Ящи­чек для поло­же­ния частиц Тела, про­пи­тан­но­го Кро­вью Христовой.

2. Ков­шик (малень­кая чаша).

3. Лжи́ца (сереб­ря­ная лож­ка, исполь­зу­е­мая для Причащения).

4. Ино­гда в даро­но­си­це есть сосуд для вина.

Даро­но­си­ца

Дароно́сицы слу­жат для пере­не­се­ния Свя­тых Даров и при­ча­ще­ния боль­ных и уми­ра­ю­щих людей. Тот факт, что внут­ри даро­но­си­цы нахо­дят­ся части­цы Тела и Кро­ви Хри­сто­вой опре­де­лил спо­соб ноше­ния этих сосу­дов свя­щен­ни­ка­ми. Они носят­ся исклю­чи­тель­но на гру­ди в осо­бых мешоч­ках с лен­той, наде­ва­е­мой на шею. Сами даро­но­си­цы дела­ют­ся обыч­но с ушка­ми по бокам для тесем­ки или шнура.

Сосуд со Свя­тым Миром (бла­го­вон­ный состав из мно­же­ства веществ: елея, алоэ, смир­ны, розо­во­го мас­ла, тол­че­но­го мра­мо­ра и др.) так­же часто нахо­дит­ся на глав­ном Пре­сто­ле. Толь­ко в том слу­чае, если в хра­ме несколь­ко при­де­лов, даро­но­си­цы и сосу­ды с Миром пола­га­ют­ся обыч­но на одном из боко­вых Пре­сто­лов. По тра­ди­ции Свя­тое Миро при­го­тов­ля­ет­ся и освя­ща­ет­ся Пат­ри­ар­хом раз в несколь­ко лет и исполь­зу­ет­ся для совер­ше­ния Таин­ства Миро­по­ма­за­ния, а так­же для освя­ще­ния анти­мин­сов и Пре­сто­лов хра­мов. В древ­но­сти в Визан­тии и Рос­сии Свя­тым Миром так­же пома­зы­ва­ли на цар­ство пра­во­слав­ных государей.

Сосуд для Свя­то­го Мира

Кро­ме того, на Пре­сто­ле под Кре­стом дол­жен обя­за­тель­но нахо­дить­ся плат для оти­ра­ния губ свя­щен­ни­ка и края Поти­ра после При­ча­стия. В неко­то­рых боль­ших хра­мах сохра­ни­лась так назы­ва­е­мая сень, или киво́рий. Сим­во­ли­че­ски она озна­ча­ет небо, рас­ки­нув­ше­е­ся над зем­лей, на кото­рой совер­шил­ся Иску­пи­тель­ный Подвиг Хри­ста Спа­си­те­ля. Пре­стол пред­став­ля­ет собой зем­ную область бытия, а киво́рий – область бытия небес­но­го. Внут­ри сени из ее цен­тра к Пре­сто­лу как бы опус­ка­ет­ся фигур­ка голу­бя, явля­ю­ща­я­ся сим­во­лом Свя­то­го Духа. В древ­но­сти ино­гда в эту фигур­ку кла­лись для хра­не­ния запас­ные (то есть спе­ци­аль­но заго­тав­ли­ва­е­мые для при­ча­ще­ния боль­ных и для дру­гих слу­ча­ев) Дары. Сень обыч­но укреп­ля­лась на четы­рех стол­пах реже – под­ве­ши­ва­лась к потол­ку алта­ря. Посколь­ку в киво­ри­ях устра­и­ва­лись заве­сы, закры­ва­ю­щие Пре­стол со всех сто­рон, то функ­ци­о­наль­но они были близ­ки к совре­мен­ной пелене – покро­ву, кото­рым накры­ва­ют­ся все свя­щен­ные пред­ме­ты на Пре­сто­ле по окон­ча­нии бого­слу­же­ний. В древ­но­сти в тех хра­мах, в кото­рых не было сени, эта пеле­на ее как бы заме­ня­ла. Покров зна­ме­ну­ет собою покры­ва­ло тай­ны, кото­рая боль­шую часть вре­ме­ни скры­ва­ет от глаз непо­свя­щен­ных дей­ствия и тай­ны Божьей Премудрости.

Сень (киво­рий) над Престолом

Ино­гда Пре­стол окру­жен со всех сто­рон сту­пе­ня­ми (от одной до трех), сим­во­ли­зи­ру­ю­щих его духов­ную высоту.

Же́ртвенник
В севе­ро-восточ­ной части алта­ря, сле­ва от Пре­сто­ла (если смот­реть из хра­ма), у сте­ны нахо­дит­ся жерт­вен­ник. По внеш­не­му устрой­ству жерт­вен­ник почти во всем подо­бен Пре­сто­лу (это не каса­ет­ся свя­щен­ных пред­ме­тов, на нем поме­ща­е­мым). В первую оче­редь это отно­сит­ся к раз­ме­рам жерт­вен­ни­ка, кото­рые быва­ют или оди­на­ко­вы с раз­ме­ра­ми Пре­сто­ла или несколь­ко мень­ше. Высо­та жерт­вен­ни­ка все­гда рав­на высо­те Пре­сто­ла. Все те одеж­ды, кото­рые при­сут­ству­ют на Пре­сто­ле есть и на жерт­вен­ни­ке: сра­чи­ца, инди­тия, покры­ва­ло. Назва­ние жерт­вен­ник это место алта­ря полу­чи­ло отто­го, что на нем совер­ша­ет­ся про­ско­ми­дия, пер­вая часть Боже­ствен­ной литур­гии, где хлеб в виде просфор и вино осо­бым обра­зом при­го­тав­ли­ва­ют­ся для совер­ше­ния Таин­ства Бес­кров­ной Жертвы.

Жерт­вен­ник

В при­ход­ских хра­мах, где нет сосу­до­хра­ни­ли­ща, на жерт­вен­ни­ке посто­ян­но нахо­дят­ся бого­слу­жеб­ные свя­щен­ные сосу­ды, покры­ва­е­мые пеле­на­ми. На жерт­вен­ни­ке обя­за­тель­но ста­вит­ся лам­па­да и Крест с Рас­пя­ти­ем, ино­гда они сов­ме­ща­ют­ся в одном пред­ме­те. В хра­мах, где суще­ству­ют несколь­ко приделов(т. е. хра­мов, при­стро­ен­ных к глав­но­му хра­му и состав­ля­ю­щих с ним еди­ное целое) есть соот­вет­ствен­но их коли­че­ству несколь­ко Пре­сто­лов и жертвенников.

Жерт­вен­ник име­ет мень­шее, чем Пре­стол зна­че­ние, поэто­му во вре­мя освя­ще­ния хра­ма, он в отли­чии от Пре­сто­ла, толь­ко окроп­ля­ет­ся свя­той водой. Одна­ко посколь­ку на нем совер­ша­ет­ся про­ско­ми­дия и име­ют­ся свя­щен­ные сосу­ды, жерт­вен­ник явля­ет­ся свя­щен­ным местом, к кото­ро­му не поз­во­ле­но при­ка­сать­ся нико­му, кро­ме свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Оче­ред­ность каж­де­ния в алта­ре сле­ду­ю­щая: сна­ча­ла Пре­сто­лу, затем Гор­не­му месту и толь­ко после это­го жерт­вен­ни­ку. Но когда на жерт­вен­ни­ке сто­ят при­го­тов­лен­ные на про­ско­ми­дии для после­ду­ю­ще­го свя­щен­но­дей­ствия хлеб и вино, то после каж­де­ния Пре­сто­ла кадит­ся жерт­вен­ник, а затем Гор­нее место. Воз­ле жерт­вен­ни­ка обыч­но ста­вит­ся стол для просфор, подан­ных веру­ю­щи­ми, и запи­сок для поми­на­ния о здра­вии и о упокоении.

Жерт­вен­ни­ку усва­и­ва­ют­ся мно­же­ство сим­во­ли­че­ских зна­че­ний, при­чем каж­дое из после­ду­ю­щих «сме­ня­ет» преды­ду­щее в опре­де­лен­ный момент служ­бы. Так на про­ско­ми­дии жерт­вен­ник сим­во­ли­зи­ру­ет пеще­ру и те ясли, где нахо­дил­ся ново­рож­ден­ный Хри­стос. Но посколь­ку уже в Сво­ем Рож­де­стве Гос­подь при­го­тов­лял­ся к крест­ным стра­да­ни­ям, то жерт­вен­ник зна­ме­ну­ет собой и Гол­го­фу, место крест­но­го подви­га Спа­си­те­ля. А когда в кон­це Литур­гии Свя­тые Дары пере­но­сят­ся с Пре­сто­ла на жерт­вен­ник, то он при­об­ре­та­ет зна­че­ние Небес­но­го Пре­сто­ла, куда воз­нес­ся Гос­подь Иисус Хри­стос после Сво­е­го Вос­кре­се­ния. Мно­го­знач­ность в сим­во­ли­ке – одно из инте­рес­ных явле­ний сово­куп­но­сти духов­ных зна­че­ний одно­го и того же свя­щен­но­го предмета.

Го́рнее место
Го́рнее (слав, воз­вы­шен­ное) место – это место у цен­траль­ной части восточ­ной сте­ны алта­ря, нахо­дя­ще­е­ся пря­мо про­тив Пре­сто­ла, где на неко­то­ром воз­вы­ше­нии соору­жа­ет­ся крес­ло (трон) для архи­ерея, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее Небес­ный Пре­стол, на кото­ром незри­мо при­сут­ству­ет Гос­подь, а по его сто­ро­нам, но ниже устра­и­ва­ют­ся ска­мьи или сиде­ния для свя­щен­ни­ков. В древ­но­сти оно име­ло назва­ние «сопре­сто­лие».

Гор­нее место

Когда во вре­мя архи­ерей­ских бого­слу­же­ний епи­скоп сидит на троне, а сослу­жа­щее ему духо­вен­ство рас­по­ла­га­ет­ся соот­вет­ствен­но по сто­ро­нам (это быва­ет, в част­но­сти, при чте­нии Апо­сто­ла за Литур­ги­ей), то в этих слу­ча­ях епи­скоп изоб­ра­жа­ет собой Хри­ста Все­дер­жи­те­ля, а духо­вен­ство – апо­сто­лов. Гор­нее место во вся­кое вре­мя явля­ет­ся обо­зна­че­ни­ем таин­ствен­но­го при­сут­ствия Небес­но­го Царя Славы.

Архи­ерей­ский трон

В боль­шин­стве при­ход­ских хра­мов Гор­нее место не оформ­ле­но воз­вы­ше­ни­ем и седа­ли­ще для епи­ско­па отсут­ству­ет. В таких слу­ча­ях там обыч­но ста­вит­ся лишь высо­кий под­свеч­ник с лам­па­дой, кото­рый епи­скоп при освя­ще­нии хра­ма дол­жен воз­жечь сво­ей рукой и водру­зить на Гор­нем месте. Во вре­мя бого­слу­же­ний на этом под­свеч­ни­ке долж­на гореть лам­па­да и (или) све­ча. Кро­ме архи­ере­ев и свя­щен­ни­ков, никто, даже диа­ко­ны, не име­ет пра­ва сидеть на ска­мьях Гор­не­го места. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли, совер­ша­ю­щие во вре­мя бого­слу­же­ния каж­де­ние, обя­за­тель­но кадят Гор­нее место, все при­сут­ству­ю­щие в алта­ре, про­хо­дя через него, обя­за­тель­но кла­ня­ют­ся, осе­няя себя крест­ным знамением.

Семи­свеч­ник

Вплот­ную к Пре­сто­лу, с его восточ­ной (даль­ней, если смот­реть из хра­ма, сто­ро­ны) обыч­но поме­ща­ет­ся семи­свеч­ник, пред­став­ля­ю­щий собой раз­де­лен­ный на семь ответв­ле­ний све­тиль­ник, на кото­ром нахо­дят­ся семь лам­пад, зажи­га­е­мых при бого­слу­же­нии. Сим­во­ли­зи­ру­ют эти лам­па­ды семь Церк­вей, кото­рые видел в Откро­ве­нии Иоанн Бого­слов, и семь Таинств Пра­во­слав­ной Церкви.

Вынос­ная (запре­столь­ная) ико­на Божьей Матери

Спра­ва от Пре­сто­ла рас­по­ла­га­ет­ся сосудохрани́лище, где хра­нят­ся в небо­го­слу­жеб­ное вре­мя свя­щен­ные сосу­ды (т. е. Потир, дис­кос, звез­ди­ца и др.) и ри́зница (или по-дру­го­му – диа́конник), в кото­рой нахо­дят­ся обла­че­ния духо­вен­ства. Спра­ва от Пре­сто­ла для удоб­ства свя­щен­но­слу­жи­те­лей име­ет­ся стол, на кото­рый пола­га­ют­ся ризы, при­го­тов­лен­ные для бого­слу­же­ния. Вооб­ще, в риз­ни­це кро­ме бого­слу­жеб­ных одежд хра­нят­ся бого­слу­жеб­ные кни­ги, ладан, све­чи, вино и просфо­ры для бли­жай­шей служ­бы и дру­гие пред­ме­ты, необ­хо­ди­мые для бого­слу­же­ний и раз­лич­ных треб. По при­чине боль­шо­го раз­но­об­ра­зия и раз­ли­чия вещей, хра­ня­щих­ся в риз­ни­це, она ред­ко быва­ет сосре­до­то­че­на в одном опре­де­лен­ном месте. Свя­щен­ные ризы обыч­но хра­нят­ся в осо­бых шка­фах, кни­ги – на пол­ках, дру­гие пред­ме­ты – в ящи­ках сто­лов и тумбочек.

Вынос­ной (запре­столь­ный) Крест

С север­ной и южной сто­рон Пре­сто­ла у семи­свеч­ни­ка, при­ня­то ста­вить вынос­ную ико­ну Божи­ей Мате­ри (с север­ной сто­ро­ны) и Крест с обра­зом Рас­пя­тия Хри­сто­ва (так назы­ва­е­мый запресто́льный – с южной) на длин­ных древ­ках. Умы­валь­ник для омо­ве­ния рук и уст свя­щен­но­слу­жи­те­лей перед Литур­ги­ей и после нее и место для кади́ла и угля может нахо­дить­ся как в север­ной, так и в южной части алта­ря. Перед Пре­сто­лом, спра­ва от Цар­ских врат у южной две­ри алта­ря, в кафед­раль­ных хра­мах при­ня­то ста­вить крес­ло для епископа.

Запре­столь­ный Крест

Раз­ное коли­че­ство окон в алта­ре сим­во­ли­зи­ру­ет следующее:

1. Три окна (или два раза по три: ввер­ху и вни­зу) – несо­здан­ный Тро­и­че­ский свет Божества.

2. Три ввер­ху и два вни­зу – Тро­и­че­ский свет и два есте­ства Гос­по­да Иису­са Христа.

3. Четы­ре окна – Четвероевангелие.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.